Среда, 24.04.2024, 21:35
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы начальной школы » Русский язык

Урок русского языка по теме "Предложения с однородными членами"
Урок русского языка. 3 класс
ОС «Школа 2100»
ТЕМА: Предложения с однородными членами
Автор:
Захарова И.П., учитель начальных классов МБОУ «Лицей №1» г.Салават Республики Башкортостан
Используемый учебник:
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Русский язык. - М.: «Баласс», 2013

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности
- Улыбнитесь! Похлопайте в ладоши, у кого хорошее настроение.
Пожмите руку своему соседу, если вы добрый человек и готовы помогать другим!
Садитесь!
- Разгадайте ключевое слово нашего урока (Слайд №1)
ЖЕ ЛО ПРЕД Е НИ (предложение)
- Что называется предложением?
(Предложение – это слово или группа слов, связанных между собой по смыслу и выражающая законченную мысль)
- Какие виды предложений вы знаете (Слайд №2)
*по цели высказывания? (повествоват., вопросит., побудит.)
*по интонации? (восклицательные и невосклицательные)
*по наличию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные)
- Сегодня мы продолжим работу с предложением и сделаем новые открытия.

2. Актуализация знаний
Игра «Найди лишнее» (Слайд №3)
- Найдите лишнее слово. Объясните, почему вы так думаете?
1) подлежащее
глагол (это часть речи, остальные слова – члены предложения)
дополнение
2) подлежащее
сказуемое
определение (это второстепенный член предложения, остальные – главные)
- Как называются главные члены предложения? (грамматическая основа предложения)
- Составьте из слов предложение (SMART Board - №1)
Запишите с комментированием, устно объясняя знакомые орфограммы.
по, Весной, ручейки, дорогам, журчат, радостно
Весной по дорогам радостно журчат ручейки.
- Подчеркните грамматическую основу предложения (передвинуть прямоугольник на нужное слово)

3. Постановка проблемы
- Прочитайте строки (карточки) (SMART Board - №2)
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше.
- Понравилось вам это стихотворение Михаила Исаковского?
Каким вы представили себе образ ветра? (живым, озорным, веселым)
- Такой прием «оживления» неживых предметов в литературе называется… олицетворением.

- А теперь рассмотрим эту запись глазами человека, изучающего русский язык.
- Сколько здесь предложений?
- Подчеркните самостоятельно основу этого предложения.
- Проверим. Назовите основу предложения.
У кого другой ответ?
- У всех получились разные варианты. Возникло затруднение.
Почему? Ведь вы только что правильно нашли основу предыдущего предложения.
- Что интересного заметили в этом предложении?
Чем основа этого предложения отличается от основы предыдущего предложения? (В предыдущем предложении 1 подлежащее и 1 сказуемое. В этом предложении 1 подлежащее и несколько (3) сказуемых) (щелчок под словом ветер)
- Вы встретились с новым видом предложений, в котором к одному подлежащему относится несколько сказуемых.
Кто знает, как называются такие предложения?
- Где мы можем найти ответ на этот вопрос? (в учебнике)
(Где мы можем проверить, прав ли …?)
- Откройте учебник, с. 159, рамка
Прочитайте самостоятельно
- Как же называются такие члены предложения? (однородные)
- Кто сможет сформулировать тему урока? (Предложения с однородными членами) (вытянуть за красную точку в левом верхнем углу)
- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какова цель нашего урока? (будем учиться находить однородные члены предложения)

4. Открытие новых знаний
- Чтобы безошибочно находить однородные члены предложения, нужно знать их признаки.
Эти признаки вы сейчас постараетесь сформулировать, работая в группах.
Для этого проведите небольшое исследование, ответьте на поставленные вопросы у вас на карточках и сделайте вывод, какие же члены предложения называются однородными?

Прочитайте предложение.
Найдите и подчеркните главные члены предложения.
1) На какие вопросы отвечают выделенные слова?
Это один и тот же вопрос или разные?
2) К какому члену предложения относятся выделенные слова?
Это один и тот же член предложения или разные?
3) Каким членом предложения являются выделенные слова?
Это один и тот же член предложения или разные?

1 гр.
Бабочки, стрекозы кружились над душистыми цветами.
2 гр.
Бабочки порхали и кружились над душистыми цветами.
3 гр.
Бабочки весело, легко кружились над душистыми цветами.
4 гр.
Весёлые и озорные бабочки кружились над душистыми цветами.

