Суббота, 27.04.2024, 04:33
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Педагогическая деятельность в коррекционных ОУ » Предметы гуманитарного цикла

Урок- обобщение по литературе в 8 классе "М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Утёс""
[ · Скачать удаленно () ]
13.12.2014, 10:46

Тема урока:  М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Утес».

Предмет:   литература

УМК:      Литература 6 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. 1 / [ авт.

 В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я. Коровиной. -.М. : Просвещение, 2009.

Класс:  7 в

Оборудование: альбом «М.Ю. Лермонтов», выставка книг М.Ю. Лермонтова, учебники, интерактивная доска, фонохрестоматия

Тип урока :  комбинированный

Форма организации урока :  урок-беседа

Основные термины и понятия :   тема одиночества, художественный прием, сравнение, антитеза

 

 

 

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Утес».

Цель: обобщить знания учащихся о жизни и творчестве

М.Ю. Лермонтова, познакомить со стихотворением «Утес» и проанализировать его.

Задачи:

  • обучающая: систематизировать знания  учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; совершенствовать умения определять стихотворения по отрывкам; учиться видеть за строчками стихов чувства, переживания, настроение;
  • развивающая: формировать  умение  анализировать  текст лирического произведения; развивать навыки выразительного чтения; развивать навыки устной связной речи, мышления, памяти; расширить словарный запас учащихся;
  • коррекционно-развивающая: развивать фонематический слух; развивать речь и слуховое восприятие на материале темы урока;
  • воспитательная: пробуждать в детях эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии; прививать интерес к поэзии и литературе как к предмету.

                          План урока.

  1. Организационный момент:
  • сообщение темы урока, знакомство с планом;
    • фонетическая зарядка;
    • вступительное слово учителя.
  1.  Актуализация знаний:
  • ответы на вопросы по биографии М.Ю. Лермонтова;
  • сообщения об интересных фактах биографии поэта;
  • выполнение задания на определение стихотворения Лермонтова М.Ю. по отрывку.
  1. Физкультминутка «Угадай-ка».
  2. Знакомство с новой темой:

Разбор стихотворения «Утёс».

  1. Итог урока.

 

                         Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сообщение темы урока, знакомство с планом урока.

Фонетическая зарядка

Звук «С-З»

- ние                                            -теза

- творение                              антитеза

-стихотворение

утес

синоним

 

 

 

Вступительное слово учителя

Перед нами памятник М.Ю. Лермонтову . Сидит поэт, глубоко задумавшись о чем-то. О чем он думает, ребята?  О ком или о чем вспоминает? Может он вспоминает свое детство, родителей?

 

II. Актуализация  знаний.

Беседа о М.Ю. Лермонтове.

1. Где и в каком году родился М.Ю. Лермонтов?

(М.Ю. Лермонтов родился в Москве  в 1884 году)

* Отец хотел дать сыну имя Петр, но бабушка была против, и мальчика назвали Михаилом. После рождения внука бабушка основала село, которое назвала в  его честь – Михайловское.

2.Что вам известно о родителях Лермонтова?

(Мама, Мария Михайловна,  умерла от туберкулеза, когда маленькому Лермонтову  было з года.Отец, Юрий Петрович, офицер). *Воспоминание о матери.

3. Кто занимался воспитанием маленького Миши Лермонтова?

(Бабушка.)

Как звали бабушку?(Елизавета Алексеевна Арсеньева). Воспоминания о бабушке.

Учитель: Бабушка очень любила внука и старалась дать ему прекрасное образование.

4. Какие учителя были приглашены бабушкой для обучения Миши?

(Гувернер-француз, няня-немка, англичанин)

5. Какими языками с детства владел Лермонтов?

(Владел французским, немецким, английским)

Чему еще он еще научился?

(Играть на скрипке, рисовать, прекрасно читать стихи)

6 .В какое учебное заведение поступил Лермонтов, когда ему было 13 лет?

(В Благородный пансион при Московском университете)

7. Найдите в учебнике характеристику, чему и как учился Лермонтов в пансионе.

(«Он обучался разным языкам, искусствам, нравственным, математическим и словесным наукам, с отличным прилежанием, с похвальным поведением и с весьма хорошими успехами») стр. 155

8. Назовите лучших учеников пансиона.

(Лермонтов, Тютчев)

9. Назовите любимого поэта Лермонтова.

(А.С. Пушкин)

10. В каких учебных заведениях продолжил свое обучение Лермонтов?

