Пятница, 26.04.2024, 17:11
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Дополнительное образование детей » Туризм, экология, краеведение

Поморский календарь
[ · Скачать удаленно () ]
29.09.2014, 03:00

Ход занятия. 1. Оргмомент. -Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами узнаем одну из тайн нашего поморского края. А для этого надо работать дружно, быть внимательными и старательными. Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. 2. Формулирование темы. - Тема нашего занятия по краеведению представлена в виде поговорки. Давайте её прочитаем. Слайд 2. «Всякому дню забота своя». - Как вы понимаете смысл этой фразы? (дети высказывают предположения) - У слова «забота» несколько значений. Прочитаем, в каком из них оно использовано в поговорке: - Забота - разг. Неотложное дело, задача (значит смысл поговорки в том, что каждый день имеет свои неотложные дела, которые в этот день должны быть сделаны) - Давайте вспомним, какие заботы – неотложные дела были у поморов? (ловля рыбы, охота, сенокос, сев хлеба, уборка урожая и другие) 3. Актуализация знаний. - Что людям помогает не забыть никакое из неотложных дел, распределить их по дням, не пропустить сроки выполнения дел? Об этом предмете народ придумал загадки: Слайд 3. Сам дней не знает, а другим указывает. Каждый день роняет листочек. А как год пройдёт - Последний лист отпадёт. - Что это? ( календарь) Учитель демонстрирует образцы календарей разных видов. - Прочитаем определение слова «календарь»: Слайд 4 Календарь - по Ожегову «таблица или книжка с перечнем всех дней в году» - У кого из вас есть дома календари? Что в них содержится? (числа и месяцы, дни недели, праздники, фотографии, астрономические сведения) - Из чего сделаны календари? (из бумаги) - А вот в древности календари были и каменные, и деревянные, из металла и глины. Слайды 5 и 6. Из истории календарей. - У каждого народа были свои календари для измерения времени. Они бывают лунными, солнечными и лунно-солнечными. - Какие виды современных календарей существуют? (отрывной, перекидной, настенный, карманный и другие) Слайд 7. Соедините изображения календарей с их названием. 4.Постановка проблемного вопроса и формулирование задач урока. - От слова «поморский» не проведено ни одной линии. Почему? (мы не знаем, какой из этих календарей поморский) А кто-нибудь из вас слышал про поморский календарь? (нет) - Сегодня на уроке мы с вами с ним познакомимся. Что бы вы хотели узнать про поморский календарь? (как выглядел, из чего сделан, как устроен, что в нём писали поморы?) Слайд 8. Поморский календарь Задачи урока: - узнать, как устроен, из чего сделан, что содержится, как использовался? 5. Открытие новых знаний. - Посмотрите на фотографию поморского календаря. Слайд 9. Фотография поморского календаря - Опишите, как выглядит этот календарь (палка из дерева, тёмного цвета, на ней сделаны разные значки) - Откройте тетрадь «Морянку» на странице 26 и прочитайте описание поморского календаря в задании №3 (читают хором: Календарь в Поморье появился в очень далёкие времена. Он представлял собой четырёхгранный или шестигранный, деревянный или костяной брусок длиной до полуметра.) - Какой формы календарь? (четырёхгранный или шестигранный брусок) - Из чего делали? (из дерева или кости). Поморы использовали клыки моржа. - Какого размера? (до полуметра, т.е. около 50см) Все ответы соотносятся с фотографиями на слайде. Слайды 10 и 11. Части поморского календаря - Грани шестигранного бруска делились пополам, четырехгранного - на три части. Как вы думаете почему? (по числу месяцев в году) - Таким образом, грани четырехгранного бруска точно соответствовали четырем временам года. - Сбоку находится четырехгранный выступ с отверстием. Как вы думаете для чего оно? (дети высказывают предположения) - В это отверстие вставляли шнурок и подвешивали календарь к поясу, когда крестьяне уходили на охоту или в долгое странствие, или прикрепляли его к стене в доме. - Теперь рассмотрите зарубки и различные знаки. Что они обозначают? (дети высказывают предположения) - Прочитайте вторую часть текста в тетради и найдите подтверждение своим предположениям (дети читают самостоятельно и выбирают предложение-ответ: На него заносилась с помощью зарубок и особых знаков важная для жизни человека информация о начале и ходе сельских работ, о сроках охотничьего сезона и рыбной ловле,о днях церковных и семейных праздников. Поперечные насечки на гранях календаря обозначали обычные дни месяца, кресты и различные знаки – праздничные дни. Поморы долгое время пользовались своими календарями, очень дорожили ими, передавали по наследству, завещали детям. Календарь становился своеобразной энциклопедией народной жизни.) - День, когда холод покатится обратно на север, обозначали санями, прилёт птиц — птицей, русалий — деревом, день выгона скота — конём. Дни, посвящённые Матери-Земле, содержали древний символ Земли — крест в круге. 