Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: изучить правила записи условного оператора
и применение его при составлении программ на языке программирования Паскаль.
Задачи урока:
Образовательные
· изучить правила записи полной и сокращенной
формы условного оператора;
· учить составлять программы на языке Паскаль по
блок-схеме разветвляющегося алгоритма.
Развивающие Развитие: - умений составлять разветвляющиеся алгоритмы;
- умений переводить алгоритм в форме
блок-схеме в программу на языке Паскаль;
- умений находить
ошибки в программах;
- умений выполнять программу и предвидеть
результат ее выполнения.
Воспитательные
·
воспитание
информационной культуры у обучающихся;
·
воспитание уважения к
мнению других, умение слушать других и донести свое мнение до других;
·
пробудить
любознательность у обучающихся;
·
научить адекватно
оценивать свои знания.
4.
Краткое описание хода урока.
1.
Краткое описание хода урока.
1.
Организационный
момент
2.
Проверка
домашнего задания
Задание.
Предмет – информатика и ИКТ
Тема – Линейные алгоритмы.
Оператор присваивания.
Класс - 9
Компетентность - разрешения
проблем
Аспект - Применение технологий
Уровень - II
Стимул
– Вы тренер фитнес-центра. Вам необходимо составить программу, с помощью
которой ваши клиенты самостоятельно могли бы контролировать свой вес.
Известно, что соотношение между
весом и ростом устанавливает формула Брока. Формула Брока: вес = рост, см - 110
см.
Задачная
формулировка - Внимательно
прочитайте текст задачи.
Составьте блок-схему и запишите
текст программы на языке Паскаль определяющую вес по введенному росту.
Варианты
модельного ответа (для учителя):
Дано: rost – рост
Найти: ves – вес
program example;
var
rost, ves:integer;
begin
writeln (‘введите рост’);
readln
(rost);
ves:= rost – 110;
writeln(‘вес=’, ves);
end.
Письменно в тетради
ответьте на следующие вопросы:
- Структура алгоритма? (линейная)
- Количество переменных
использованных в программе? (2)
- Тип переменных
использованных в программе? (integer)
- Количество операторов
использованных в программе? (3)
- С помощью программы
определи вес своего соседа и сравни реальный вес и идеальный (реальный вес и идеальный не всегда
равны).
Критерии:
правильный ответ на вопросы «+»
неправильный ответ на вопросы «-»
максимальное количество - 5 «+»
минимальное количество – 0 «+»
3.
Изучение нового
материала
Предмет – информатика и ИКТ
Тема – Условный оператор
Класс - 9
Компетентность - разрешения
проблем,
Аспект - Применение технологий
Уровень - II
Стимул
– Вы тренер фитнес-центра. Ваши клиенты придирчиво следят за изменениями своего
веса. Вам необходимо дать совет «Похудеть», «Поправиться».
Задачная
формулировка - Внимательно
прочитайте текст задачи.
Составьте блок-схему нахождения
оптимального веса клиента, сравнение его с реальным весом и сообщение
рекомендации похудеть, поправиться.
Варианты
модельного ответа (для учителя):
Дано: rost – рост
realves –реальный вес
Найти: «Похудеть», «Поправиться»
или «Ваш вес идеальный».
- ввод rost
- ввод
realves
- ves:=rost – 110
- если
realves > ves, то Похудеть, иначе Поправиться.
Критерии:
Полное соответствие образцу - "+".
Не соответствие образцу - "-".
Фронтальный опрос
- Какая структура алгоритма?
(разветвляющая)
- Почему данный алгоритм
разветвляющийся? (имеется условие,
действия, которые выполняются в зависимости от условия)
Цель: на уроке мы
изучим правила записи условного оператора и применение его при составлении
программ на языке программирования Паскаль.
Тема урока:
Условный оператор
Полная и сокращенная форма
условного оператора на алгоритмическом языке и на языке программирования Паскаль.
Задание. По блок-схеме задачи составим программу на языке
Паскаль
Предмет – информатика и ИКТ
Тема – Условный оператор
Класс - 9
Компетентность - разрешения
проблем
Аспект - Применение технологий
Уровень - II
Стимул
Вы умеете выполнять программы, записанные на языке программирования Паскаль и
определять результат выполнения программы.
Задачная формулировка: Определите
результат выполнения программы при следующих значениях: рост 170 см, вес 60 кг.
Источник информации:
program example;
var
rost, realves, ves:integer;
begin
writeln (‘введите рост’);
readln
(rost);
writeln (‘введите вес’);
readln
( realves);
ves:=rost – 110;
if
ves<realves
then
writeln (‘Похудеть’)
else writeln ('Поправиться');
end.
