Пятница, 09.12.2016, 20:26
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы начальной школы » Русский язык

Урок сжатого изложения по очерку К. Г. Паустовского "Великий сказочник"

Цель урока:
- научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Задачи
- подготовить студентов к написанию сжатого изложения художественного стиля;
- воспитание любви к чтению, к литературе, к книге;
Оборудование: дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося), презентации в формате Microsoft PowerPoint 2007, Windows Movie Maker,
выставка книг, бейджи для членов команды, иллюстрации к сказкам Андерсена, лист со словом «Сказка»

Межпредметные связи: литература, детская литература, педагогика, психология.

План

1 Оргмомент
2 Беседа со студентами (ассоциативные листки), беседа по творчеству писателей
3 Выступление биографов
4 Чтение текста
5 Беседа по содержанию, выделение основной мысли, микротем
6 Повторное чтение текста по смысловым отрезкам, составление плана
7 Исследовательская работа по тексту
-сжатие текста
-анализ языковых средств
- орфографическая и пунктуационная работа
8 Подведение итогов Отчет аналитиков.
9 Самостоятельная работа

Ход урока
1 Оргмомент
Тема урока
Темой нашего урока является подготовка к сжатому изложению по очерку К. Г. Паустовского «Великий сказочник». Произведение русского писателя было выбрано не случайно. Во-первых, как будущие педагоги, воспитатели, вы должны привить своим воспитанникам любовь к чтению, книге, преподнося им книгу как чудо, способное творить волшебства. А сделать это надо искренне, и прежде всего любить хорошую книгу самому.
Ну а во-вторых, совсем скоро весь мир будет праздновать День книги.
Ежегодно, в день рождения Ганса Христиана Андерсена, - 2 апреля – празднуется Международный день детской книги. Начиная с 1967, года по инициативе и решению Международного совета по детской книге 2 апреля весь мир отмечает Международный день детской книги, подчёркивая тем самым непреходящую роль детской книги в формировании духовного и интеллектуального облика новых поколений Земли.
На уроке мы должны будем поработать над текстом – отрывком из очерка и на второй полупаре написать сжатое изложение.
В ходе урока мы будем работать в микрогруппах – 2 творческие группы, исполнители и аналитики. Задача каждой микрогруппы: выполнить свои задания, а аналитики, помимо этого в конце урока ещё анализируют работы микрогрупп и каждого участника.
2 Беседа со студентами (ассоциативные листки).
На доске развешаны перевернутые иллюстрации к сказкам Андерсена. В центре - лист со словом «сказка» Студенты выходят к доске и записывают на листах ассоциации к этому слову. (прим.: добро, чудо, волшебство, красота, радость, детство). Перевернуть листы с иллюстрациями, сложить, скрепить в виде книги. Вот сколько положительных эмоций даёт книга со сказками.
- Слово «сказка» неразрывно связано с детством. Каждый, наверное, помнит своё детство, а особенно какие –то счастливые, радостные события. Антуан де Сент-Экзюпери как-то сказал: «Если вы спросите, откуда я родом, я пришёл из детства, как из страны… Я возвращаюсь памятью в детство, чтобы почувствовать себя под высокой защитой» Вот и мы совершим своё путешествие в детство. Наверное, все из вас читали сказки Ганса Христиана Андерсена и в детстве, и даже когда вышли из детства. Скажите, какие чувства вызвали у вас впервые прочитанные сказки? Изменились ли они при чтении уже спустя время? Расскажите.
Сегодня мы будем работать по очерку «Великий сказочник» К. Г. Паустовского и узнаем, какие же чувства вызвала книга со сказками Андерсена у русского писателя, когда он был ещё маленьким.
-Что общего в творчестве у этих двух писателей?
А сейчас послушаем биографов, которые подготовили информацию об этих двух писателях.
3 Выступление биографов
Ганс Христиан Андерсен был самым любимым писателем для Паустовского. Он писал о нём как о боге и книжки про Андерсена в середине 20 века выходили обычно с предисловием Паустовского.
Паустовский, как и Андерсен был тонким ценителем прекрасного. Красота завораживала его, дарила ему вдохновение. С его точки зрения главным умением писателя было «искусство видеть мир».
4 Чтение текста Во время чтения –показ анимированного фильма
Читает 1 студентка
5 Беседа по содержанию, выделение основной мысли, микротем
После чтения показ слайдов, цвета которых (жёлтый, зелёный, красный) – сигнал ответа определённой группы
1 Выявить основную мысль текста –зел.
2 Выявить основную мысль текста с помощью конструирования предложения –жел.
3Выявить микротемы -зел
составить схемы ключевых слов-жел
4 Назвать тип текста (повествование, описание, рассуждение) Доказать.-жел
5С чего начинается повествование в тексте? Как называется такой приём в литературе?-зел
6 Каким предстал Андерсен? Что он «оставил» мальчику? -жел
7 Что символизирует роза? цвета? -зел
Белые розы приносят в наш мир величественную и одновременно скромную красоту. Белые розы способны передавать восхитительное позитивное чувство мира и спокойствия.
Величественность, красоту восприятия мира и умение делиться ею с другими и передал Андерсен маленькому мальчику Косте, ставшему впоследствии русским писателем.
8 В чём особенность вечера? Можно ли узнать об этом из текста? жел
9 Почему мальчик не обратил внимания на елку? жел
10 Что говорится о книге?
11 В чем проявляется слияние сна и яви в рассказе?-зел
Волшебство во сне, когда Андерсен обронил розу и в книге, которую читал мальчик. Мальчик обладал богатым воображением, поэтому сон и явь в рассказе искусно сливаются, это дает возможность автору сказать, что волшебство есть и в реальности, надо только уметь его видеть.
12 Как вы понимаете предложение: Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша семья.-зел
13 Как можно озаглавить текст? зел (Белая роза Андерсена, Знакомство со сказочником, Особенный вечер.)
6 Повторное чтение текста по смысловым отрезкам, составление плана
Читают исполнители, озаглавливает –творческая группа
1 Сон наяву
2Особенный вечер
3Подарок мамы
4Сказочник, научивший добру.
7 Исследовательская работа по тексту
-сжатие текста (памятка по сжатию) Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.
-Какие предложения можно сократить? Каким образом?. 1,2 абзац – исполнители, 3,4 –творческая группа
Орфографическая и пунктуационная работа
-Есть ли в тексте простые предложения? Чем они осложнены?- творческая группа
-Для исполнителей: Разберите и объясните написание слов (с использованием орфографического словаря):
Серебряный, по этому случаю, датский, раскрыл, рассматривал, андерсоновских.
Подберите синонимы к словам и словосочетаниям: старомодные писатели, привиделось, обронил, не обратил внимания, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта.
Найдите антонимы в последнем предложении. Какие это антонимы? Языковые или контекстуальные?
Перескажите текст сжато.
8 Подведение итогов. Отчет аналитиков.
Мы завершили урок, но только начинаем говорить о роли книги. Я желаю, чтобы вы почувствовали вкус к чтению и прививали его своим будущим воспитанникам. А также хотелось бы, чтобы у каждого из вас была своя сокровенная книга, которую вы могли бы перечитывать и каждый раз открывать в ней что-то новое.
9 Самостоятельная работа



