Конкурс в
рамках недели информатики: «Развиваем логику с помощью ребусов»
Цель работы:
Изучение способов организации
проверки и коррекции знаний учащихся по информатике на основе использования ребусов.
Задачи:
1. Систематизация данных об использовании ребусов
и кроссвордов, как нетрадиционных способов проверки
и коррекции знаний обучающихся по информатике.
2. Рассмотрение методов игры в решении ребусов
с применением, Microsoft PowerPoint .
Представленный материал является
компонентом занятия и представляет из себя полностью завершенный элемент
конкурсной игры.
Актуальность: На проверку знания терминов и ориентировано
использование ребусов.
За последние годы в
методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса,
проверки знаний, которые представляют несомненный интерес и направлены:
1) на развитие
самостоятельной когнитивной деятельности учащихся (зачет и семинар с игровыми
элементами, реферат);
2) на развитие внимания
(ребус), памяти (проверочные карточки, кроссворд, тест, викторина);
3) на развитие воображения
(аукцион);
4) на развитие аналитических
способностей (кроссворд, тест, ребус);
5) на развитие речи учащихся
(культурологическая игра, зачет и семинар с игровыми элементами);
6) на проверку знаний
фактического материала (зачет, олимпиада, тест, викторина, проверочные
карточки);
7) на проверку умений
оперировать фактическим материалом (викторина, тест).
В моей работе приведены некоторые виды ребусов для
проверки знаний учащихся по отдельным разделам информатики, физики, химии.
Представленные задания предназначены для разных возрастных групп школьников.
Поэтому педагогу необходимо предварительно проработать их и сделать выборку для
групп в зависимости от сложности вопросов. Представлен материал для
нетрадиционной формы проверки знаний учащихся.
Ребус – один из игровых способов текущей проверки знаний. По
сравнению с кроссвордом ребус более сложный вариант игры. Чтобы у учащихся не
исчез интерес к игре, необходимо постепенно усложнять игровой материал.
Ребусы — довольно интересный и популярный вид
занимательных задач. Впервые они появились в XV веке во Франции, а в 1582 году
здесь вышел первый печатный сборник ребусов, составленный Э. Табуро. В XVI веке
рисованные загадки проникли в Англию, Германию, Италию. В России ребусы
появились в 1845 году на страницах журнала «Иллюстрация». Постепенно ребусы
усложнялись, расширялись возможности ребусного письма за счет введения
различных кодовых знаков. В канву рисунка органически вплелись буквы,
приобретающие порой самые причудливые очертания. Они часто оживают в ребусе -
бегают, прыгают, карабкаются на предметы, громоздятся друг на друга, как
акробаты.
Слово «ребус» произошло от латинского res, что значит
«вещь» или «предмет». В творительном падеже множественного числа получится:
по-латински — rebus, а по-русски — «вещами», «предметами».
Своими историческими корнями ребусы уходят в очень
далекое прошлое, когда не существовало еще письменности как таковой, алфавитов
с графическим изображением букв, и людям приходилось передавать ту или иную
информацию с помощью рисунков (пиктографическое и идеографическое письмо). Если
древний человек изображал на песке или на скале, например, лук со стрелой,
животных, означающих названия племен, страну смерти в виде трех небес с тремя
солнцами, лодку с людьми, плывущими в ее сторону, да еще глаз со струйками
слез, то рассматривающему такой рисунок становилось ясно, что в данном месте
разразилась война, принесшая людям много горя и лишений. Рисуночное письмо
явилось первым шагом на пути к букве, к созданию современных систем
письменности.
При всем своем внешнем сходстве с древним рисуночным
письмом ребусы отличаются тем, что каждый изображенный в них предмет обычно
очень далек от того, что имел в виду шифровщик. Если бы древний человек хотел
сказать, что воины, допустим, шли по дороге, то он и нарисовал бы именно дорогу.
В ребусе же вместо нее, возможно, будут изображены дом и рога, то есть
предметы, никакого отношения к данному понятию не имеющие. Вот почему без
знания приемов шифровки прочесть ребус не всегда просто.
В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное
описание, ребус развивает еще и логическое образное мышление, учит ребенка
нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную
память и правописание.
Ребус имеет несколько степеней сложности.
При разгадывании и составлении ребусов необходимо знать несколько правил:
1. Названия предметов читаются только в
именительном падеже
2. Запятая в ребусе - это знак исключения буквы в
зависимости от того, где он стоит
3. Зачеркнутая буква означает, что ее надо
исключить, иногда ее приравнивают к другой букве
4. Если рисунок ребуса перевернуть «вверх
ногами», то его надо прочитать на оборот
5. Если возле рисунка ряд цифр, то буквы надо
расставить в том порядке, как расставлены цифры
6. Если буквы, слоги, рисунки расположены один в
другом, над другим, то нужно прибавить соответствующий предлог.
Числовые ребусы (криптарифмы) представляют собой
зашифрованные буквами примеры на выполнение каких-либо арифметических действий.
При этом одинаковые цифры шифруются одной и той же буквой, а разным цифрам
соответствуют различные буквы. Подобные ребусы представляют собой
логико-математические задачи, в которых путем логических рассуждений и
математических вычислений требуется расшифровать значение каждого символа и
восстановить числовую запись. Их использование на уроках информатики позволяет
учащимся развить уровень математического мышления и по-новому взглянуть на
структуру простейших арифметических действий. Приведу некоторые числовые
ребусы, разработанные и используемые в педагогической практике:
АН х A = ЛИЗ (34 х 3 = 102),
АН х AЛ = ОГИЯ (34 х 37 = 1258),
ЗА х Д = АЧА (42 х 6 = 252),
КТО + WHO = ЕСТЬ (327 + 697 = 1024),
ОДИН + ОДИН = МНОГО (6823 + 6823 = 13646),
АУДИО + ВИДЕО х 2 = МЕДИА (37561 + 26501 х 2 = 80563),
ША х Б = ЛОН (24 х 7 = 168).
На уроках информатики, а также во внеклассной
работе, ребусы играют не только роль развлекательного момента, но и
помогают развивать мышление и творчество, так необходимые для успешного
изучения предмета, подготовки к ЕГЭ и широкому применению информационных
технологий в других областях деятельности, в том числе при осуществлении
самостоятельного образования.
Кроме того, использование на уроках готовых ребусов
ведет к тому, что школьники с увлечением втягиваются в увлекательный процесс
составления ребусов по различным предметам школьного курса. Если школьникам, проявившим особый интерес к изучению отдельных
направлений информатики и способным к самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности, предложить принять участие в
разработке и тестировании данных заданий, это не только окажет стимулирующее
воздействие на их творческий потенциал, но и позволит применить многие из
созданных ими проектов в качестве наглядных учебных пособий, успешно внедрить
практические результаты проектной работы в учебный процесс.
Литература
1. Толковый словарь терминов понятийного аппарата
информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2006. – 88 с.
2. http://www.metod-kopilka.ru
http://informatikamosc.ucoz.ru/index/krossvordy_i_testy/0-37 |