Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Екатериновка муниципального района Красноярский Самарской области Конспект урока
Предмет: русский язык Тема: «Правописание безударных окончаний имён существительных» Класс: 4 Учитель Покшиванова Лариса Валентиновна
Цель : закреплять и обобщать знания о правописании безударных окончаний имён существительных;
Задачи: Обучающие: -совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных; - усвоить особенности родительного, дательного и предложного падежей; - закрепить знания об именах существительных. Развивающие: -развивать орфографическую зоркость; - развивать устную и письменную речь; - развивать внимание, словесно-логическую память. Воспитательные: - воспитывать интерес к предмету; -воспитывать здоровый образ жизни; - воспитывать умение слушать и слышать одноклассников. - воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе. Коррекционные: - откорректировать пробелы в знаниях по теме: «Безударные окончания имён существительных».
Оборудование: мультимедийный проектор, домики не доске, карточки, памятки для слабых детей.
Ход урока: 1.Орг.момент. 2. Сообщение темы урока. - Ребята, шла я как-то вечером по улице и слышу разговор трёх мальчиков. Первый говорит: « Когда я вырасту, буду суперменом». Второй мальчик рассуждает: « А когда я вырасту, то буду бетменом». Третий мальчик сказал: « А, я хочу вырасти, стать богатырём и защищать свою Родину» (слайд 3). - Чья фраза вам больше понравилась? - Почему? -Назовите имена русских богатырей (картина Васнецова) (слайд 4). - Посмотрите, какими художник изобразил богатырей? -Как вы думаете, какое у них было здоровье? -Чтобы стать богатырём, нужно не только крепкое здоровье, но и знания. Сегодня на уроке мы поможем мальчику, получить знания по русскому языку, побываем в городе имен существительных и поговорим о здоровом образе жизни. - Открываем тетради, записываем число, классная работа.
3. Словарная работа. Станция « Новое слово» (слайд 5) Всему название дано – и зверю и предмету. Вещей вокруг полным - полно, а безымянных нету… Язык - и стар, и вечно нов! И это так прекрасно- В огромном море-море слов Купаться ежечасно! - Каждый день мы с вами работаем с новым словом. Узнаём из словарей толкование и историю слова. И сейчас нас ждёт слово богатырь ( на доске)
4. Минутка чистописания. (слайд 6) -Какой звук вы слышите в начале слова? (б) -Дайте характеристику этому звуку. - Пропишем заглавную букву Б в соединении со строчной. -Посмотрите и вспомните правильное написание этих букв. Бб На второй строчке пропишите слово богатырь и вспомните правильное соединение букв. Богатырь(слайд 7) 1. Сделайте морфологический разбор этого слова. 2.Детям было дано домашнее задание: найти значение слова в толковом словаре. - В разговоре людей часто можно услышать выражение: Богатырское здоровье, богатырский сон, богатырский рост. Как вы понимаете эти слова? ( рассуждения детей) - Составьте предложение со словом богатырь или богатырское здоровье( устно) Запишите предложение, данное на доске. Русский богатырь защищает родную землю. Выполните полный синтаксический разбор. -Найдите слова в предложении, в котором букв больше, чем звуков. -Найдите слова, в котором звуков больше, чем букв. -Найдите имена существительные, определите склонение и падеж.
5. Работа по теме урока. - На уроке мы с вами повторим всё, что изучали об именах существительных и закрепим правильное написание безударных падежных окончаний ( слайд 8, тема урока).
Богатыри нам покажут дорогу в город имен существительных. Впереди нас ждут задания на улице Склонений. -На улице склонений нас ждут новые слова, и мы берём с собой наше слово. - Прочитайте внимательно слова. Богатырь здоровье болезнь труд терпение зарядка олимпиада - Скажите, к какой части речи они относятся? -Докажите. -Что вы знаете об имени существительном? (слабым детям раздать схемы- помощники)
-Сколько склонений у имён существительных? -Какие существительные относятся к первому склонению? (на домики дети приклеивают окончания) - Какие существительные относятся ко второму склонению? ( работа у доски) - Какие существительные относятся к третьему склонению? ( работа у доски) -Распределите слова по своим домам (работа в тетради). -Какие существительные будут антонимами? ( здоровье-болезнь) -Какой образ жизни должен вести мальчик, чтобы его мечта сбылась? -Я прочитаю сейчас загадку, а ответ в ней подскажет нам то, что мы должны делать каждое утро. Чтобы мы никогда и ничем не болели, ( слайд 9) Чтобы щёки здоровым румянцем горели, Чтобы мы на пятёрки уроки учили, Чтобы в школе и дома мы бодрыми были, Чтобы было здоровье в отличном порядке, Всем нужно с утра заниматься ….( зарядкой) -Для чего мы должны делать зарядку? -Кто из вас по утрам делает зарядку?