Вывод.
Однородными называются члены предложения, которые
1) отвечают __________________________________________________
2) относятся __________________________________________________
3) являются __________________________________________________

- Проверим работу групп. Какие же выводы вы сделали?
Какие же члены предложения называются однородными? (SMART Board - №3)
Однородными называются члены предложения, которые
1. отвечают на один и тот же вопрос
2. относятся к одному и тому же члену предложения
3. являются одним и тем же членом предложения
- С какой интонацией произносятся однородные члены предложения? (вернитесь на с. 159)
4. произносятся с интонацией перечисления
Однородные члены соединяются с помощью интонации перечисления. Это еще один признак однородных членов предложения (последовательно нажимать на кнопки 1-4)
- Какие же члены предложения являются в ваших предложениях однородными?
1 гр? (бабочки, стрекозы – однородные подлежащие)
2 гр? (порхали, кружились – однородные сказуемые)
3 гр? (весело, легко – однородные второстепенные члены (обстоятельства)
4 гр? (веселые и озорные – однородные определения)
- Давайте сделаем еще один вывод, какие же члены предложения могут быть однородными?
(Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения)
- Сравните свои выводы с выводом в учебнике, с. 166, рамка
- Каким оказался ваш вывод? (наш вывод оказался верным)

- Вернемся к стихотворению. Назовите однородные члены.
Пользуясь признаками однородных членов, докажите, что мы правильно выделили однородные члены.
Какие же это однородные члены? (однородные сказуемые)

- Откройте с. 159
Как графически (на схемах) будем обозначать однородные члены предложения? (кружочками)
- В схемах обязательно нужно показать основу и однородные члены предложения. Другие члены предложения в схеме не указываются. Знаки препинания и союзы, если они есть, тоже нужно обязательно отразить на схеме.
- Составим схему предложения. Приготовьте линейки (SMART Board - №4)
Ветер – это подлежащее, обозначаем… одной чертой.
Вышел – это однородное сказуемое, обозначаем кружочком, внутри две черты
- Как разделяются однородные члены на письме (с помощью какого знака препинания?)
Ставим запятую
Постучал – это однородное сказуемое, обозначаем … кружочком, внутри… две черты
Ставим запятую
Пробежал - это однородное сказуемое, обозначаем … кружочком, внутри … две черты.
В конце предложения ставим точку.

- Продолжим работу в группах.
Ответственные подойдите ко мне.
Найдите схемы предложений, с которыми вы работали (карточки)

- Проверим (SMART Board - №5, нажать на кнопки, появляются предложения)
1 гр. Какую схему вы подобрали к своему предложению?
(аналогично 2-4 гр.)
(учитель прикрепляет схемы на доску в 2 столбика: 1 – с запятыми, 2 – с союзом)
- Сравните схемы слева и справа.
- Когда ставится запятая между однородными членами? А когда она не нужна? (SMART Board - №6, вытянуть в центр желтые рамки)
- Проверьте свои наблюдения по тексту правила в учебнике, с. 163
– Что же разделяет однородные члены в письменной речи? (Запятая.)
– А что соединяет? (Союз и.) и интонация

5. Первичное закрепление
- Найдите предложения с однородными членами (SMART Board - №7, при щелчке по лишнему предложению, оно исчезает)
- с комментированием:
Солнце светит и согревает землю.
Начинается прилёт птиц.
Появляются первые подснежники, мать-и-мачеха.
Распускаются серёжки на деревьях.
- самостоятельно:
Радуются весне суетливые воробьишки.
Грачи, скворцы возвращаются с юга.
- Подчеркните основу предложений.
Назовите однородные члены предложения.
- К какому предложению подходит схема(вытянуть за оранжевые точки)
- Прочитайте записанные предложения.
Что вы можете о них сказать? Можно ли их назвать текстом? Почему?

6. Итог урока
- Назовите ключевые слова урока (однородные члены предложения, запятая, союз, схема, интонация перечисления)
- Что вы узнали об однородных членах предложения?
- Где вам пригодятся эти знания?
- Чью работу на уроке вы хотели бы отметить? Кого поблагодарить? За что?
Д/з по выбору:
С. 161 упр. 427 или придумать и записать продолжение текста – 2-3 предложения с однородными членами

Используемые материалы:
http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1974 – методические рекомендации к урокам русского языка

Ссылка на приложение: https://yadi.sk/d/eeJjpLa8a7NSD
Категория: Русский язык | Добавил: ZIP71 (20.08.2014) | Автор: Захарова Ирина Павловна E
Просмотров: 2127 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 morina  
Уважаемая Ирина Павловна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Третьей Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании».

Технический эксперт С.А.Морина.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]