Среда, 08.05.2024, 18:35
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Информатика » Информатика

Совместимые и несовместимые понятия
[ · Скачать удаленно (7.19 Mb) ]
23.01.2011, 21:21
Подробный конспект урока.

Организационная информация
Тема урока
Несовместимые понятия
Предмет информатика и ИКТ
Класс 4
Автор/ы урока (ФИО, должность) Свиридова Дарья Сергеевна, учитель
Образовательное учреждение МБОУ ОУ гимназия №2
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) Красноярский край
Республика/край Красноярский край
Город/поселение Красноярск
Методическая информация
Тип урока
смешанный
Цели урока
формирование и развитие представлений учащихся о совместимых и несовместимых понятиях
Задачи урока
• закрепление знаний по предыдущей теме «Совместимые понятия»;
• формирование представлений по новой теме «Несовместимые понятия»
• развивать навык работы в группе;
• развивать компьютерную грамотность учащихся;
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока • знания об отношениях между различными понятиями;
• умение различать отношения между совместимыми понятиями;
• умение различать отношения между несовместимыми понятиями;
• умение работать в группе, внимательно и с уважением относиться друг к другу;
• знать, что такое «путь», уметь открывать файлы по заданным адресам;
Необходимое оборудование и материалы 1. ПК для учителя (рекомендуется использование интерактивной доски;
2. ПК для учеников;
3. ПО Microsoft Office Power Point 2003 и выше
4. учебники и рабочие тетради по информатике для 4 класса под ред. Матвеевой Н.В.
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся
• работа у доски;
• соревновательный момент во время работы в группе;
• работа за ПК;
Ход и содержание урока
1. Организационный момент (приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку, озвучивание темы урока).
2. Актуализация знаний по предыдущей теме «Совместимые понятия»:
2.1. Учащиеся отвечают на вопросы из учебника к §9 на оценку (оценивается домашнее задание);
2.2. Проверка выполнения домашнего задания в рабочей тетради и их обсуждение, исправление ошибок.
2.3. выполнение заданий у доски:
2.3.1. слайд №2 – Записать домашнее задание. «Помоги Вини-Пуху вспомнить, какими отношениями могут быть связаны совместимые понятия. Взгляните на схемы и на названия отношений. Сопоставьте схемы и названия. Приведите примеры отношений». Кликнув мышкой Вы увидите 3 диаграммы Эйлера-Венна для совместимых понятий и названия этих отношений; Ученики вспоминают, какой схемой выражается каждое отношение; по нажатии на название отношения схема увеличивается и перемещается в центр, нажав еще раз на название отношения, на схеме появляется понятия – т.е. приводится пример этого отношения. Нажав 3-й раз на название отношения, понятия исчезают, схема возвращается на место, - можно приступать к рассмотрению следующего отношения.

2.3.2. слайд№3 – «Наряди елочку: Посмотрите внимательно на понятия, и составьте схему отношений (используя круги и слова)». На данном слайде организовано движение элементов – кругов, понятий и ёлочных игрушек. Учащийся выходит к доске, выбирает (нажимает) пару понятий, которые находятся в каком-либо отношении между собой, называет это отношение, нажимает на круги, чтобы составить схему (круги также передвигаются, но на одно место на слайде – здесь учитель, заранее зная отношения, которыми связаны понятия, наводящими вопросами помогает ученику, чтобы схема получилась правильной). Ответы к этому заданию следующие: «Ю.Гагарин» - «1-й космонавт», «Винни-Пух» - «автор Пыхтелки» - отношение равнозначности (используется большой круг); «герой сказки» - «Герой «Курочки Рябы» - «мышка», «носитель информации» - «флеш-карта» - отношение подчинения; «мама» - «сестра» - отношение пересечения. За каждую правильно составленную схему ученик наряжает ёлочку, нажав на слово «нарядить».

3. Новая тема «Несовместимые понятия»
3.1. слайд №4 – знакомство с названиями отношений между несовм. понятиями, а также их схематической формой представления – учащиеся могут сами предположить, какое отношение какой схемой выражается. Здесь использовании технологический приём «Шторка» - сначала учитель обращает внимание детей на название отношений, далее нажимает на шторку, она опускается показывая первый тип отношений – учитель с учащимися обсуждает это отношение, просит привести примеры; далее, нажав на название отношения оно переместится над схемами; далее учитель опять нажимает на шторку – шторка опускается до следующего отношения и так далее.

3.2. слайд №5 - работа в группах. Учащиеся делятся на 3 группы, «выбирая» понравившийся подарок и нажимая на него – появляется номер их команды, затем ребята получают пустые схемы на бумаге, которые они в группе будут заполнять. Учитель показывает на доске, с какими понятиями они будут работать следующие 2-3 минуты (нажав на слово «понятия» - «выплывает» контрастный фон, и сами понятия становятся видны) и ребята начинают заполнять схемы.

