1. Название конкурса «Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». 2. Тип урока. Изучение нового материала 3. Цели урока.Знакомство с биографией поэта. 4. Задачи урока. 1)Образовательная: познакомить учащихся с биографией А. С. Пушкина; 2)Коррекционно-развивающая: развитие и коррекция ВПФ 3)Воспитательная: воспитывать интерес к предмету 5. Краткое описание хода урока.
I.Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы и цели урока. II.Коррекционное задание. «Исправь ошибки» Цель: развитие слухового внимания. Задание. заметьте и исправьте ошибки, специально сделанные в словах при чтении стихотворений. Ехал дядя без жилета, Заплатил он штраф за это. (билета) Сели в ложку и айда! Покатили вдоль пруда! (лодку) Мама с бочками пошла По дороге вдоль села. (дочками) на поляне весной Вырос зуб молодой. (дуб) На глазах у детворы Крысу красят маляры. (крышу) Чтоб пообедать, взял Алешка В правую руку левую ножку. (ложку) на пароходе повар-док Приготовил вкусный сок. (кок) В реке живет мак. его не поймаю никак. (рак) рогатый дол По дороге шел (вол) На волке – сметана Творог, молоко. И рад бы поесть, Да достать нелегко. (полке). III.Повторение. Задание. По рисунку узнайте, это за сказка, относится она к русским народным или ее автором является Пушкин. слайды 3- 10. IV. Изучение новой темы. Слово учителя о биографии А. С. Пушкина. Слайд 11 6 июня 1799 года у отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны родился мальчик – будущий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Слайд 12 В семье Пушкина было четверо детей. Родители мало занимались ими. Балы, театры, разговоры о московских и парижских новостях занимали все время. Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Главным языком в семье был французский, поэтому маленький Саша научился на нем говорить раньше, чем на родном русском. Слайд 13. Воспитанием Александра занимались Мария Алексеевна,бабушка поэта, и Арина Родионовна, его няня. Эти две умные и добрые женщины были первыми воспитательницами Александра. От них он научился говорить по-русски, от них он впервые услышал народные песни и сказки. Именно эти женщины пробудили в нем любовь к народной культуре, ввели его в мир старины, народного быта и народной поэзии. Слайд 14. В доме было много книг на французском языке. С 9 лет Пушкин свободно стал читать на этом языке. Памятью он обладал исключительной и уже в 11 знал наизусть многих французских поэтов. Слайд 15. В московском доме родителей часто собирались известные писатели того времени: В. Жуковский, К. Батюшков, всегда присутствовал на таких встречах и дядя Пушкина Василий Львович Пушкин. Слайд 16. Пушкин Василий Львович (1766 -1830) - дядя А. С. Пушкина. Поэт, переводчик, член литературного общества «Арзамас». Слайд 17. В 12 лет Александра отдают в Царскосельский лицей, который был создан по приказу царя. Лицей – это учебное заведение для дворянских детей, где мальчики получали образование государственных служащих.Поступление в Лицей – это важное событие в жизни юного Пушкина. Здесь он встретил своих лучших друзей: И. Пущина, А. Дельвига, Кюхельбекера, Яковлева. Слайд 18. Экзаменационный лист вступительных экзаменов А. С. Пушкина Грамматика – хорошо Российский язык – очень хорошо Французский язык – хорошо Арифметика – знает до тройного правила Познание общих свойств тел – хорошо География – хорошо Начальные основания истории – имеет сведения Слайд 19. Расписание лицеиста 6. 00 – Подъем, молитва. 7.00-9.00 – Учеба 9.00-10.00 – Прогулка 10.00-12.00 – Учеба 12.00-13.00 – Обед 14.00 – 16.00 – Учеба 16.00 – 18.00 – Прогулка 18.00-20.30 – Учеба 20.30 – Ужин 20.30-22.00- Свободное время 22.00 – Отбой. Слайд 20. Шесть лет провел А. С. Пушкин в Лицее, здесь прошли его мальчишеские годы и началась бурная творческая деятельность юноши-поэта. Стихи стали самой сильной страстью Пушкина. Пушкин не сразу, но зато решительно оставил их всех позади себя. Товарищи безоговорочно признали его талант. В 1814 году впервые появилось в печати его стихотворение. Слайд 21. Приближались выпускные экзамены. Еще месяц – другой – и лицеисты покинут лицей. И каждый пойдет своей дорогой. Но какой же путь выбрать? Кем быть? Чиновником? Офицером? Или просто поэтом? Пушкин выбирает последнее. Слайд 22. В 1815 году Г. Р.Державин присутствовал на публичном экзамене в Лицее, где Пушкин читал свои «Воспоминания в Царском Селе». Это событие юный поэт вскоре запечатлел в стихах: И славный старец наш, царей певец избранный, Крылатым гением и грацией венчанный, В слезах обнял меня дрожащею рукой, И счастье мне предрек, незнаемое мной. Слайд 23. Пушкин в Михайловском В 1825 году Пушкин попадает в ссылку в с. Михайловское, где постоянным собеседником поэта становится няня, Арина Родионовна. Ей он поверял написанное, и сам был внимательным слушателем. В одном из писем он пишет: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Никто не мог сказать, когда завершится ссылка. Особенно чувство одиночества обострялось в долгие зимние вечера. Можно себе представить, что в один из вьюжных одиноких вечеров и родилось стихотворение «Зимний вечер». Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломкой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? … Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой по утору шла. Аудиофрагмент. Слайд 24. В один из зимних вечеров Пушкина навестил Иван Пущин. Слайд 25. Наталья Николаевна Гончарова – жена А. С. Пушкина. «Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец…» - А сейчас я вам предлагаю расслабиться и отдохнуть. Вам будет показан видеофрагмент о жизни Пушкина, который будет сопровождаться классической музыкой. Слайд 26. Видеофрагмент. Слайд 27. У Пушкина было четверо детей: «Сашка, Машка, Гришка, Наташка» Слайд 28. Портрет Пушкина, выполненный гуашью. Слайд 29. Этот портрет в 1827 году А. С. Пушкин заказал художнику В. А. Тропинину свой портрет. Слайд 30. Так откликнулся сам А. С. Пушкин на этот портрет О. А. Кипренского: «Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых Муз,- И я смеюся над могилой, Ушед на век от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Оно гласит, что не унижу Пристрастья верных Аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид.» Слайд 31. 8 февраля 1837г. Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом и был смертельно ранен. 10 февраля он скончался. Слайды 32, 33, 34, 35 Петербург времен Пушкина. Слайд 36. В 1925 г. в квартире, где жил и умер Пушкин, открылась выставка, посвященная жизни и творчеству великого русского поэта, а в 1937 г., к столетию со дня его гибели, был создан Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина Слайд 37.
