1. Название конкурса «Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». 2. Тип урока: комбинированный (классификация по основной образовательной цели).
3. Цель урока: Продолжить изучение приспособительных особенностей живых
организмов на примере растений, в том числе насекомоядного растения –
непетеса (Nepenthes). 4. Задачи урока: Образовательная:
рассмотреть различные приспособительные особенности живых организмов к
среде обитания; научить выявлять приспособления на конкретном примере -
насекомоядном растении – непентесе (Nepenthes); раскрыть механизм их
действия; выявить их роль. Воспитательная: создать условия для
развития самостоятельности при составлении схем; выполнении лабораторных
работ, в том числе виртуальных. Развивающая: продолжить
формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, с
цифровым микроскопом, в локальной и глобальной сети; обобщении
полученных знаний, умении делать выводы. 5. Краткое описание хода урока: № п/п Вид работы Время 1 Организационный момент. 2 мин 2 Проверка выполнения обучающимися домашнего задания практического характера. 8 мин 3 Проверка ранее усвоенных знаний (входной контроль). 10 мин 4 Мотивация учения школьников и сообщение темы и цели урока. 1 мин
5 Восприятие и осмысление обучающимися нового материала: адаптация,
адаптациогенез». Тест «Вклад Чарльза Дарвина в изучении роли
естественного отбора в эволюции». 5 мин 6 Динамическая пауза. 1 мин
7 Восприятие и осмысление обучающимися нового материала «Классификация
адаптаций. Некоторые формы приспособленности у растений». 8 мин 8
Обобщение и систематизация знаний по теме, виртуальная лабораторная
работа «Приспособленность организмов к среде существования». 10 мин 45 мин 9 Восприятие и осмысление обучающимися нового материала «Сложные адаптации у растений на примере насекомоядных растений» 2 мин 10 Сообщение – презентация обучающегося «Хищные растения». 5 мин 11 Зрительная гимнастика. 1 мин
12 Восприятие и осмысление обучающимися нового материала «Адаптации
насекомоядных растений. Непентес - представитель насекомоядных (хищных)
растений» 5 мин 13 Исследовательская работа (работа в группах по 4 – 5 человек): 14 мин 13.1 1 группа: Лабораторная работа «Исследование внешнего строения кувшинчиков – ловушек» 13.2 2 группа: Лабораторная работа «Исследование строения железок кувшинчика непентеса». 13.3 3 группа: Лабораторная работа «Исследование кислотности жидкости кувшинчиков». 13.4 4 группа: Лабораторная работа «Влияние жидкости, содержащейся в кувшинчиках на крахмал». 14 Обобщение и систематизация знаний по теме «Приспособления насекомоядных растений». 8 мин 15 Проверка усвоенных на уроке знаний (выходной контроль). 6 мин 16 Подведение итогов урока (рефлексия). Выставление оценок. 2 мин 17 Сообщение домашнего задания. 2 мин 45 мин ИТОГО 90 мин 6. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют / приобретут / закрепят ученики в ходе урока. Требования согласно программе: Иметь представление: о многообразии адаптаций живых организмов. Знать: понятия «адаптациогенез», «адаптация», основные виды адаптаций, механизмы возникновения приспособлений. Уметь: объяснить сущность приспособлений, приводить конкретные примеры приспособлений.
Быть: развивать способности (креативные, мыслительные, коммуникативные,
рефлексивные), позволяющие решать стратегические проблемы, а главное,
создавать отношение к миру, делу и себе самому (смыслотворчество). Результаты изучения учебной темы: Личностные:
Ответственность и адаптивность – контроль личной ответственности и
гибкости в личном, рабочем и общественном контексте; постановка и
выполнение высоких стандартов и целей для себя и других; толерантность.
Креативность и любознательность – развитие, применение и обмен новыми
идеями с другими; открытость новым и разнообразным точкам зрения. Направленность на саморазвитие – контроль своих потребностей понимания и обучения.
Социальная ответственность – умение действовать в интересах большого
сообщества; этично себя вести в личном, рабочем и общественном
контекстах. Метапредметные: Коммуникативные умения –
понимание другого, умение общаться и создание различных форм устного,
письменного, мультимедийного и сетевого общения. Межличностное
взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, быть
лидером; выполнять разные роли и обязанности; продуктивная работа в
коллективе; умение сопереживать; признание различных мнений. Критическое и системное мышление – развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора.
Умение работать с информацией и медиасредствами – умение находить,
анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать
информацию в разных формах. Предметные: Основы системы научных знаний. Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания. Освоение учащимися разных социальных ролей, активное вовлечение в общественную жизнь и реализацию социальных проектов. |