3.3. слайд №6 – представитель группы №1 выходит к доске и распределяет понятия на схеме, аналогичной той, что была на бумаге – для этого учащийся использует инструмент «ручка», взяв его их меню слева внизу; заполнив схему, учитель берет инструмент «стрелка» и по нажатии на схему слова распределяются по ней – теперь осталось проверить правильность заполнения схемы. Затем происходит проверка и обсуждение ошибок. Учитель обязательно просит сказать название отношения и тип понятий (совместимые/несовместимые).

3.4. слайд №7 – группа №2 аналогичным образом представляет свою работу.

3.5. слайд №8 - группа №3 аналогичным образом представляет свою работу.

3.6. Промежуточный контроль знаний происходит в ходе обсуждения: учитель просит учеников ответить на следующие вопросы – «С какой группой понятий мы познакомились сегодня?», «Какими отношениями эти понятия могут быть связаны между собой?», «Как на схеме выражаются эти отношения?», «Приведите свой пример каждого отношения в тетради». Ответ на последний вопрос учитель визуально проверяет и комментируют работу каждого ученика, помогает, при ошибочном ответе обсуждается с классом.
4. Физкультминутка (слайд 9).
4.1. Пальминг (упражнение для расслабления глаз и снятия напряжения). Учитель просит сильно потереть ладошки друг о друга до тепла, затем выгнуть ладошки (как будто держите воду в них), и положив пальцы одной ладошки на пальцы другой поместить получившуюся «крышу» на глаза так, чтобы середина ладошки приходилась на центр глаза. Учитель считает до 10, затем ладошки убираются и глаза открываются, активно моргая.
4.2. Снятие напряжения при помощи упражнения «Мишки в зоопарке». Ноги на ширине плеч, расслабив и опустив навзничь руки, начинаем покачиваться из стороны в сторону.
4.3. Массаж головы. Круговыми движениями массируем лоб (он молодец, хорошо сегодня поработал), брови, внутренний уголок глаза, вески, нос, уголки губ, основание уха, сами уши, шею, сбрасываем усталость с рук.
5. Самостоятельная работа в Рабочих тетрадях – слайд 10.
6. Компьютерный практикум. На слайде № 11 представлено 5 интерактивных упражнений из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Учитель дает комментарии по выполнению упражнений, озвучивает путь – где эти упражнения находятся на ПК, учащиеся садятся за ПК и выполняют задания. При большем количестве упражнений возможно оценить работу учащихся по количеству выполненных упражнений.

7. Рефлексия. Учитель просит учащихся рассказать о том, что они узнали на уроке и что научились делать.
Проверка и оценивание ЗУНКов
• оценивание ответов на вопросы к домашнему параграфу;
• Оценивание самых активных учеников на уроке;
• Оценивание выполненных заданий за ПК.
Рефлексия деятельности на уроке
Происходит в виде беседы после выполнения компьютерного практикума.
Домашнее задание
Чтение параграфа по новой теме, подготовка ответов по вопросам после параграфа, выполнение упражнений в рабочей тетради.
Дополнительная необходимая информация Учителю рекомендуется просмотреть и поработать с презентацией внимательно, чтобы избежать ненужных нажатий на триггеры в презентации – просмотреть какие и какого размера круги нужно использовать для составления схем. Ниже приведены правильно составленные схемы для слайда №3:
1. Нажимаем на большой круг, затем на слова «Ю.Гагарин» и «1-й космонавт», получается следующая схема:

Наряжаем ёлочку, нажав на слово «нарядить». Чтобы разобрать схему, снова нажимаем на слова «Ю.Гагарин», «1-й космонавт» и большой круг – они встают на свои места, - место освободилось, составляем следующую схему.
2. Нажимаем на средние круги, затем на слова «сестра» и «мама», получается следующая схема:
Наряжаем ёлочку, нажав на слово «нарядить». Чтобы разобрать схему, снова нажимаем на слова «мама», «сестра» и средние круги – они встают на свои места, - место освободилось, составляем следующую схему.
3. Следующее отношение:

4. Следующее отношение:

5. Последнее отношение:

6. На ёлочку можно одеть еще 7 игрушек, например, если учащийся приведет свой пример отношений, составит схему при помощи кругов и впишет понятия при помощи инструмента «ручка» из меню слева.
В помощь учителю
Использованные источники и литература (если имеются) 1. Матвеева, В.Н. Информатика и ИКТ/Учебник по информатике для 4 класса/БИНОМ, 2009.
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Использование мультимедиа позволяет обеспечить наглядность – составление схем, отношений между понятиями, повышает мотивацию учащихся, обеспечивает подвижность учащихся, позволяет удерживать внимание учащихся на длительное время, поддерживать высокий темп урока.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим Изучение данной и последующей тем происходит в преддверие Нового года, опыт показывает, что использование Новогодней тематики позволяет повысить интерес и настрой учащихся. Использование интерактивной доски, интерактивных презентаций помогает успешно реализовывать эту возможность.
Другое
Категория: Информатика | Добавил: ekaterina052
Просмотров: 4712 | Загрузок: 972 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]