Мойка, 12 – адрес последней квартиры А. С. Пушкина. Слайд 38. На рабочем столе Пушкина Слайд 39. Книжная полка Пушкина. Слайд 40. Видеофрагмент V.Коррекционное задание. слайды 41-43 Задание. Прочитайте только подчеркнутые буквы, из которых вы получите название одного из произведений А. С. Пушкина ГЛКЫВАСИПЫВКИЬБТЛОАГДНСДЛКГНАЯЛОРПДРПАОКЕНЧВВАКА «Капитанская дочка» МААКЫВЕЛДЩШДСМИНЫВАПЫПРОЙОЛЖЗВЕНГОСВЫЧАДШДТЬБНКЕНИВАКК «Медный всадник» ШЛЬДЦУКУАПРББДШЩРВАПКОУЦЫВШГТССМПАЕКВУКАИЬТОГЙГОЛШ «Дубровский» VI.Первичное закрепление. слайды 44 Вспомните и скажите: 1. Какую роль в жизни и творчестве А. С. Пушкина сыграли бабушка и няня? 2. В какое учебное заведение был отдан Александр? 3. Почему учеба в Лицее стала самым важным событием в жизни юного Пушкина? 4. Назовите друзей мальчика? 5. В каком селе А. С. Пушкин отбывал ссылку? 6. Как погиб великий поэт? VII. Самостоятельная работа. Задание. Отгадайте кроссворд. В выделенных клетках у вас получится фамилия и имя одного знаменитого поэта и писателя. Кроссворд по жизни и творчеству А. С. Пушкина 1.П Р О С Т О Ф И Л Я 2.П Е Т Е Р Б У Р Г 3.М А Т У Ш К И 4. Б Е Л К А 5.М И Х А Й Л О В С К О Е 6. П У Щ И Н 7. А Р И Н А 8. Л И Ц Е Й 9.М Е С Я Ц 10.Б А Б У Ш К А 11.Ф Р А Н Ц У З С К И Й 12.Н А Т А Л Ь Я 13.Д Е Р Ж А В И Н 14.Л Е Б Е Д Ь 15. Ч Е Р Т Е Н О К
Вопросы к кроссворду.
1.Как старуха называла старика в «Сказке о золотой рыбке». 2.Город, в котором жил последнее время А. С. Пушкин. 3.Вспомните строчки из известного вам стихотворения А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя». Вставьте пропущенное слово Брега с недвижною рекою Сровняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам ………зимы. 4.Лесной зверек, живущий в хрустальном дворце. 5. Село, в котором провел ссылку А. С. Пушкин 6.Друг Пушкина, который посетил его в ссылке. 7. Назовите имя няни поэта. 8. Как называлось учебное заведение, которое закончил Пушкин. 9. Кто из небесных светил помог королевичу Елисею в «сказке о мертвой царевне и семи богатырях». 10. Кто вместе с няней Ариной Родионовной прививал Пушкину любовь к народной культуре, русскому языку. 11. Какой язык Александр Сергеевич выучил первым. 12. Имя жены поэта. 13. Назовите фамилию поэта, присутствующего на выпускном экзамене в Лицее. 14. Какую птицу спас князь Гвидон от когтей коршуна. Эта птица превратилась в царевну и стала затем женой князя. 15. Кто вышел на задание с Балдой и проиграл в «Сказке о попе и его работнике Балде».
VIII.Домашнее задание. Прочитать статью учебника о биографии поэта, ответить на вопросы, страница 36-39
IX.Итоги урока.
Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с биографией Александра Сергеевича Пушкина. Вспомнили произведения, которые уже изучили, а также узнали о новых, с которыми нам еще предстоит познакомиться.
X.Оценки с комментированием. XI.Рефлексия. Что понравилось? Что узнали нового?