Понедельник, 07.10.2024, 22:59
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Литература

А. С. Пушкин. Знакомство с биографией поэта.
[ · Скачать удаленно (6.53 Mb) ]
02.01.2011, 13:31
1. Название конкурса «Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе».
2. Тип урока. Изучение нового материала
3. Цели урока.Знакомство с биографией поэта.
4. Задачи урока.
1)Образовательная: познакомить учащихся с биографией А. С. Пушкина;
2)Коррекционно-развивающая: развитие и коррекция ВПФ
3)Воспитательная: воспитывать интерес к предмету
5. Краткое описание хода урока.

I.Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы и цели урока.
II.Коррекционное задание. «Исправь ошибки»
Цель: развитие слухового внимания.
Задание. заметьте и исправьте ошибки, специально сделанные в словах при чтении стихотворений.
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это.
(билета)
Сели в ложку и айда!
Покатили вдоль пруда!
(лодку)
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
(дочками)
на поляне весной
Вырос зуб молодой.
(дуб)
На глазах у детворы
Крысу красят маляры.
(крышу)
Чтоб пообедать, взял Алешка
В правую руку левую ножку.
(ложку)
на пароходе повар-док
Приготовил вкусный сок.
(кок)
В реке живет мак.
его не поймаю никак.
(рак)
рогатый дол
По дороге шел
(вол)
На волке – сметана
Творог, молоко.
И рад бы поесть,
Да достать нелегко.
(полке).
III.Повторение.
Задание. По рисунку узнайте, это за сказка, относится она к русским народным или ее автором является Пушкин.
слайды 3- 10.
IV. Изучение новой темы.
Слово учителя о биографии А. С. Пушкина.
Слайд 11
6 июня 1799 года у отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны родился мальчик – будущий поэт Александр Сергеевич Пушкин.
Слайд 12
В семье Пушкина было четверо детей. Родители мало занимались ими. Балы, театры, разговоры о московских и парижских новостях занимали все время.
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Главным языком в семье был французский, поэтому маленький Саша научился на нем говорить раньше, чем на родном русском.
Слайд 13.
Воспитанием Александра занимались Мария Алексеевна,бабушка поэта, и Арина Родионовна, его няня. Эти две умные и добрые женщины были первыми воспитательницами Александра. От них он научился говорить по-русски, от них он впервые услышал народные песни и сказки. Именно эти женщины пробудили в нем любовь к народной культуре, ввели его в мир старины, народного быта и народной поэзии.
Слайд 14.
В доме было много книг на французском языке. С 9 лет Пушкин свободно стал читать на этом языке. Памятью он обладал исключительной и уже в 11 знал наизусть многих французских поэтов.
Слайд 15.
В московском доме родителей часто собирались известные писатели того времени: В. Жуковский, К. Батюшков, всегда присутствовал на таких встречах и дядя Пушкина Василий Львович Пушкин.
Слайд 16.
Пушкин Василий Львович (1766 -1830) - дядя А. С. Пушкина. Поэт, переводчик, член литературного общества «Арзамас».
Слайд 17.
В 12 лет Александра отдают в Царскосельский лицей, который был создан по приказу царя. Лицей – это учебное заведение для дворянских детей, где мальчики получали образование государственных служащих.Поступление в Лицей – это важное событие в жизни юного Пушкина. Здесь он встретил своих лучших друзей: И. Пущина, А. Дельвига, Кюхельбекера, Яковлева.
Слайд 18.
Экзаменационный лист вступительных экзаменов
А. С. Пушкина
Грамматика – хорошо
Российский язык – очень хорошо
Французский язык – хорошо
Арифметика – знает до тройного правила
Познание общих свойств тел – хорошо
География – хорошо
Начальные основания истории – имеет сведения
Слайд 19.
Расписание лицеиста
6. 00 – Подъем, молитва.
7.00-9.00 – Учеба
9.00-10.00 – Прогулка
10.00-12.00 – Учеба
12.00-13.00 – Обед
14.00 – 16.00 – Учеба
16.00 – 18.00 – Прогулка
18.00-20.30 – Учеба
20.30 – Ужин
20.30-22.00- Свободное время
22.00 – Отбой.
Слайд 20.
Шесть лет провел А. С. Пушкин в Лицее, здесь прошли его мальчишеские годы и началась бурная творческая деятельность юноши-поэта. Стихи стали самой сильной страстью Пушкина. Пушкин не сразу, но зато решительно оставил их всех позади себя. Товарищи безоговорочно признали его талант. В 1814 году впервые появилось в печати его стихотворение.
Слайд 21.
Приближались выпускные экзамены. Еще месяц – другой – и лицеисты покинут лицей. И каждый пойдет своей дорогой. Но какой же путь выбрать? Кем быть? Чиновником? Офицером? Или просто поэтом?
Пушкин выбирает последнее.
Слайд 22.
В 1815 году Г. Р.Державин присутствовал на публичном экзамене в Лицее, где Пушкин читал свои «Воспоминания в Царском Селе».
Это событие юный поэт вскоре запечатлел в стихах:
И славный старец наш, царей певец избранный,
Крылатым гением и грацией венчанный,
В слезах обнял меня дрожащею рукой,
И счастье мне предрек, незнаемое мной.
Слайд 23.
Пушкин в Михайловском
В 1825 году Пушкин попадает в ссылку в с. Михайловское, где постоянным собеседником поэта становится няня, Арина Родионовна. Ей он поверял написанное, и сам был внимательным слушателем. В одном из писем он пишет: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Никто не мог сказать, когда завершится ссылка. Особенно чувство одиночества обострялось в долгие зимние вечера. Можно себе представить, что в один из вьюжных одиноких вечеров и родилось стихотворение «Зимний вечер».
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломкой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
… Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой по утору шла.
Аудиофрагмент.
Слайд 24.
В один из зимних вечеров Пушкина навестил Иван Пущин.
Слайд 25.
Наталья Николаевна Гончарова – жена А. С. Пушкина.
«Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец…»
- А сейчас я вам предлагаю расслабиться и отдохнуть. Вам будет показан видеофрагмент о жизни Пушкина, который будет сопровождаться классической музыкой.
Слайд 26.
Видеофрагмент.
Слайд 27.
У Пушкина было четверо детей:
«Сашка, Машка, Гришка, Наташка»
Слайд 28.
Портрет Пушкина, выполненный гуашью.
Слайд 29.
Этот портрет в 1827 году А. С. Пушкин заказал художнику В. А. Тропинину свой портрет.
Слайд 30.
Так откликнулся сам А. С. Пушкин на этот портрет О. А. Кипренского:
«Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых Муз,-
И я смеюся над могилой,
Ушед на век от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья верных Аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.»
Слайд 31.
8 февраля 1837г. Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом и был смертельно ранен. 10 февраля он скончался.
Слайды 32, 33, 34, 35
Петербург времен Пушкина.
Слайд 36.
В 1925 г. в квартире, где жил и умер Пушкин, открылась выставка, посвященная жизни и творчеству великого русского поэта, а в 1937 г., к столетию со дня его гибели, был создан Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина
Слайд 37.