Существительное « зарядка» приглашает нас на площадь падежей. Площадь падежей. - Сколько в русском языке падежей? -Просклоняйте слово зарядка ( по цепочке) В каких падежах у вас были затруднения в написании окончаний? Рп., Д.п, П.п. -Как проверить безударные окончания? Повторить окончания.
6.Физкульт. минутка Богатырь, он вот каков: показывают «силача» Он и силен и здоров, Он из лука стрелял, имитируют движения Метко палицу бросал, На границе стоял, Зорко, зорко наблюдал. Подрастаем мы, смотри, Станем, как богатыри! поднимают руки вверх.
На площад.., на плошадк.., в город…, по болезн…,о здоровь…, на речк…, без зарядк…, на лошад…, на камн.., к аптек…
Если нужно вставить окончание –е, дети приседают. Если -и дети стоят на месте и хлопают в ладоши.
На площади падежей готовится спортивная олимпиада и висит вывеска. Запишите и правильно вставьте окончание. В здоровом тел…здоровый дух ( слайд 10). Помогите вставить нужное окончание. Объясните. - Кому принадлежит это выражение?( А.В. Суворову) (слайд 11) -Что вы знаете об этом человеке?( группе ребят было дано задание подготовить сообщение о Суворове 2-3 мин) -У вас на столах лежит текст о детстве А.В. Суворова, прочитайте его. А.В.Суворов в детств… был очень слабым и хилым ребёнк…С самого детства он очень хотел стать военным, но понимал, что это невозможно. Слишком плохим было его здоровье. Тайком от нян..он стоял часами на ветру в осенние дождливые вечера. Зимой , когда все ещё спали, мальчик на улиц.. натирался снег…. Всю жизнь А.В.Суворов начинал свой день с обливания холодной водой и с зарядк… -Спишите те предложения, в которых нужно вставить окончание (самостоятельная работа). Проверка работы. (У детей лежат памятки. Если они затрудняются, могут ими воспользоваться.)
Чтобы вернуться домой, нам нужно преодолеть ещё одно препятствие. Вместе с Суворовым возвращаемся домой (слайд12). Игра « Переправа». На реке камни, на них слова.
По рек…, от рек…. на лодк.., на камн.., по дорог.., к лошад…, в мундир.., по переправ…, на мороз…, без лошад…., 1ряд отправляются вместе с Р.п. 2 ряд отправляются вместе с Д.п. 3 ряд отправляются вместе П.п. (Те ребята, которым сложно распределить слова на группы, пишут все слова подряд.)
7. Итог. Остановка « Подведи итог». -Что мы знаем с вами об именах существительных? -Как определить склонение ? - Как правильно написать безударное падежное окончание? -Что мы посоветуем мальчику, чтобы его мечта сбылась? - На что мы должны обратить внимание, чтобы быть здоровыми?
Даны слова лодка, велосипед, зарядка, футбол, олимпиада. Даны схемы. Нужно составить словосочетания.(слайд 13) 1.Плыть на ( 2скл, м.р., П.п..) 2. Заниматься на ( 1скл., ж.р., П.п.) 3. Нельзя жить без ( 1скл., ж.р., Р.п.) 4. Готовимся к ( 1 скл., ж.р.Д.п.)
8.Д/з. Написать 5 пословиц о здоровье , найти безударные окончания, объяснить их написание. (слайд 14)
Приложение
Карточка с заданием
А.В.Суворов в детств… был очень слабым и хилым ребёнк…С самого детства он очень хотел стать военным, но понимал, что это невозможно. Слишком плохим было его здоровье. Тайком от нян.. он стоял часами на ветру в осенние дождливые вечера. Зимой , когда все ещё спали, мальчик на улиц.. натирался снег…. Всю жизнь А.В.Суворов начинал свой день с обливания холодной водой и с зарядк…
Схемы – помощники
№1 Имя существительное
часть речи кто?что? предмет изм. по числам имеет род изм. по падежам
имеет 3 скл. ж.р. на конце с шипящ.пишется ь
№2 1скл. 2 скл. 3 скл. Р.п -и, ы -а,я -и Д.п - е - у,ю -и П.п - е - е -и
Уважаемая Лариса Валентиновна! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Третьей Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании».
Технический эксперт С.А.Морина.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]