Приложение

Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Христианом Андерсеном. Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. Веселый датский сказочник встретил меня на пороге нового века. Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза. Сразу же вся комната наполнилась ее серебряным светом и непонятным медленным звоном. Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша семья. Случай с Андерсеном был тем явлением, которое старомодные писатели называли "сном наяву". Просто это мне, должно быть, привиделось.
В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали елку. По этому случаю взрослые отправили меня на улицу, чтобы я раньше времени не радовался елке. Я знал со слов взрослых, что этот вечер был совершенно особенный. Чтобы дождаться такого же вечера, нужно было прожить еще сто лет. А это, конечно, почти никому не удастся. Я спросил у отца, что значит "особенный вечер". Отец объяснил мне, что этот вечер называется так потому, что он не похож на все остальные.
Действительно, тот зимний вечер в последний день девятнадцатого века не был похож на все остальные.
Когда я вернулся домой, то увидел, что около елки лежала толстая книга - подарок от мамы. Это были сказки Христиана Андерсена. Я сел под елкой и раскрыл книгу. В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. Приходилось осторожно отдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть эти картинки, липкие от краски. Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку. Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом - сказку о снежной королеве. Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом. Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу. С тех пор мое представление о нем всегда было связано с этим приятным сном.
Тогда я еще не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. Я не знал, что в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые. Это я понял гораздо позже. Понял, что мне просто повезло, когда в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.

ссылка на приложение:
https://yadi.sk/d/aQXuhI4yXTK2y

Категория: Русский язык | Добавил: Ellinaig (26.07.2014) | Автор: Карасаева Эллина Эмировна E
Просмотров: 5736 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Эллина Эмировна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Третьей Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании».

Технический специалист С.А.Морина.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]