Мойка, 12 – адрес последней квартиры А. С. Пушкина.
Слайд 38.
На рабочем столе Пушкина
Слайд 39.
Книжная полка Пушкина.
Слайд 40.
Видеофрагмент
V.Коррекционное задание.
слайды 41-43
Задание. Прочитайте только подчеркнутые буквы, из которых вы получите название одного из произведений А. С. Пушкина
ГЛКЫВАСИПЫВКИЬБТЛОАГДНСДЛКГНАЯЛОРПДРПАОКЕНЧВВАКА
«Капитанская дочка»
МААКЫВЕЛДЩШДСМИНЫВАПЫПРОЙОЛЖЗВЕНГОСВЫЧАДШДТЬБНКЕНИВАКК
«Медный всадник»
ШЛЬДЦУКУАПРББДШЩРВАПКОУЦЫВШГТССМПАЕКВУКАИЬТОГЙГОЛШ
«Дубровский»
VI.Первичное закрепление.
слайды 44
Вспомните и скажите:
1. Какую роль в жизни и творчестве А. С. Пушкина сыграли бабушка и няня?
2. В какое учебное заведение был отдан Александр?
3. Почему учеба в Лицее стала самым важным событием в жизни юного Пушкина?
4. Назовите друзей мальчика?
5. В каком селе А. С. Пушкин отбывал ссылку?
6. Как погиб великий поэт?
VII. Самостоятельная работа.
Задание. Отгадайте кроссворд. В выделенных клетках у вас получится фамилия и имя одного знаменитого поэта и писателя.
Кроссворд по жизни и творчеству А. С. Пушкина
1.П Р О С Т О Ф И Л Я
2.П Е Т Е Р Б У Р Г
3.М А Т У Ш К И
4. Б Е Л К А
5.М И Х А Й Л О В С К О Е
6. П У Щ И Н
7. А Р И Н А
8. Л И Ц Е Й
9.М Е С Я Ц
10.Б А Б У Ш К А
11.Ф Р А Н Ц У З С К И Й
12.Н А Т А Л Ь Я
13.Д Е Р Ж А В И Н
14.Л Е Б Е Д Ь
15. Ч Е Р Т Е Н О К

Вопросы к кроссворду.

1.Как старуха называла старика в «Сказке о золотой рыбке».
2.Город, в котором жил последнее время А. С. Пушкин.
3.Вспомните строчки из известного вам стихотворения А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя». Вставьте пропущенное слово
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам ………зимы.
4.Лесной зверек, живущий в хрустальном дворце.
5. Село, в котором провел ссылку А. С. Пушкин
6.Друг Пушкина, который посетил его в ссылке.
7. Назовите имя няни поэта.
8. Как называлось учебное заведение, которое закончил Пушкин.
9. Кто из небесных светил помог королевичу Елисею в «сказке о мертвой царевне и семи богатырях».
10. Кто вместе с няней Ариной Родионовной прививал Пушкину любовь к народной культуре, русскому языку.
11. Какой язык Александр Сергеевич выучил первым.
12. Имя жены поэта.
13. Назовите фамилию поэта, присутствующего на выпускном экзамене в Лицее.
14. Какую птицу спас князь Гвидон от когтей коршуна. Эта птица превратилась в царевну и стала затем женой князя.
15. Кто вышел на задание с Балдой и проиграл в «Сказке о попе и его работнике Балде».

VIII.Домашнее задание.
Прочитать статью учебника о биографии поэта, ответить на вопросы, страница 36-39

IX.Итоги урока.

Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с биографией Александра Сергеевича Пушкина. Вспомнили произведения, которые уже изучили, а также узнали о новых, с которыми нам еще предстоит познакомиться.

X.Оценки с комментированием.
XI.Рефлексия.
Что понравилось? Что узнали нового?
Категория: Литература | Добавил: Ирина555
Просмотров: 1802 | Загрузок: 588 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]