Пятница, 19.04.2024, 22:10
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы начальной школы » Математика

Целое и части. Закрепление взаимосвязи компонентов и результатов действий сложения и вычитания.
Учитель: Турова Наталья Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Образовательное учреждение: МАОУ «СОШ №15»
Предмет: математика
Класс: 1 «В»
Программа: Гармония
Автор учебника: Истомина Н.Б.
Тема урока:
«Целое и части». «Закрепление взаимосвязи компонентов и результатов действий сложения и вычитания».
Форма урока: урок-путешествие
Цель урока: закрепление знания детей по теме «целое и части».
Задачи:
• Закрепить взаимосвязь действий на основе понятий «целое» и «части»
• закрепить изученные вычислительные приёмы сложения и вычитания;
• повторить последовательность чисел в пределах 20;
• развивать математическую речь;
• развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, эмоции;
• развивать навык самооценивания;
• воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения.
Оборудование:
Презентация
Слайд 1- заяц с колобком
Слайд 2 – ряд чисел 2, 3, 1, 4, 8, 5.
8, 5, 4, 3, 2, 1
Слайд 3- волк с колобком
Слайд 4 – картинки с изображениями
Слайд 5- медведь с колобком
Слайд 6 - физминутка «Ромашковое поле»
Слайд 7 - слова колобка: « Ребята! Большое вам спасибо! Я решил набрать букет ромашек для бабушки и дедушки и вернуться домой. До свидания».
Слайд 8 – дерево (часть, целое)
Слайд 9 – Спасибо за урок!

Рисунок колобка, микрокалькуляторы на каждого ученика, геометрический материал «Ёлка», большие фигуры: круг, треугольник, прямоугольник, карточки: Жёлтые: солнышко, мячик, яблоко, репка. Зелёные: осиновый лист, яблоко, воздушный шар. Белый: ромашка; карточки-картинки с изображением предметов на каждого ученика, 2 части ромашки, 2 серединки, 3 лепестка с вопросами, выражения с равенствами 4+3=7, 3+4=7, 7-3=4, 7-4=3, чёрный маркер, таблички компонентов, много маленьких ромашек, карточки для работы в группе, заготовки деревьев 30 штук.

Ход урока
1. Организационный этап.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.

2. Мотивационный этап.
К нам на урок пришёл герой из сказки.
- Из какой сказки этот герой? (Колобок)
- Скажите, чем заканчивается сказка? (Колобка съедает лиса)
- Давайте попробуем изменить конец сказки и помочь колобку не попасть в зубы лисе? Поможем?
- Для этого надо выполнить задания сказочных героев. Готовы?

3.Мобилизирующий этап.
Устный счёт.
- Кого первого в лесу встретил колобок? (Зайца)

Слайд 1
Задания зайца.
1) Посчитайте от 8 до 15 (по цепочке)
Обратно от 20 до 10 (по рядам)

2) Нумерация. (Работа с микрокалькулятором.)
- Приготовьте микрокалькуляторы. Нажимаете на клавиатуре ответ.
1) Какое число стоит между числами 1 и 3? (2)
2) Какое число стоит между числами 2 и 4? (3)
3) Дано число 2, назовите предыдущее число? (1)
4) Дано число 5, назовите предыдущее число? (4)
5) Дано число 7, назовите последующее число? (8)
6) Дано число 4, назовите последующее число? (5)
Слайд 2
2, 3, 1, 4, 8, 5.
Открываю свою подсказку.
- Проверьте, такой ли у вас получился числовой ряд? (Дети сами проверяют свою работу)
- Помашите мне те, у кого такой ряд получился. (Дети машут мне руками).
- Сбросили.
- Расположите ряд чисел в порядке убывания. Набираете ряд чисел на калькуляторе. (Моя заготовка на доске. Взаимопроверка.)
- Помашите мне те, у кого такой ряд получился. (Дети машут мне руками).
Слайд 2

8, 5, 4, 3, 2, 1

3) Геометрический материал
- Из каких геометрических фигур состоит ёлка? (Треугольников, круга и прямоугольника)
- Сколько треугольников?(7) Сколько кругов? (1) Прямоугольников? (1)
- Разбейте геометрические фигуры на группы.
- По какому признаку разбили фигуры?
- Молодцы! Вы справились с заданиями зайчика. Зайчик покатился дальше.

4. Актуализация знаний.
- После зайца, кого встретил колобок (волка).
Слайд 3
Волк не хочет упускать свою добычу, придумал сложное задание и надеется, что вы с ним не справитесь.

По классу развешены геометрические фигуры. Найдите их (дети находят глазами место нахождение геометрических фигур). У вас на партах лежат карточки с картинками. Вы должны будете внимательно посмотреть и подумать, на какую геометрическую фигуру похож предмет, на ней нарисованный и подойти к нужной геометрической фигуре.
 (Дети разбились на группы.) По какому признаку вы объединились в группу.
 (Две группы приглашаю пройти на место. А третья группа разбивается на части — по цвету (круги).
Жёлтые: солнышко, мячик, яблоко, репка. Зелёные: осиновый лист, яблоко, воздушный шар. Белый: ромашка. Выйти на выражение 3 + 4 = 7)
Ребята, посмотрите и скажите на какие части можно разбить эту группу картинок?

