Воскресенье, 11.12.2016, 10:58
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы начальной школы » Математика

Мультимедийное сопровождение формирования устных вычислительных умений и навыков в начальной школе
Мультимедийное сопровождение формирования устных вычислительных умений и навыков
в начальной школе


Современный человек придаёт всё меньше значимости собственным вычислительным умениям и навыкам, так как в настоящее время каждому доступна вычислительная техника. В связи с этим, нередкими являются случаи, когда выпускники не только начальной, но и основной школы допускают ошибки в вычислениях.
Основы вычислительных умений и навыков закладываются в начальной школе. По требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы по математике является умение обучающихся выполнять устно арифметические действия с числами, в пределах ста, а также сводящиеся к ним вычисления за пределами ста. Таким образом, проблема формирования вычислительной культуры обучающихся актуальна в настоящее время.
Овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение. Устные вычисления помогают младшим школьникам усвоить многие вопросы теории арифметических действий. Они являются основой приёмов письменных вычислений, так как последние включают в себя элементы устных вычислений. Практическая значимость устных вычислительных умений и навыков состоит в том, что быстрота и правильность вычислений необходимы в тех случаях, когда выполнить действия письменно или на калькуляторе не представляется возможным, или тогда, когда достаточно сделать прикидку результата вычислений.
В начальной школе на каждом уроке математики выделяется 5 – 10 минут для достижения правильности и автоматизма устных вычислений. В методике математики этот этап урока принято называть «Устный счёт». На данном этапе урока осуществляется воспроизведение и корректировка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя, контроль учителя за состоянием знаний таблиц сложения, вычитания, умножения и деления, вычислительных умений и навыков обучающихся.
Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Наиболее распространенными являются упражнения на нахождение значений числовых выражений и задания, для выполнения которых необходимо находить значения числовых выражений.
Задания устного счёта могут восприниматься обучающимися на слух, зрительно или обоими путями одновременно. (Слайд 2) При восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Для зрительного восприятия задание показывается всему классу на таблицах, карточках, плакатах, экране и т. п.. Запись задания облегчает обучающимися вычисления, т. к. им не надо запоминать числа.
Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, при этом в основном все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения, хотя возможна и парная, и групповая работа. (Слайд 3)
При проведении устного счёта большое значение придаётся обратной связи. В начальных классах практикуются разные способы её организации. Чаще всего, после того, как дети выполнят предложенное им задание, они поднимают руку и несколько учеников по выбору учителя устно сообщают ответ. Эффективно использование различных средств обратной связи – числового веера, цветовых сигнальных карточек, счётных закладок, набора разрезных карточек с цифрами и т. п. С помощью этих и других средств обратной связи учащиеся показывают результат вычисления или своё согласие/несогласие с прозвучавшим ответом. (Слайд 4)
В начальных классах, учитывая возрастные особенности младших школьников, при проведении устных вычислений рекомендуется использовать занимательные задания, наглядность, а также как можно больше устных упражнений проводить в форме игр, в т. ч. состязательных. Соблюдение этих рекомендаций повышает интерес детей к устным вычислениям, снижает их утомляемость. Выбирая игру для устного счёта, учитель должен руководствоваться тем, что игра не самоцель, а средство активизации вычислительной деятельности детей, что только та игра, которая даёт возможность охватить всех учащихся, каждому ученику выполнить наибольшее число вычислений, а учителю проконтролировать результат каждого ученика, будет способствовать полноценному формированию вычислительных умений и навыков.
К настоящему времени отработана методика организации устных вычислений, разработаны различные виды заданий для устного счёта. Весте с тем, современные технические средства обучения позволяют повысить эффективность процесса формирования вычислительных умений и навыков на уроках математики в начальных классах.
Одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса – применение в обучении информационных компьютерных технологий (ИКТ). В широком значении слова под ИКТ обучения понимается процесс подготовки и передачи информации обучающемуся посредством компьютерной техники и программных средств. Совокупность программно-аппаратных средств, отображающих информацию в зрительном и звуковом виде, называют мультимедиа. Один из видов мультимедиа – учебные мультимедийные презентации, наиболее доступным средством для создания которых является программа Power Point. В настоящее время при отсутствии в учебной аудитории технических средств, позволяющих индивидуально формировать и контролировать степень сформированности вычислительных умений и навыков, мультимедийные презентации являются наиболее востребованным средством организации этапа урока «Устный счёт» в начальной школе.
Мультимедийная презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких и динамичных опорных образов, что позволяет облегчить его усвоение и запоминание. По мнению психологов, использование мультимедийных презентаций помогает учителю привнести эффект дополнительной наглядности в занятия, что способствует повышению интереса обучающихся к учебному материалу, удержанию внимания ребёнка, усвоению материала быстрее и в большем объёме.
Учитывая возрастные особенности обучения младших школьников, выше сказанное актуально в аспекте формирования у них устных вычислительных умений и навыков.
Предлагаемые Вашему вниманию мультимедийные слайды (Приложение) не представляют собой единой презентации – они могут быть использованы на различных уроках, при формировании вычислительных умений и навыков по различным темам. Этим объясняется отсутствие единого дизайна данной презентации. Большинство слайдов снабжено краткими методическими рекомендациями по их использованию. Виды заданий для слайдов презентации отобраны из различных литературных источников, в том числе из книг Т. К. Жикалкиной.
Далее прокомментируем особенности разработки и методики использования некоторых слайдов предлагаемой Вашему вниманию презентации (Приложение).
На примере слайда (Слайд 5), фрагмент которого показан на рисунке 1, можно убедиться, что с помощью эффектов анимации легко продемонстрировать наглядно суть нового для детей вычислительного приёма, а также познакомить учащихся с его подробной записью.