(В Московском университете, в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров). Воспоминания из детства.

11. С какими произведениями М.Ю. Лермонтова вы познакомились на уроках литературы?

(«Бородино», стихотворения «Парус», «Листок», «Три пальмы», «Тучи»)

Игра «Угадай-ка».

Задание. Определить стихотворение по отрывку и прочитать его с выражением.

1.Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания. («Тучи»)

 

2.И ныне все дико и пусто кругом –

Не  шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно Пророка о тени он просит –

Его лишь песок раскаленный заносит,

Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Добычу терзает и щиплет над ним . («Три пальмы»)

 

3.У черного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;

На ветвях зеленых качаются райские птицы;

Поют они песни во славу морской царь-девицы. («Листок»)

 

 

III. Изучение нового материала.

Работа со стихотворением «Утес»

*Утес-высокая отвесная скала            

1. Выразительное чтение стихотворения «Утес» (читает учитель)

2. Беседа по вопросам.

 Каким настроением проникнуто стихотворение?

(Грустным)

Какая музыка передает настроение стихотворения? (прослушивание 2 мелодий)

Прослушивание стихотворения в исполнении артиста.

 Какую картину вы себе представили прослушав это стихотворение? Какой бы вы сделали рисунок к этому стихотворению, расскажите об этом.

Беседа по рисунку (рисунок представлен на экране).

Что необычного в этом рисунке?

Чтение стихотворения учениками.

 О чем это стихотворение?

( Об одиночестве)

 Что такое одиночество?

(Когда человек один, когда рядом нет тех, с кем можно поделиться самым сокровенным, когда человек чувствует себя непонятым, когда его никто не понимает)

 Какие слова  в стихотворении передают чувство   одиночества?

(«одиноко», «глубоко», «тихонько плачет», «в пустыне»)

 Одиночество – страдание, горе.

Учитель: В стихотворении два центральных образа -

тучка и утес.

                   Подберите определения

Тучка                                                      Утес

(какая?)                                                   (какой?)

Легкая                                                    Могучий

Беззаботная                                           Неприступный

Беспечная                                               Неподвижный

Легкомысленная                                     Одинокий

Золотая                                                   Старый

 

Могучий (мощный, сильный - синонимы), неприступный (такой, к которому невозможно приблизиться), легкомыслие (несерьезность, необдуманность поступков, поведения), беспечная (беззаботная, легкомысленная-синонимы), старый ( мудрый)

 Тучка и утес  похожи друг на друга или  они совсем разные?

(Разные)

 Почему они разные? В чем их различие?

(Тучка на небе, а утес на земле. Земля и небо – две противоположные стихии).

Учитель: Как называется художественный прием, который построен на противопоставлении? (антитеза).

Продолжите Благодаря антитезе предметы…. (сравниваются друг с другом).

Какое чувство передает стихотворение? (Чувство одиночества)

Вывод. Через образы тучки и утеса Лермонтов передал чувство одиночества человека.

 

III  Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес».

IV Итог.

Учитель: Что мы сегодня делали на уроке?

(Отвечали на вопросы по биографии М. Ю. Лермонтова, определяли стихотворение по отрывку, работали со стихотворением «Утес» (слушали, анализировали, выразительно читали, подбирали  синонимы, антонимы).

Оценки.

 

 

Приложение

Задание. Определить стихотворение по отрывку и прочитать его с выражением.

1.Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

 

2.И ныне все дико и пусто кругом –

Не  шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно Пророка о тени он просит –

Его лишь песок раскаленный заносит,

Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Добычу терзает и щиплет над ним .

 

3.У черного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;

На ветвях зеленых качаются райские птицы;

Поют они песни во славу морской царь-девицы.

 

 

Категория: Предметы гуманитарного цикла | Добавил: soloveva
Просмотров: 2094 | Загрузок: 477 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 kleo-55  
Сообщаю, что Ваша работа не допущена к участию во Втором открытом профессиональном конкурсе педагогов «ИКТ на службе ФГОС» в связи с нарушением пунктов 3.3 и 1.2 Требований к конкурсным материалам Второго открытого профессионального конкурса педагогов «ИКТ на службе ФГОС», а именно: на Яндекс.Диске отсутствует технологическая карта урока. Уникальность текста 69% / 100%. 
Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из электронных рассылок «Моего университета».

Технический эксперт Кутузова Елена Юрьевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]