Кузнецова Ирина Сергеевна,
учитель биологии и экологии
Образовательное учреждение
МБОУ лицей №28 имени Н. А.
Рябова
Федеральный округ России (или
страна СНГ для участников ближнего зарубежья)
ЦФО
Республика/край
Тамбовская область
Город/поселение
Г. Тамбов
Методическая информация
Тип урока (мероприятия,
занятия)
Обобщение ранее изученного
материала, поисково- исследовательский, проблемный
Цели урока (мероприятия,
занятия)
(образовательные, развивающие,
воспитательные)
Построение и доказательство
гипотезы о природе происхождения редких мутаций.
Задачи урока (мероприятия,
занятия)
Организованно работать в
микрогруппах (парах), эффективно использовать материал об определённых
мутациях, добытый самостоятельно предварительно при подготовке к занятию, развивать
умение обобщать и делать выводы, приводить аргументированные научные доводы.
Используемые
педагогические технологии, методы и
приемы
Активные методы обучения,
проблемная постановка
основополагающего вопроса, технология модерации, элементы технологии
дебаты
Время реализации урока
(мероприятия, занятия)
2 часа ( 2, 5)
Знания, умения, навыки и
качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
(мероприятия, занятия)
Понятие «мутации»,
классификации мутаций, причины распространённых мутаций у растений, животных
и микроорганизмов- закрепление; развитие навыков совместной работы, умения
принимать точку зрения аппонентов, отстаивать свою, аргументировано
доказывать, делать выводы в
доказательство или опровержение выдвинутой гипотезы.
Необходимое оборудование и
материалы
Компьютер, программа по
созданию презентации, доска
Дидактическое
обеспечение урока (мероприятия, занятия)
Теоретическая готовность
учащихся, т. к. владеют базовым материалом по мутациям, предварительная
подготовка научных сведений о конкретном виде мутации в микрогруппах
(индивидуально или в парах)-
самостоятельная работа, с последующим совместным обсуждением.
Список
учебной и дополнительной литературы
Журнал «NatGeo», учебник профильного уровня «Биология»
10-11, П. М. Бородин и др., справочник по медицине и клинической практике
«Тело человека», ресурсы интернет. Курс лекций по
программе углубленного изучения биологии и экологии в профильных классах по
работе с одарёнными детьми ( автор Кузнецова И. С.), Мутации- словарь научных
терминов,АуэрбахШ., Проблемы
мутагенеза, пер. с нем., М., 1978; Томилин Н.В., Генетическая стабильность
клетки,. Л., 1983; Хесин Р.Б., Непостоянство генома, М., 1984; Алиханян С.
И., Акифьев А. П., Чернив Л. С, Общая генетика, М., 1985.Г. Б. Завильгелъский.
Ход и содержание урока (мероприятия,
занятия),
деятельность учителя и учеников.
Мотивация учащихся
Работа обостряет у учащихся
соревновательный дух, чей материал окажется интереснее и полновеснее, подбор
лучших изображений, готовность отстаивать свою точку зрения, чья гипотеза
окажется вернее и вероятнее, по крайней мере.
Подробное описание всех этапов
урока (мероприятия, занятия). Количество
недостающих строк добавляет автор.
1.Этап повторения и обобщения общих сведений (работа
фронтальная) о понятий « мутация», видах
их классификаций ( одна из них представлена на слайде), повторить
разновидности всех этих мутаций- можно предложить экспресс –тест по
определению по схемам разновидностей генных, геномных и хромосомных мутаций.
Определение роли мутаций в процессе эволюции.
2.Этап
поисково-исследовательской деятельности. Учащиеся предварительно получили задание
по подготовке материала о конкретных видах мутаций( индивидуально или
попарно), включающее подбор фактических сведений о механизме и причинах этих
аномалий, подбор изображений этих мутаций: формировалось пять групп по
изучению вопросов: прогерия, стигматы, человек- дерево, мутация по изменению
цвета глаз у людей, «рогатые люди», в доказательство реальности этих явлений и часты встречаемости в мире и
на территории России. На доске формулируется гипотеза происхождения мутаций,
учитель поэтапно создаёт слайдовую презентацию рабочего материала, возможно
при помощи учащихся( технически). Поскольку не вся группа знакома со всеми
вопросами, данными на самостоятельную подготовку, то каждая микрогруппа
представляет информацию о проделанной работе и предлагает к обсуждению
вопросы о вероятных причинах подобных изменений в организме человека,
аргументируя свою точку зрения, а учитель выстраивает диалог, направляет его,
дабы услышать противовесные точки зрения. Выявленный причины данной мутации
фиксируются на очередном слайде и так по каждой из пяти аномалий.
3.Подведение
итого работы. На доске отмечаются
факты в пользу природного происхождения мутаций и в пользу деятельности
людей. В итоге будет видно какая версия окажется наиболее аргументировано
доказанной. В порядке обсуждения
создаются новые слайды, изображающие ту или иную мутацию, делается
вывод о проделанной работе.
Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)
В итоге просматривается
созданная презентация, совместно подготовленная учащимися и учителем,
выявляется наиболее активный участник дебатов, степень взаимодействия (
разобщённости) на занятии между ребятами.
Домашнее задание (если
это необходимо на уроке)
Не обязательно
Дополнительная необходимая
информация
Обязательное владение базовым
учебным материалом участниками занятия
Обоснование, почему данную тему
оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом
осуществить
педагогом на уроке ресурс может использоваться как готовый материал,
представляющий общие сведения о мутациях, в качестве дополнительных сведений-
изображение редких мутаций, вызывающих живой интерес у учащихся, при
необходимости пояснить причины их появления у людей, если уровень знаний
учащихся позволяет понять смысл механизма, в противном случае можно
ознакомить учащихся в выводами о проделанной работе, не вдаваясь в
подробности.
Советы по логическому переходу
от данного урока к последующим
Изучение других видов
изменчивости, например, комбинативную или коррелятивную.