Слайд к игровому упражнению, которое условно можно назвать «Угадай, что спрятано», легко разрабатывается с помощью средств Power Point. Работа со слайдом, представленным на рисунке 2 (Слайд 6), организуется следующим образом.

На геометрических фигурах, закрывающих иллюстрацию, по щелчку мыши появляются числовые выражения. Учащиеся показывают или называют значение очередного числового выражения. Затем, опять же по щелчку мыши, после знака равенства появляется правильный ответ. Далее геометрическая фигура и равенство на ней исчезают, а на их месте появляется фрагмент иллюстрации. При разработке слайда учитель сам определяет последовательность появления фрагментов иллюстрации так, чтобы в первую очередь появлялись те из них, по которым детям трудно догадаться, что изображено на ней. Тем самым, создаётся интрига, поддерживающая интерес учащихся при работе над заданием.
В отличие от предыдущего можно показать на слайде сразу все числовые выражения. (Слайд 7). При создании такого слайда целесообразно использовать триггеры, так как они позволяют самим детям выбирать очередное числовое выражение и, тем самым, определять последовательность появления фрагментов иллюстрации. Кроме того, целесообразно использовать эффекты анимации «выделение», чтобы все учащиеся видели, значение какого выражения в данный момент необходимо найти.
На экране может появляться не иллюстрация, а буквы имени «гостя урока». (Слайд 8). Работа с таким слайдом организуется также, как с предыдущим. Триггеры, «навешенные» на каждое числовое выражение, позволяют выбирать их в произвольном порядке. При наведении курсора на числовое выражение меняется его цвет, что позволяет сосредоточить на нём внимание учащихся. После того, как дети сообщат значение выражения, по щелчку мыши оно появляется после знака равенства, а затем равенство исчезает. На его месте появляется буква имени персонажа. Если по открывшимся буквам дети не угадают персонажа, вслед за щелчком мыши по слову «подсказка» на экране появится его изображение.
Множество игровых сюжетов для устного счёта может быть построено по правилам решения «круговых примеров»: значение каждого выражения является первым числом в следующем выражении. (Слайды 9, 10, 11).
Работа с такими слайдами организуется следующим образом. На экране учащиеся видят несколько числовых выражений, возле первого из которых находится персонаж или объект игрового сюжета (Рис. 3).

