Тема урока «Анализ «Письма Татьяны» Предмет Литература Класс 9 Автор урока (ФИО, должность) Трофимова Людмила Григорьевна, учитель русского языка и литературы Образовательное учреждение МОУ Тугнуйская СОШ Республика/край, город/поселение Республика Бурятия, Мухоршибирский район, с. Тугнуй Методическая информация Тип урока Комбинированный Цели урока Обучающая: организовать исследовательскую деятельность обучающихся с целью выявления индивидуальной стороны письма Татьяны к Евгению Онегину; проанализировать письмо Татьяны к Онегину. Развивающая: формировать у школьников умение целеполагания; развивать навыки анализа литературного произведения, делать обобщающие выводы. Воспитывающая: развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; развивать осмысленность, логичность, склонность к исследовательской деятельности; воспитывать читательскую культуру школьников. Задачи урока Развить у учащихся умение анализировать художественное произведение; анализ письма Татьяны как ключ к пониманию образа главной героини. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Умение производить литературоведческий анализ; работать в группах.
Необходимое оборудование и материалы Проектор, компьютер, интерактивная доска. Подробный конспект урока Мотивация учащихся На интерактивной доске слайд №1 Переход к формулировке темы урока начинается с мини-викторины: 1. Сколько лет длится действие романа "Евгений Онегин"? (Действие романа продолжается свыше 4 лет: 2 года проходит между приездом Онегина и отъездом Татьяны; 2 года Татьяна замужем) 1-а. Подтвердите текстом. ("Так ты женат! Не знал я ране! Давно ли? - около двух лет - На ком? - На Лариной, - Татьяне!") Полгода Онегин, будучи влюбленным в Татьяну, не решается ей в этом признаться. 2. Чей портрет рисует Пушкин: Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой... (Татьяна Ларина). На экране через проектор появляется портрет Татьяны. 2-а. Острижен по последней моде, Как dandy лондонский одет - И наконец увидел свет... (Евгений Онегин) На экране появляется портрет Онегина. 3. Откуда эти строки? Пора пришла, она влюбилась… (Гл. 3, VII)
На экране появляются эти строки.
На интерактивной доске слайд №2. Формулирование темы и задач урока Скажите, ребята, когда мы явно узнаём, что Татьяна Ларина влюблена? (В разговоре с няней.) На интерактивной доске слайд №3. Давайте проанализируем этот разговор. На интерактивной доске слайд №4. Каким способом Татьяна решается поведать о своей любви своему избраннику? (После разговора с няней она пишет письмо Онегину). Как вы думаете, что нам предстоит выяснить сегодня на уроке? (Проанализировать письмо Татьяны). С какой целью мы будем анализировать? (Чтобы понять образ Татьяны. P.S. (Ответы могут быть самыми разными, главное, чтобы прозвучал основной – увидеть индивидуальность главной героини, её внутренний мир). Ход и содержание урока На интерактивной доске слайд №5. Слово учителя: 3 главу принято считать завязкой конфликта романа. Вряд ли Пушкин с его художественной энергией растянул экспозицию на две главы. Поэт начал роман решительно. Завязка романа – противоречие в характере героя: при внешнем благополучии условий жизни Онегин впадает в хандру. 2 глава ведёт к перемене мест. Но в усадьбе герой скучает так же, как в столице. 3 глава – следующий шаг сюжета: герой сталкивается с природной стихией человеческого сердца – любовью. Вспыхнувшее чувство Татьяны к Онегину и письмо составляют центр главы.
Чтение наизусть «Письма Татьяны» подготовленным учеником. Казалось бы, что здесь такого – герои романа пишут друг другу письма? Кажется, обыкновенное дело. Но это только на первый взгляд. Я предлагаю разделиться на две группы и проанализировать каждой группе «Письмо Татьяны» по следующим вопросам. На интерактивной доске слайд №6. Вопросы 1 группе: • Для чего автор в начале письма использует вопросительные предложения? • Чем необычен поступок Татьяны? Как он её характеризует? • Почему она так поступила? Найдите ответ в тексте. • Как она воспринимает Онегина, как кого? Вопросы 2 группе : • Почему письмо начинается с обращения на «вы», а потом переходит к «ты»? • Какие варианты судьбы предполагает Татьяна? • Почему именно Онегина полюбила Татьяна, а не Ленского, например? • В чём трагизм образа Татьяны?
(Письмо Татьяны к Онегину… Его писала юная уездная барышня (как известно по – французски), вероятно, переступая через огромные нравственные запреты, сама пугаясь неожиданной силы своих чувств. Отсюда и вопросительные предложения: Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу ещё сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать… Уже в этих строках - вся Татьяна. Гордость её, её понятие о приличиях страдают от одного – ей приходится первой признаться в любви мужчине. И в глубине души Татьяна наверняка была уверена во взаимности. Она предполагает, что могла бы быть счастлива с другим, и в этом предположении есть доля столь несвойственного ей кокетства; но тут же стремительность чувств в ней берёт верх и выплёскивается: Другой!... Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я… резкий, внезапный переход на «ты» - наверняка случайный, неосознанный. Почему?... Татьяна здесь и в последующих строках предельно раскрыта, абсолютно откровенна. Она излагает всё полностью, ничего не скрывая, честно и прямо. Почему Онегина полюбила Татьяна? Ответ мы находим в следующих строках: Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна. В Онегине она искала понимание… Онегин, с его светской негодной пресыщенностью, казался ей, юной деревенской девочке, человеком необыкновенным, а значит, способным её понять. Но Татьяна сама осознаёт ужас своего поступка, безнравственного в глазах света (но не в её собственных!), и пишет: Кончаю! Страшно перечесть… Стыдом и страхом замираю… Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю…И вновь переход на «вы». опомнилась, спохватилась, пожалела о собственной искренности («страшно перечесть»), но ни единого слова не исправила. Трагизм образа Татьяны в одиночестве героини и обречённости её романтической любви.)
Слово учителя: Исследуя духовный мир Татьяны Лариной, вы учились разным способам деятельности: анализу, общению, созданию творческого продукта. Работая с текстом, вы занимались исследовательской деятельностью, пришли к выводу, что Татьяна «любит без искусства», без притворства и игры. О переживаниях своей героини поэт пишет: «И между тем душа в ней ныла, и слёз был полон томный взор». Татьяна – верный идеал поэта. В ней есть прямота души, сила чувства, искренность, нежность и любящее сердце, что всегда ценно в человеке. Проверка и оценивание ЗУНКов Исследовательская работа в группах. Сочинение «Татьяны милый идеал» Рефлексия деятельности на уроке Какие новые знания вы получили сегодня на уроке? Постарайтесь ответить на этот вопрос, используя следующие предложения. «Я задумалась(ся) о ценности любви, о жизни….» «Я заглянул(а) в свой собственный мир и понял(а)…» «Понял(а), что то, что я чувствую, другие могут не понять…» Домашнее задание На интерактивной доске слайд №6. Сочинение «Татьяны милый идеал»