Воскресенье, 19.05.2024, 21:22
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Информатика » Информатика

Носители информации
[ · Скачать удаленно (8.9 Mb) ]
29.01.2011, 22:32
Подробный конспект урока.

Организационная информация
Тема урока
«Носители информации».

Предмет Информатика и ИКТ.

Класс 5
Автор урока (ФИО, должность) Шерстобитова Ольга Анатольевна, учитель информатики.

Образовательное учреждение МОУ «СОШ» №1.

Республика/край, город/поселение Амурская область, город Завитинск

Методическая информация
Тип урока
Изучение нового материала.

Цели урока
• дать учащимся представление о древних и современных носителях информации;
• показать разнообразнее носителей информации.

Задачи урока
Обучающие:
1. Познакомить с новым понятием "носитель информации”.
2. Сформировать представление о носителях информации различных эпох.
3. Научить учащихся различать современные носители и информации и носители, используемые в древности.
4. Показать необходимость развития технологии хранения информации.
Развивающие:
1. Развивать внимание, образное и логическое мышление.
2. Способствовать расширению кругозора учащихся.

Воспитательные:
1. Умение внимательно слушать учителя.
2. Воспитывать чувство уверенности у учащихся, желание самоанализировать результат методом рассуждения.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока • знать понятия носитель информации;
• различать современные носители информации и носители, используемые в древности.

Необходимое оборудование и материалы
Оборудование:
• компьютерный класс, компьютер, проектор, экран;
• учебник для пятого класса
• Босова Л.Л. и др. Информатика
• Рабочая тетрадь по информатике для пятого класса. Босова Л.Л.;
• Плакат 3. Хранение информации
• карточки с домашним заданием,
Программное обеспечение: графический редактор Paint, MS Power Point. MS Word.

Подробный конспект урока
Мотивация учащихся
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Вы уже привыкли к тому, что наши уроки мы начинаем с приветствия, в котором сначала здороваемся, а потом звучит какое-либо доброе пожелание. И оно, конечно, создаёт нам хорошее настроение. Сегодня пожелание в стихах:
Здравствуйте, сосны, дубы, тополя!
Здравствуйте, горы, луга и поля!
Здравствуйте, избы родных деревень.
Пусть радостным будет сегодняшний день!
(Г. Ладонщиков)


Ход и содержание урока

II.Актуализация и проверка усвоения изученного материала (7 мин)

Прежде чем, мы с вами приступим к формированию новых знаний, давайте вспомним материал прошлых занятий:

Пояснительная записка
1. Запускается презентация. Некоторое время демонстрируется первый слайд.
2. Проверка домашнего задания происходит следующем образом: на экране показан цветок «цветик-семицветик», каждый лепесток которого представляет собой ссылку на слайд с вопросом. После разбора вопроса нужно нажать на «домик» для того чтобы вернуться на слайд с цветком.
3. Как только будут рассмотрены все вопросы, нужно нажать на серединку цветка для перехода к слайду «Путешествие в прошлое» (Слайд № 11).

• Вопросы №1-7 §1.3. (домашнее задание)
1. Как человек хранит информацию?
2. Какими свойствами обладает память человека?
3. Чем отличается память человека от памяти человечества?
4. Как хранят информацию различных видов? Приведите примеры.
5. Почему информацию, которую мы помним наизусть, можно назвать оперативной? Приведите примеры оперативной информации, которой вы владеете.
6. Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации?
7. Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти.

III. Объяснение нового материала: Носители информации, §1.4, §3.2, плакат 3. (15 мин)

• Новый материал продолжает тему, начатую на предыдущем уроке. Он тесно связан с историей. При изложении материала следует использовать иллюстративный материал, пытаясь "включить" знания школьников, полученные ими на уроках истории.

Носитель информации – это любой материальный объект, предназначенный для хранения данных.