Учащиеся называют значение этого выражения, и по щелчку мыши оно появляется после знака равенства. Далее, также по щелчку мыши, выражение, которое начинается с этого числа, выделяется цветом, а персонаж перемещается к нему и т. д. пока он не окажется возле последнего выражения.
В большинстве упражнений на формирование вычислительных умений и навыков учащимся предлагается соотнести числовое выражение и его значение. Возможны три варианта оформления слайдов и подачи материала на них. В первом из них на слайде дети видят одновременно все выражения и их возможные значения. (Слайды 12, 14). В этом случае триггеры позволяют самим учащимся выбирать выражения. Во втором варианте первоначально на экране только значения выражений, а сами выражения появляются последовательно по щелчку мыши. (Слайд 13, 15, 16). В третьем варианте, наоборот, дети видят выражения, а их значения появляются по щелчку мыши после того, как дети назовут их. (Слайд 17). В двух последних вариантах последовательность появления выражений задаётся учителем при разработке слайда.
В заданиях на установление соответствия числового выражения и его значения используются самые различные игровые сюжеты. (Слайды 9,10 – 20).

В них учащиеся выполняют какие-либо сюжетные действия (например, «ловят рыбку», рис. 4), или «помогают» персонажу игры выполнить сюжетное действие («Помоги Матроскину разложить рыбу в миски»). Эффекты анимации позволяют детям пронаблюдать сюжетное действие, что оживляет урок и способствует повышению интереса к процессу вычислений.
Возможности Power Point позволяют заинтересовать детей выполнением привычных для них заданий типа «Шифровка» (Рис. 5)

Использование триггера расширяет возможности организации выполнения этого задания. (Слайд 19). Оно может быть сформулировано в двух вариантах: «Найдите букву, соответствующую указанному выражению» или «Найдите выражение, соответствующее указанной букве».
Возможности Power Point значительно облегчают учителю подготовку и организацию работы на уроке над заданием «Угадай числа!» (Рис. 6).

(Слайд 21). Триггеры позволяют «открывать» числа в той последовательности, которую укажут дети.
Коллекция фигур и средства Power Point позволяют при минимальных затратах времени создавать сюжетные рисунки для выполнения детьми заданий типа «Раскраска» (Рис. 7). (Слайд 22).

При выполнении различных заданий с магическими квадратами, анимационный эффект «выделение» позволяет сосредоточить внимание детей на тех числах, вычисления над которыми надо выполнить в данный момент времени. (Слайд 23).

В заданиях типа «Лабиринт» (Рис. 8) учитель с помощью триггеров может показывать на экране возможные пути выхода из лабиринта, причём в любом порядке, который выбирают дети. После обсуждения всех путей выхода из лабиринта, по щелчку мыши показывается перемещение объекта. (Слайды 24, 25).
Игры-соревнования позволяют повысить вычислительную активность учащихся. С помощью мультимедийного слайда известная игра «Меткий стрелок» может быть организована следующим образом. На экране – мишень. (Слайд 26). Последовательно появляются изображения пуль с записанными на них числовыми выражениями. Ученик, который первым назовёт значение выражения, получает очко. Правильность ответа контролируется перемещением пули в нужное кольцо.
Для формирования вычислительных умений и навыков в начальных классах чаще всего используется игра «Молчанка». (Слайды 27 – 31). Правила этой игры: на числовой фигуре учитель молча показывает числа и арифметическое действие, которое надо выполнить с этими числами, а дети, используя карточки с цифрами, молча показывают ответ. (Рис. 9)

