Урок русского языка по теме "Предложения с однородными членами"
Урок русского языка. 3 класс ОС «Школа 2100» ТЕМА: Предложения с однородными членами Автор: Захарова И.П., учитель начальных классов МБОУ «Лицей №1» г.Салават Республики Башкортостан Используемый учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Русский язык. - М.: «Баласс», 2013
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности - Улыбнитесь! Похлопайте в ладоши, у кого хорошее настроение. Пожмите руку своему соседу, если вы добрый человек и готовы помогать другим! Садитесь! - Разгадайте ключевое слово нашего урока (Слайд №1) ЖЕ ЛО ПРЕД Е НИ (предложение) - Что называется предложением? (Предложение – это слово или группа слов, связанных между собой по смыслу и выражающая законченную мысль) - Какие виды предложений вы знаете (Слайд №2) *по цели высказывания? (повествоват., вопросит., побудит.) *по интонации? (восклицательные и невосклицательные) *по наличию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные) - Сегодня мы продолжим работу с предложением и сделаем новые открытия.
2. Актуализация знаний Игра «Найди лишнее» (Слайд №3) - Найдите лишнее слово. Объясните, почему вы так думаете? 1) подлежащее глагол (это часть речи, остальные слова – члены предложения) дополнение 2) подлежащее сказуемое определение (это второстепенный член предложения, остальные – главные) - Как называются главные члены предложения? (грамматическая основа предложения) - Составьте из слов предложение (SMART Board - №1) Запишите с комментированием, устно объясняя знакомые орфограммы. по, Весной, ручейки, дорогам, журчат, радостно Весной по дорогам радостно журчат ручейки. - Подчеркните грамматическую основу предложения (передвинуть прямоугольник на нужное слово)
3. Постановка проблемы - Прочитайте строки (карточки) (SMART Board - №2) Осторожно ветер Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше. - Понравилось вам это стихотворение Михаила Исаковского? Каким вы представили себе образ ветра? (живым, озорным, веселым) - Такой прием «оживления» неживых предметов в литературе называется… олицетворением.
- А теперь рассмотрим эту запись глазами человека, изучающего русский язык. - Сколько здесь предложений? - Подчеркните самостоятельно основу этого предложения. - Проверим. Назовите основу предложения. У кого другой ответ? - У всех получились разные варианты. Возникло затруднение. Почему? Ведь вы только что правильно нашли основу предыдущего предложения. - Что интересного заметили в этом предложении? Чем основа этого предложения отличается от основы предыдущего предложения? (В предыдущем предложении 1 подлежащее и 1 сказуемое. В этом предложении 1 подлежащее и несколько (3) сказуемых) (щелчок под словом ветер) - Вы встретились с новым видом предложений, в котором к одному подлежащему относится несколько сказуемых. Кто знает, как называются такие предложения? - Где мы можем найти ответ на этот вопрос? (в учебнике) (Где мы можем проверить, прав ли …?) - Откройте учебник, с. 159, рамка Прочитайте самостоятельно - Как же называются такие члены предложения? (однородные) - Кто сможет сформулировать тему урока? (Предложения с однородными членами) (вытянуть за красную точку в левом верхнем углу) - Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какова цель нашего урока? (будем учиться находить однородные члены предложения)
4. Открытие новых знаний - Чтобы безошибочно находить однородные члены предложения, нужно знать их признаки. Эти признаки вы сейчас постараетесь сформулировать, работая в группах. Для этого проведите небольшое исследование, ответьте на поставленные вопросы у вас на карточках и сделайте вывод, какие же члены предложения называются однородными?
Прочитайте предложение. Найдите и подчеркните главные члены предложения. 1) На какие вопросы отвечают выделенные слова? Это один и тот же вопрос или разные? 2) К какому члену предложения относятся выделенные слова? Это один и тот же член предложения или разные? 3) Каким членом предложения являются выделенные слова? Это один и тот же член предложения или разные?
1 гр. Бабочки, стрекозы кружились над душистыми цветами. 2 гр. Бабочки порхали и кружились над душистыми цветами. 3 гр. Бабочки весело, легко кружились над душистыми цветами. 4 гр. Весёлые и озорные бабочки кружились над душистыми цветами.
