Проектная деятельность учащихся в связи с переходом на ФГОС
Исследовательская деятельность обучающихся при переходе на ФГОС.
Бурлова Ольга Николаевна, учитель физики; Шалаева Светлана Александровна, учитель географии
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». Одной из самых оптимальных форм решения данной задачи является исследовательская деятельность обучающихся, основная функция которой - инициирование учеников к познанию мира и себя в этом мире. Важно, что работа над проектом предполагает и обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрел в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем. С 2012 года в нашем методическом объединении работает творческая группа по теме: «Использование элементов статистики в областях естественных наук». В группу входят все учителя естественных наук. Цель работы – разработка интегрированных уроков на основе статистики. Сейчас все учителя, работающие в группе, успешно реализуют приобретённый опыт в направлении проектно-исследовательской деятельности, так как исследовательская деятельность тесно связана с элементами статистики. В настоящее время можно выделить два направления нашей работы: интеграция предметов естественнонаучного цикла и вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность, которую можно проводить на уроках, а также на занятиях кружка или элективного курса. В нашей школе создано школьное научное общество учащихся (НОУ). Цель школьного НОУ – выявление наиболее интеллектуально одаренных детей, развитие их творческих способностей, активное включение в процесс самообразования и саморазвития. Также, НОУ осуществляет следующие задачи: - содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний; - знакомить школьников с методами и приемами научного поиска; - учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать материал, выявлять и формулировать проблемы, грамотно оформлять научную работу, выступать перед аудиторией с докладами; - способствовать профессиональному самоопределению учащихся. Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций: - развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки; - формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований; - даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности; - воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности; - благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению. Работа в НОУ ведется в разных формах: через индивидуальную деятельность с учащимися, и массовую (конференции, конкурсы) Деятельность НОУ в 2013-2015 учебных годах осуществлялась согласно плана, который предусматривал этапы работы по организации и подготовке к школьной научной конференции юных исследователей «Путь к успеху»: • сентябрь –октябрь - подготовительный этап; • ноябрь–февраль–практический этап; • март –аналитический; • апрель –коррекционный Участники школьного общества включены в три возрастные группы – «Юниор», среднее и старшее звено. В единый творческий процесс вовлечены все возрастные группы, что позволяет развивать системный стиль мышления, умение работать в команде при участии школы в конференциях и конкурсах. Учителя-предметники, курирующие работу обучающихся составляют индивидуальный график консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований обучающихся; выясняют индивидуальные особенности ученика, уровень знаний и умений, при этом педагог – куратор, в ходе работы развивает познавательные интересы, помогает ориентироваться и анализировать объём информации. Участвуя в работе общества, ученик приобретает свой первый социальный опыт – выступление на аудиторию, презентация своей работы. Первичная защита исследовательских и творческих работ учащихся проходит на школьной НПК, а затем школьники принимают активное участие в конкурсах и конференциях городского, областного и Всероссийского уровней. В 2014-2015 учебном году в НОУ работали 22 педагога. В школьной НПК «Путь к успеху» приняли участие 52 обучающихся, количество работ учащихся – 54, дипломов городского, областного и всероссийского уровней – 22 (городской уровень– 19; межрегиональный – 1 и российский уровень -2): 5 дипломов 1 степени, 10 дипломов 2 степени, 7 диплом 3 степени. На школьной конференции свои исследовательские работы представляют учащиеся, начиная с 1 класса. Интересно то, что есть ребята, которые настолько увлеклись исследовательской деятельностью, что выполняют и представляют на конференции сразу по несколько работ в различных секциях (слайды 10-12). Постоянно повышается качество творческих работ детей, расширяется тематика исследований. Последние работы наших учеников: «Волшебные пузырьки или горькая правда о сладкой газировке», «Физико-химические превращения белков», «Семь чудес Череповца», «Чем запивать лекарства», «Мы купили апельсин»; творческий проект «Опоки», виртуальная экскурсия «вверх по Сухоне-реке», интеллектуальные игры «Самый умный», «Город на Шексне» и «Морской бой» (слайды 13.14). Создание интеллектуальных игр по предмету самими обучающимися является так же одним из направлений нашей работы. Наши ученики являются активными участниками конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций на городском и Всероссийском уровне. Подводя итоги, можно сделать вывод, что использование проектно-исследовательского метода в обучении школьников в полной мере способствует формированию УУД и ключевых компетенций в рамках перехода на новый государственный образовательный стандарт (слайд 3) и является одним из важных направлением работы педагога в будущем. В презентации представлены фрагменты исследовательских работ наших учащихся.
Уважаемые Ольга Николаевна и Светлана Александровна, данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в IV Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании».Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Конференции и публикации образовательного материала в Интернете на сайте Факультета Мультимедиа технологий образовательного портала «Мой университет». http://moi-universitet.ru/schoolkonkurs/mmconferenciya/ Сертификат, после оплаты его стоимости, будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. Тех. эксперт С.В. Митрохина