Преимущество использования компьютера состоит в том, что всевозможные «числовые фигуры» легко создаются из коллекции фигур и рисунков SmartArt. Кроме того, числа и знаки арифметических действий появляются на экране по щелчку мыши, что позволяет учителю задавать темп работы. Звуковой сигнал, например звонок (Слайд 31), привлекает внимание детей, предупреждая о том, что на экране появится новое задание.
В ходе игры «Молчанка» дети могут записывать ответы. В этом случае удобно использовать мультимедийный слайд для организации самоконтроля и самооценки учащимися своей работы. (Слайд 32).
Различные варианты задания на отыскание закономерностей в числовых последовательностях весьма продуктивны не только в аспекте формирования вычислительных умений и навыков, но развития мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, аналогии. (Слайд 34).
В первом классе для формирования навыков сложения и вычитания чисел до 10 большое значение имеет усвоение учащимися наизусть состава однозначных чисел. В первое время дети заучивают состав чисел с опорой на всевозможные иллюстрации. В этом неоценимую помощь может оказать мультимедийный слайд с эффектами анимации. Наблюдая динамичную иллюстрацию, дети хором произносят состав числа. (Слайды 35 – 39).
Различные игровые сюжеты (Рис. 10), красочно представленные средствами Power Point, позволяют сделать процесс заучивания состава чисел непроизвольным и менее трудоёмким для первоклассников. (Слайды 38, 39).

Анализируя опыт мультимедийного сопровождения процесса формирования устных вычислительных умений и навыков в начальной школе, можно сделать следующие выводы. Мультимедийная презентация позволяет обучающимся визуально воспринимать материал (числовые выражения) для устных вычислений, что помогает детям сосредоточиться не на запоминании чисел, а на выполнении вычисления. При этом после каждого вычисления дети на экране видят и числовое выражение, и его значение, что способствует запоминанию результатов вычислений (особенно это важно для табличных случаев вычислений). Большим достоинством слайдов, создаваемых в программе Power Point и предназначенных для формирования вычислительных умений и навыков, является то, что любой из слайдов презентации при соответствующей корректировке, то есть изменении чисел и арифметических действий, а также статичных иллюстраций, может использоваться неоднократно, как при изучении одной и той же темы, так и при изучении разных тем. При этом все эффекты анимации сохраняются. Таким образом, экономится время учителя при подготовке урока. Другим преимуществом использования мультимедийной презентации является то, что в случае выявления в слайдах недостатков или ошибок, учитель может сравнительно легко, даже во время урока, устранить их. Кроме того, возможности компьютерных программ и ресурсов Интернета, позволяют более качественно, чем в бумажном варианте, иллюстрировать материал слайда. Занимательные, красочно оформленные задания на мультимедийных слайдах способствуют пробуждению у младших школьников познавательного интереса, который в свою очередь делает процесс формирования вычислительных умений и навыков более эффективным.
Несмотря на то, что к настоящему времени разработано большое количество мультимедийных материалов к урокам математики, в частности для проведения устного счёта, выражаем надежду, что слайды, предлагаемые в приложении к данной статье, будут полезны учителям начальных классов.

Приложение https://yadi.sk/i/-EtKbuKrbTcAY

Список литературы.
1. Жикалкина Т. К. Математика. 1 – 2 кл. – М.: Дрофа, 2000. – 192 с.: ил. – (Дидактические материалы).
Категория: Математика | Добавил: liurowa (14.09.2014) | Автор: Лыюрова Наталья Степановна E
Просмотров: 1737 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1  
Уважаемая Наталья Степановна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Третьей Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании».

Технический эксперт С.А.Морина.

2  
Добрый день! При размещении статьи я допустила ошибку: один и тот же рисунок вставлен два раза. Мне необходимо поменять один из них. 
Я следую указаниям п. 2. 3. о правке статей, но в верхнем правом углу, напротив названия статьи не появляется оранжевый треугольник. Пожалуйста, объясните как заменить рисунок в статье. 
Спасибо.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]