Вывод. Однородными называются члены предложения, которые 1) отвечают __________________________________________________ 2) относятся __________________________________________________ 3) являются __________________________________________________
- Проверим работу групп. Какие же выводы вы сделали? Какие же члены предложения называются однородными? (SMART Board - №3) Однородными называются члены предложения, которые 1. отвечают на один и тот же вопрос 2. относятся к одному и тому же члену предложения 3. являются одним и тем же членом предложения - С какой интонацией произносятся однородные члены предложения? (вернитесь на с. 159) 4. произносятся с интонацией перечисления Однородные члены соединяются с помощью интонации перечисления. Это еще один признак однородных членов предложения (последовательно нажимать на кнопки 1-4) - Какие же члены предложения являются в ваших предложениях однородными? 1 гр? (бабочки, стрекозы – однородные подлежащие) 2 гр? (порхали, кружились – однородные сказуемые) 3 гр? (весело, легко – однородные второстепенные члены (обстоятельства) 4 гр? (веселые и озорные – однородные определения) - Давайте сделаем еще один вывод, какие же члены предложения могут быть однородными? (Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения) - Сравните свои выводы с выводом в учебнике, с. 166, рамка - Каким оказался ваш вывод? (наш вывод оказался верным)
- Вернемся к стихотворению. Назовите однородные члены. Пользуясь признаками однородных членов, докажите, что мы правильно выделили однородные члены. Какие же это однородные члены? (однородные сказуемые)
- Откройте с. 159 Как графически (на схемах) будем обозначать однородные члены предложения? (кружочками) - В схемах обязательно нужно показать основу и однородные члены предложения. Другие члены предложения в схеме не указываются. Знаки препинания и союзы, если они есть, тоже нужно обязательно отразить на схеме. - Составим схему предложения. Приготовьте линейки (SMART Board - №4) Ветер – это подлежащее, обозначаем… одной чертой. Вышел – это однородное сказуемое, обозначаем кружочком, внутри две черты - Как разделяются однородные члены на письме (с помощью какого знака препинания?) Ставим запятую Постучал – это однородное сказуемое, обозначаем … кружочком, внутри… две черты Ставим запятую Пробежал - это однородное сказуемое, обозначаем … кружочком, внутри … две черты. В конце предложения ставим точку.
- Продолжим работу в группах. Ответственные подойдите ко мне. Найдите схемы предложений, с которыми вы работали (карточки)
- Проверим (SMART Board - №5, нажать на кнопки, появляются предложения) 1 гр. Какую схему вы подобрали к своему предложению? (аналогично 2-4 гр.) (учитель прикрепляет схемы на доску в 2 столбика: 1 – с запятыми, 2 – с союзом) - Сравните схемы слева и справа. - Когда ставится запятая между однородными членами? А когда она не нужна? (SMART Board - №6, вытянуть в центр желтые рамки) - Проверьте свои наблюдения по тексту правила в учебнике, с. 163 – Что же разделяет однородные члены в письменной речи? (Запятая.) – А что соединяет? (Союз и.) и интонация
5. Первичное закрепление - Найдите предложения с однородными членами (SMART Board - №7, при щелчке по лишнему предложению, оно исчезает) - с комментированием: Солнце светит и согревает землю. Начинается прилёт птиц. Появляются первые подснежники, мать-и-мачеха. Распускаются серёжки на деревьях. - самостоятельно: Радуются весне суетливые воробьишки. Грачи, скворцы возвращаются с юга. - Подчеркните основу предложений. Назовите однородные члены предложения. - К какому предложению подходит схема(вытянуть за оранжевые точки) - Прочитайте записанные предложения. Что вы можете о них сказать? Можно ли их назвать текстом? Почему?
6. Итог урока - Назовите ключевые слова урока (однородные члены предложения, запятая, союз, схема, интонация перечисления) - Что вы узнали об однородных членах предложения? - Где вам пригодятся эти знания? - Чью работу на уроке вы хотели бы отметить? Кого поблагодарить? За что? Д/з по выбору: С. 161 упр. 427 или придумать и записать продолжение текста – 2-3 предложения с однородными членами
Используемые материалы: http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1974 – методические рекомендации к урокам русского языка
Ссылка на приложение: https://yadi.sk/d/eeJjpLa8a7NSD
Уважаемая Ирина Павловна! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Третьей Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании».
Технический эксперт С.А.Морина.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]