Организационная информация Тема урока Несовместимые понятия Предмет информатика и ИКТ Класс 4 Автор/ы урока (ФИО, должность) Свиридова Дарья Сергеевна, учитель Образовательное учреждение МБОУ ОУ гимназия №2 Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) Красноярский край Республика/край Красноярский край Город/поселение Красноярск Методическая информация Тип урока смешанный Цели урока формирование и развитие представлений учащихся о совместимых и несовместимых понятиях Задачи урока • закрепление знаний по предыдущей теме «Совместимые понятия»; • формирование представлений по новой теме «Несовместимые понятия» • развивать навык работы в группе; • развивать компьютерную грамотность учащихся; Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока • знания об отношениях между различными понятиями; • умение различать отношения между совместимыми понятиями; • умение различать отношения между несовместимыми понятиями; • умение работать в группе, внимательно и с уважением относиться друг к другу; • знать, что такое «путь», уметь открывать файлы по заданным адресам; Необходимое оборудование и материалы 1. ПК для учителя (рекомендуется использование интерактивной доски; 2. ПК для учеников; 3. ПО Microsoft Office Power Point 2003 и выше 4. учебники и рабочие тетради по информатике для 4 класса под ред. Матвеевой Н.В. Подробный конспект урока Мотивация учащихся • работа у доски; • соревновательный момент во время работы в группе; • работа за ПК; Ход и содержание урока 1. Организационный момент (приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку, озвучивание темы урока). 2. Актуализация знаний по предыдущей теме «Совместимые понятия»: 2.1. Учащиеся отвечают на вопросы из учебника к §9 на оценку (оценивается домашнее задание); 2.2. Проверка выполнения домашнего задания в рабочей тетради и их обсуждение, исправление ошибок. 2.3. выполнение заданий у доски: 2.3.1. слайд №2 – Записать домашнее задание. «Помоги Вини-Пуху вспомнить, какими отношениями могут быть связаны совместимые понятия. Взгляните на схемы и на названия отношений. Сопоставьте схемы и названия. Приведите примеры отношений». Кликнув мышкой Вы увидите 3 диаграммы Эйлера-Венна для совместимых понятий и названия этих отношений; Ученики вспоминают, какой схемой выражается каждое отношение; по нажатии на название отношения схема увеличивается и перемещается в центр, нажав еще раз на название отношения, на схеме появляется понятия – т.е. приводится пример этого отношения. Нажав 3-й раз на название отношения, понятия исчезают, схема возвращается на место, - можно приступать к рассмотрению следующего отношения.
2.3.2. слайд№3 – «Наряди елочку: Посмотрите внимательно на понятия, и составьте схему отношений (используя круги и слова)». На данном слайде организовано движение элементов – кругов, понятий и ёлочных игрушек. Учащийся выходит к доске, выбирает (нажимает) пару понятий, которые находятся в каком-либо отношении между собой, называет это отношение, нажимает на круги, чтобы составить схему (круги также передвигаются, но на одно место на слайде – здесь учитель, заранее зная отношения, которыми связаны понятия, наводящими вопросами помогает ученику, чтобы схема получилась правильной). Ответы к этому заданию следующие: «Ю.Гагарин» - «1-й космонавт», «Винни-Пух» - «автор Пыхтелки» - отношение равнозначности (используется большой круг); «герой сказки» - «Герой «Курочки Рябы» - «мышка», «носитель информации» - «флеш-карта» - отношение подчинения; «мама» - «сестра» - отношение пересечения. За каждую правильно составленную схему ученик наряжает ёлочку, нажав на слово «нарядить».
3. Новая тема «Несовместимые понятия» 3.1. слайд №4 – знакомство с названиями отношений между несовм. понятиями, а также их схематической формой представления – учащиеся могут сами предположить, какое отношение какой схемой выражается. Здесь использовании технологический приём «Шторка» - сначала учитель обращает внимание детей на название отношений, далее нажимает на шторку, она опускается показывая первый тип отношений – учитель с учащимися обсуждает это отношение, просит привести примеры; далее, нажав на название отношения оно переместится над схемами; далее учитель опять нажимает на шторку – шторка опускается до следующего отношения и так далее.
3.2. слайд №5 - работа в группах. Учащиеся делятся на 3 группы, «выбирая» понравившийся подарок и нажимая на него – появляется номер их команды, затем ребята получают пустые схемы на бумаге, которые они в группе будут заполнять. Учитель показывает на доске, с какими понятиями они будут работать следующие 2-3 минуты (нажав на слово «понятия» - «выплывает» контрастный фон, и сами понятия становятся видны) и ребята начинают заполнять схемы.