Варианты
модельного ответа (для учителя): результат выполнения программы
сообщение «Поправиться» идеальный вес равен 60 кг.
Критерии:
Полное соответствие образцу - "+".
Не соответствие образцу - "-".
С какой проблемой столкнулись при
решении задачи?
Проблема:
в случае, когда реальный вес равен идеальному не нужно давать совет, т.к. вес
идеальный.
Предмет – информатика и ИКТ
Тема – Условный оператор
Класс - 9
Компетентность - разрешения
проблем
Аспект - Применение технологий
Уровень - II
Стимул
Вы умеете использовать условный оператор при составлении программ, записанных
на языке программирования Паскаль и определять результат выполнения программ.
Задачная
формулировка: Внесите изменения в текст программы для вывода трех
сообщений «Поправиться», «Похудеть», «Ваш вес идеален».
Источник информации:
program example;
var
rost, realves, ves:integer;
begin
writeln (‘введите рост’);
readln
(rost);
writeln (‘введите вес’);
readln
( realves);
ves:=rost – 110;
if
ves<realves
then
writeln (‘Похудеть’)
else writeln
('Поправиться');
end.
Варианты
модельного ответа (для учителя):
if ves<realves
then
writeln (‘Похудеть’)
else
if
ves=realves
then writeln ('Ваш вес идеален')
else writeln ('Поправиться');
Критерии:
Полное соответствие образцу - "+".
Не соответствие образцу - "-".
Первичная проверка знаний, умений. Подведение
итогов урока
Предмет – информатика и ИКТ
Тема – Условный оператор
Класс - 9
Компетентность - разрешения
проблем
Аспект - Применение технологий
Уровень - II
Стимул
Вы умеете выполнять программы, записанные на языке программирования Паскаль и
определять результат выполнения программы.
Задачная формулировка: Определите
результат выполнения программы.
Источник информации:
program example;
var
ball:integer;
begin
writeln
(‘посчитайте и введите количество верных ответов на уроке’);
readln (ball);
if ball>=7
then
writeln (‘Отметка «5»’)
else
if ball>=5
then writeln
(‘Отметка «4»’)
else
if ball=4
then writeln (‘Отметка «3»’)
else writeln (‘Увы, ты допустил много ошибок!
Нужно материал еще раз проработать’);
end.
Варианты
модельного ответа (для учителя):
7-8 верных ответов – отметка
полученная на уроке «5»
5-6 верных ответов – отметка
полученная на уроке «4»
4 верных ответа – отметка
полученная на уроке «3»
Рефлексия.
Выполните рефлексию своей деятельности на уроке и ответьте
на вопросы:
- Каковы мои
главные результаты на уроке? Благодаря чему их удалось достичь?
- Какие
трудности встретились во время выполнения заданий и как я их преодолевал
(пытался преодолевать).
Сформулируйте пожелания: себе,
одноклассникам, учителю.
5. Знания, умения, навыки и
качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.
1.1.
Актуализация
1.1.1.
знания:
1.1.1.1.
линейная структура алгоритма (программы);
1.1.1.2.
разветвляющая структура алгоритма;
1.1.1.3.
понятие «переменная»;
1.1.1.4.
операторы ввода-вывода;
1.1.1.5.
оператор – присваивания, как основной оператор линейной
структуры программы;
1.1.2.
навыки:
1.1.2.1.
разработка алгоритмов: линейной и разветвляющей
структуры;
1.1.2.2.
составление линейных программ на языке программирования
Паскаль;
1.1.2.3.
определения результата выполнения линейных программ на
языке программирования Паскаль;
1.1.3.
качества:
1.1.3.1.
активность;
1.1.3.2.
самостоятельность.
1.2.
Приобретение
1.2.1.
знания:
1.2.1.1.
правила записи
полной и сокращенной формы условного оператора;
1.2.2.
навыки:
1.2.2.1.
составление программ на языке Паскаль по блок-схеме
разветвляющегося алгоритма;
1.2.2.2.
определение результата выполнения разветвляющих
программ на языке программирования Паскаль.
1.2.3.
качества:
1.2.3.1.
любознательность.
1.3.
Закрепление
1.3.1.
знания:
1.3.1.1.
разветвляющая структура алгоритма;
1.3.1.2.
структуры программы на языке программирования Паскаль;
1.3.1.3.
операторы ввода-вывода;
1.3.1.4.
оператор присваивание.
1.3.2.
навыки:
1.3.2.1.
разработка алгоритма на языке блок-схемы;
1.3.3.
качества:
1.3.3.1.
коммуникабельность;
1.3.3.2.
трудолюбие;
1.3.3.3.
объективность;
1.3.3.4.
ответственность;
1.3.3.5.
стремление.
|