- Почему не принимают ромашку в 1-ой группе? Во 2-ой? (Она белая)

Слайд 4

 Давайте мы её сделаем большой! Мы с вами в сказке? А в сказках можно колдовать?
 Произнесём волшебные слова «Крибле, крабле, бумс» (Дети закрывают глаза и произносят волшебные слова, на доске вывешиваю часть ромашки). Дети открывают глаза.
5. Постановка учебной задачи.
 Ребята, это ромашка? (Нет)
 Почему это не ромашка? (Нет лепестков, серединки)

 Надя, я вижу, у тебя на парте лежит лепесток. Выходи скорее к доске. На лепестке, ребята, что-то написано. Попробуй, Надежда, прочитать.
 1 лепесток. Какое равенство на сложение можно составить? (3+4=7 выставляю заготовку на доску.)

 А может кто-то другое равенство составит на сложение? (4+3=7 выставляю заготовку на доску.)
(Прикрепляю серединку ромашки с равенством 3+4=7 и 4+3=7)
 Что использовали при записи этого равенства? (Переместительное свойство сложения)

 Саша, у тебя на парте лепесток? Выходи, читай задание.
2 лепесток. Как называются числа при сложении?

 Николай, неси лепесток и читай задание.
3 лепесток. Что будет целое, части?
… иди, покажи в равенстве, где целое, а где части. Кого позовёшь себе на помощь?
 Ребята, что мы получили? (ромашку)
 А ромашка эта целое или часть?
 Из каких частей она состоит? (лепестков и середины).

- Молодцы!
- Как вы думаете, чем займёмся сегодня на уроке. (Будем повторять «целое» и «части», с помощью равенств устанавливать связи между сложением и вычитанием).
Будьте внимательны, может вы, заметите над, чем ещё мы будем работать.
- Молодцы! Вы справились с заданием злого волка. Колобок покатился дальше.

6. Работа в парах.
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
Слайд 5
На пути у колобка медведь.
Задание медведя.

- Давайте вернёмся к равенству 3+4=7. Какие числа вы использовали в равенстве?
(3, 4, 7 – выставляю карточки с цифрами).
Медведь просит вас поработать в парах и составить с этими числами ещё 2 равенства на вычитание. Откройте тетради, запишите 2 равенства на вычитание.

(Проверка: выкладывание ромашек. Чтобы получить ромашковое поле).

-Какие выражения вы записали на вычитание? (7-3=4, 7-4=3- выставляю карточки на доску.)

1) Как называются числа при вычитании?
2) Что при вычитании целое? Что части?
 У какой пары есть такие равенства, поднимите руки? Один человек из пары, у которой есть такое выражение, выйдите к доске. Прикрепите ромашку.
 Молодцы!
Слайд 6

- Посмотрите на равенства и скажите, как связано сложение с вычитанием?
- Над чем мы сейчас поработали? (Посмотрите на 1,2 равенства – какое действие? Посмотрите на 3,4 равенства, какое действие? Как получили 3 и 4 равенства?)

- Посмотрите, на пути у колобка выросло много ромашек. Как называется место, где растет много ромашек? (Поле)
- Что будет «целое»? (ромашковое поле) Что будет «части»? (ромашки)
Слайд 7-12

6. Физминутка. Презентация «Ромашковое поле».
- Колобок решил отдохнуть. Давайте и мы с ним отдохнём.
(Дети смотрят презентацию и повторяют движения за колобком).

7. Работа в группе.
- Молодцы! Ромашковое поле понравилось колобку. Ой, он что-то нам говорит, но я не могу его понять. Работаем в парах.
Вы объединяетесь в группы по 4 человека и должны расшифровать слово, которое хочет сказать колобок, решив выражения.
Ключ
7 4 5 7 3 8 6

8 - 3 =… 5(А) 3+5= … 8(Б) 7-4=… 3(И) 2+5=… 7(С)
7-3=… 4(П) 9-3=…6 (О)
- Что говорит Колобок 1-ой группе, 2 –ой …? (Спасибо)
-Молодцы!
- Ой, колобок что-то хочет сказать, давайте прочитаем.
Слайд 13
« Ребята! Большое вам спасибо! Я решил набрать букет ромашек для бабушки и дедушки и вернуться домой. До свидания».
- Ребята что эти слова значат. Мы хотели изменить конец сказки. Добились мы своего? (Да)

8. Итог урока. Рефлексия.
- Мы с вами хорошо потрудились, сегодня. Вы помогли колобку спастись от лисы.
- Давайте вернёмся к учебным задачам, которые ставили в начале урока.

На партах у вас лежит часть дерева. Чего нет на ваших деревьях. (Листьев). Возьмите в руки зелёный карандаш. Сейчас вы будете рисовать листочки. Если вы на уроке делали, то о чём я сейчас буду говорить, вы рисуете лист, если вы этого на уроке не делали – не рисуете. Будьте внимательны. Готовы?
1. Сегодня мы повторяли числа в пределах 20.
2. Закрепили связь сложения и вычитания.
3. Повторили геометрические фигуры.
4. Составляли примеры на сложение и вычитание.
5. Старались мыслить, были внимательными.
6. Учились работать в группе.
7. Склеивали на уроке бумагу.
- Какие прекрасные деревья у вас получились, поднимите их.
- Дерево это целое или часть? Что будет частями дерева?
Слайд 14

- А в целом выросло одно большое дерево. А в нём большая сила, как и в нашем классном коллективе. Вместе мы сможем многое.

- Молодцы!

- Спасибо за урок.
- Урок окончен.

Материал можно скачать по ссылке:
http://narod.ru/disk/54624328001.e39d0e346f70fd5b616fd39dde3bd3e8/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%9D.%D0%92.rar.htmlMy WebPage
Категория: Математика | Добавил: natashaturova (29.06.2012) | Автор: Турова Наталья Владимировна E
Просмотров: 2557 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]