3.3. слайд №6 – представитель группы №1 выходит к доске и распределяет понятия на схеме, аналогичной той, что была на бумаге – для этого учащийся использует инструмент «ручка», взяв его их меню слева внизу; заполнив схему, учитель берет инструмент «стрелка» и по нажатии на схему слова распределяются по ней – теперь осталось проверить правильность заполнения схемы. Затем происходит проверка и обсуждение ошибок. Учитель обязательно просит сказать название отношения и тип понятий (совместимые/несовместимые).
3.4. слайд №7 – группа №2 аналогичным образом представляет свою работу.
3.5. слайд №8 - группа №3 аналогичным образом представляет свою работу.
3.6. Промежуточный контроль знаний происходит в ходе обсуждения: учитель просит учеников ответить на следующие вопросы – «С какой группой понятий мы познакомились сегодня?», «Какими отношениями эти понятия могут быть связаны между собой?», «Как на схеме выражаются эти отношения?», «Приведите свой пример каждого отношения в тетради». Ответ на последний вопрос учитель визуально проверяет и комментируют работу каждого ученика, помогает, при ошибочном ответе обсуждается с классом. 4. Физкультминутка (слайд 9). 4.1. Пальминг (упражнение для расслабления глаз и снятия напряжения). Учитель просит сильно потереть ладошки друг о друга до тепла, затем выгнуть ладошки (как будто держите воду в них), и положив пальцы одной ладошки на пальцы другой поместить получившуюся «крышу» на глаза так, чтобы середина ладошки приходилась на центр глаза. Учитель считает до 10, затем ладошки убираются и глаза открываются, активно моргая. 4.2. Снятие напряжения при помощи упражнения «Мишки в зоопарке». Ноги на ширине плеч, расслабив и опустив навзничь руки, начинаем покачиваться из стороны в сторону. 4.3. Массаж головы. Круговыми движениями массируем лоб (он молодец, хорошо сегодня поработал), брови, внутренний уголок глаза, вески, нос, уголки губ, основание уха, сами уши, шею, сбрасываем усталость с рук. 5. Самостоятельная работа в Рабочих тетрадях – слайд 10. 6. Компьютерный практикум. На слайде № 11 представлено 5 интерактивных упражнений из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Учитель дает комментарии по выполнению упражнений, озвучивает путь – где эти упражнения находятся на ПК, учащиеся садятся за ПК и выполняют задания. При большем количестве упражнений возможно оценить работу учащихся по количеству выполненных упражнений.
7. Рефлексия. Учитель просит учащихся рассказать о том, что они узнали на уроке и что научились делать. Проверка и оценивание ЗУНКов • оценивание ответов на вопросы к домашнему параграфу; • Оценивание самых активных учеников на уроке; • Оценивание выполненных заданий за ПК. Рефлексия деятельности на уроке Происходит в виде беседы после выполнения компьютерного практикума. Домашнее задание Чтение параграфа по новой теме, подготовка ответов по вопросам после параграфа, выполнение упражнений в рабочей тетради. Дополнительная необходимая информация Учителю рекомендуется просмотреть и поработать с презентацией внимательно, чтобы избежать ненужных нажатий на триггеры в презентации – просмотреть какие и какого размера круги нужно использовать для составления схем. Ниже приведены правильно составленные схемы для слайда №3: 1. Нажимаем на большой круг, затем на слова «Ю.Гагарин» и «1-й космонавт», получается следующая схема:
Наряжаем ёлочку, нажав на слово «нарядить». Чтобы разобрать схему, снова нажимаем на слова «Ю.Гагарин», «1-й космонавт» и большой круг – они встают на свои места, - место освободилось, составляем следующую схему. 2. Нажимаем на средние круги, затем на слова «сестра» и «мама», получается следующая схема: Наряжаем ёлочку, нажав на слово «нарядить». Чтобы разобрать схему, снова нажимаем на слова «мама», «сестра» и средние круги – они встают на свои места, - место освободилось, составляем следующую схему. 3. Следующее отношение:
4. Следующее отношение:
5. Последнее отношение:
6. На ёлочку можно одеть еще 7 игрушек, например, если учащийся приведет свой пример отношений, составит схему при помощи кругов и впишет понятия при помощи инструмента «ручка» из меню слева. В помощь учителю Использованные источники и литература (если имеются) 1. Матвеева, В.Н. Информатика и ИКТ/Учебник по информатике для 4 класса/БИНОМ, 2009. Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Использование мультимедиа позволяет обеспечить наглядность – составление схем, отношений между понятиями, повышает мотивацию учащихся, обеспечивает подвижность учащихся, позволяет удерживать внимание учащихся на длительное время, поддерживать высокий темп урока. Советы по логическому переходу от данного урока к последующим Изучение данной и последующей тем происходит в преддверие Нового года, опыт показывает, что использование Новогодней тематики позволяет повысить интерес и настрой учащихся. Использование интерактивной доски, интерактивных презентаций помогает успешно реализовывать эту возможность. Другое