Память самый первый инструмент хранения информации. Люди всегда понимали не надежность человеческой памяти и с давних времен стремились доступными им способами зафиксировать наиболее важную информацию на каких-либо внешних носителях. Для того чтобы узнать как хранили информацию в далекие времена мы с вами отправимся в прошлое с помощью машины времени. (слайд 11)
По наскальным росписям в пещерах мы можем судить о том, как охотились древние люди. (слайд 12) Некоторое время спустя люди стали наносить информацию на создаваемые ими постройки (храмы, жилища). (слайд 13) Одним из таких видов информации являются фрески. Фрески – это разноцветная роспись стен по мокрой штукатурке. Информацию, которая наносилась на стены зданий, нельзя было переносить, поэтому она была доступной только тем, кто посещал данное здание. А с появлением письменности появилась потребность в менее громоздких носителях информации. (слайд 14) Люди стали наносить информацию на тонко раскатанную глину бамбуковыми палочками или косточками. Потом ее сушили и обжигали. Но все-таки они были не удобны для хранения информации, они ломались, и их хранение было очень трудоемким.
Примерно за 3000 лет до нашей эры в Египте разработали технологию изготовления тонкого листа из тростника. (слайд 15) Разрезая тростинку в длину, половинки складывали одну за другой на ровную поверхность, а потом второй слой таких же полосок, но уже в поперечном направлении и чем-нибудь прижимали. Из тростника выделялся клейкий сок и склеивал полоски между собой. После просушивания получался материал, похожий на бумагу, - его тоже называли папирусом.
Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему приклеивали другой. Книга получалась все длиннее. Для хранения её сворачивали в трубочку – свиток.
Продолжительное время документы хранились на пергаментных свитках. Пергамент делался из кожи животных. Её выделывали и растягивали, чтобы получить тонкие листы. (слайд 16)
На Руси для хранения и передачи документов использовали кору берёзы. Её аккуратно срезали с дерева так, чтобы получился прямоугольник. После заполнения её также скручивали в трубочку. (слайд 17)
Во II веке нашей эры в Китае изобрели технологию изготовления бумаги. Но широкое распространение бумага только в XV- XVI века. (слайд 18)
Для того чтобы хранить много информации на общую тему в одном месте отдельные листы бумаги скрепляли между собой с одной стороны. Так, получались книги. (слайд 19)
Со временем человечество научилось хранить и передавать звуковую и видео информацию. (слайд 20) Первым носителем звуковой информации были валики с выступами которые использовались в музыкальных шкатулках, шарманках и т.д. Потом изобрели грампластинку, на смену которой пришла аудиокассета.
Первым носителем видеоинформации стала видеопленка, которую заменила магнитная видеопленка. (слайд 21)
В настоящее время придуманы универсальные носители информации. Это CD и DVD диски, флеш-карты и т.д. (слайд 22)
Сравнительный анализ: (слайд 23)
• один учебник информатики 5 класса весит 310 г.;
• обычный CD диск весит 15 г.;
• на диск умещается 1500 книг;17
• 1500 книг = 465 кг.
IV. Физкультминутка (2 мин)(слайд 25)
- А теперь, ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить упражнения физминутки.
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
Бег на месте, на предпоследней строчке остановиться, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.

Проверка и оценивание ЗУНКов
V. Компьютерный практикум (10 мин)
На рабочем столе откройте папку 5 класс. В данной папке находится файл с именем Inform.doc, откройте его и выполните задания.
Рефлексия деятельности на уроке
VI. Итог урока
В конце урока подводится итог занятия, учащиеся сообщают, что узнали на уроке информатике. Демонстрируется слайд № 26
Носителем информации может быть любой предмет, на котором можно сделать запись или что-то нарисовать
Люди чаще всего используют бумагу как носитель информации.
Носители бывают искусственные (бумага, берёста, пергамент, пластмасса) и естественные (камень, песок, вода)
С появлением компьютера возникли современные носители информации, как пластмассовые магнитные диски, CD- и DVD-диски и флеш-карты.

Домашнее задание
VIII. Домашнее задание.
§1.4, §3.2, §3.3, вопросы.
РТ: №3 с.4.
Разгадать кроссворд по карточке
Подготовиться к тестированию по изученному материалу.

Дополнительная необходимая информация Материал для любознательных: Носители информации, созданные в XX веке, §3.2, §3.3

• При наличии времени уделить внимание современным носителям информации, так как это расширит знания школьников об устройстве компьютера.
o Магнитофон, видеомагнитофон, гибкий диск (дискета), жёсткий диск (винчестер), оптические (лазерные) диски.

• Задание РТ: №5 с.6. Проект "История письменности" [Вигасин А.А. и др. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений. – М. Просвещение, 1997]

o Задание не носит обязательного характера.
o Проект следует выполнять в течение всего учебного года по мере изучения соответствующих разделов истории древнего мира. К выполнению проекта желательно привлечь внимание учителя истории, который со своей стороны мог бы инициировать и стимулировать его выполнение.

В помощь учителю
Использованные источники и литература (если имеются) 1. Информатика учебник для пятого класса. Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
2. Информатика рабочая тетрадь для 5 класса. Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
3. Информатика в школе: приложение к журналу» Информатика и образование». №8-2005.
4. http://images. google. ru
5. "Информатика в играх и задачках” Методические рекомендации для учителя под ред. А. В. Горячева, 1998г.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Применение этих компонентов на уроке позволяет значительно ускорить процесс восприятия нового материала, добавляет наглядность излагаемому материалу, активирует познавательный интерес. Не случайно презентация используется на протяжении всего урока, это позволяет сохранить основную нить рассуждений и контролирует действия, направленные на достижение поставленной в начале урока цели.
Использование презентации, в отличие от традиционной формы ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, высвобождает большое количество времени, которое употреблено для дополнительного объяснения материала и отработке большего количества практических заданий.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим Данные мультимедиа компоненты хотя и составлены для одного конкретного урока, но могут найти применение на уроках по схожей теме. Например, при изучении темы по истории Древнего мира.
Другое
Данная разработка может быть использована другими учителями полностью или частично на их усмотрение

Категория: Информатика | Добавил: ekaterina052
Просмотров: 4830 | Загрузок: 652 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]