6. Физминутка. Упражнения для глаз «Часики», «Восьмёрка», «Дальномер» Мы тихонько потянулись, Раз нагнулись, два нагнулись, Руки развели, достали до спины, А потом присели и тихонько сели. 5. Открытие новых знаний (продолжение). - О каких важных датах и праздниках поморов вы прочитали в тексте? (о начале и ходе сельских работ, охотничьего сезона и рыбной ловли, церковных и семейных праздниках) Слайд 12. Поморские промыслы Слайд 13. Крестьянские работы Слайд 14. Семейные даты Слайды 15 и 16. Церковные праздники - Повсеместно в Поморье было распространено «почитание книжное», которому детей начинали учить с наступлением отрочества – пятилетнего возраста. В поморском народном календаре для начала обучения грамоте выделена особая дата – Наумов день (день святого Наума-Грамотника), когда пятилетнему ребенку родители впервые выдавали азбуку. - Важная дата – день святой Евдокеи. С этого дня начинался у поморов морской промысел. Поскольку по старому стилю Евдокия выпадала на 1 марта, т. е. открывала весну, с ней было связано много примет и обычаев. Какова Евдокия, таково и лето. Если на Евдокию ясно – год прекрасный; если пасмурно – год плохой. Пришла Евдокея – мужику затеи: соху точить, борону чинить. Евдокия-весновка считалась в народе большим праздником, отмечали его весело и торжественно. 7. Первичное закрепление. - Ценной ли вещью был календарь в семьях поморов? Почему? (бережно хранили, передавали по наследству от отца к сыну, календарь содержал сведения, которые собирали несколько поколений одной семьи) - Подумайте, какими качествами характера обладали поморы (трудолюбием, наблюдательностью, уважением предков, поморских традиций) - Тема нашего урока «Всякому дню забота своя». Как смысл этой поговорки связан с поморским календарём? (в календаре отмечались даты, когда необходимо начинать важные дела в жизни каждого помора) - Вы бы хотели увидеть настоящий поморский календарь? Образцы календарей хранятся в музеях нашего города: Слайд 17. Музеи «Малые Корелы», «Гостиные дворы», «Степана Писахова» 8. Практическая часть (начало формирования умений). - Я предлагаю каждому из вас сделать свою модель поморского календаря. Слайд 18. Модель поморского календаря. - Составим план изготовления модели. Работа в группах: дети обсуждают, что необходимо сделать для изготовления календаря и в каком порядке. Затем вместе с учителем согласовывают последовательность действий: определить главные даты, придумать для них условные знаки, нарисовать календарь на бумаге, сделать модель из деревянного бруска. Учащиеся заполняют частично таблицу в тетради на странице 27 (задание № 4) – день своего рождения, Новый год и т.д. Твой знак Дата Событие Детям выдаются заготовки на листах бумаги (см. Приложение). Они начинают рисовать модель календаря: выступ сбоку - начало года 1 сентября, разными цветами обозначают грани - времена года, находят день своего рождения. 8. Домашнее задание. - обсудить с родителями важные семейные даты и закончить таблицу в задании № 4; - нарисовать модель своего календаря; - сделать модель из деревянного бруска (по желанию) 9. Подведение итогов урока. Рефлексия. - Вспомним, на какие вопросы мы хотели узнать ответы? На все ли вопросы мы ответили? (Возврат к слайду № 8) Выполнили ли мы учебные задачи урока? (дети отвечают с помощью «светофориков») Сейчас проверим. Слайды 19, 20, 21 Что представляет из себя поморский календарь? Что отмечали поморы в календаре? Где можно увидеть поморский календарь? - Насколько полезны и интересны знания, которые вы получили на уроке? Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке (человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике. человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему ещё нужна помощь. человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.) - Я вижу много улыбающихся смайликов и рада, что урок был полезен для вас. Расскажите своим родителям о том, что узнали сегодня – думаю, им тоже будет интересно, и вы вместе закончите изготовление календаря своей семьи. Спасибо за работу. Слайд 22

Категория: Туризм, экология, краеведение | Добавил: Minina_Tatyana_V
Просмотров: 2151 | Загрузок: 520 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 соловей  
Уважаемая Татьяна Валентиновна! 

Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Пятом открытом фестивале «Мультимедиа в образовании»! Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Пятом открытом фестивале «Мультимедиа в образовании» и публикации образовательного материала в Интернете, на сайте Факультета мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет" www.moi-mummi.ru. Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.

Технический эксперт   С.В. Митрохина

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]