Суббота, 04.05.2024, 14:46
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Литература

Анализ "Письма Татьяны" по произведению А. С. Пушкина "Евгений Онегин"
[ · Скачать удаленно (970.69 Kb) ]
09.01.2011, 13:14
Тема урока «Анализ «Письма Татьяны»
Предмет Литература
Класс 9
Автор урока (ФИО, должность) Трофимова Людмила Григорьевна, учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение МОУ Тугнуйская СОШ
Республика/край, город/поселение Республика Бурятия, Мухоршибирский район, с. Тугнуй
Методическая информация
Тип урока Комбинированный
Цели урока
Обучающая: организовать исследовательскую деятельность обучающихся с целью выявления индивидуальной стороны письма Татьяны к Евгению Онегину; проанализировать письмо Татьяны к Онегину.
Развивающая: формировать у школьников умение целеполагания; развивать навыки анализа литературного произведения, делать обобщающие выводы.
Воспитывающая: развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; развивать осмысленность, логичность, склонность к исследовательской деятельности; воспитывать читательскую культуру школьников.
Задачи урока
Развить у учащихся умение анализировать художественное произведение; анализ письма Татьяны как ключ к пониманию образа главной героини.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Умение производить литературоведческий анализ; работать в группах.

Необходимое оборудование и материалы Проектор, компьютер, интерактивная доска.
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся
На интерактивной доске слайд №1
Переход к формулировке темы урока начинается с мини-викторины:
1. Сколько лет длится действие романа "Евгений Онегин"? (Действие романа продолжается свыше 4 лет: 2 года проходит между приездом Онегина и отъездом Татьяны; 2 года Татьяна замужем)
1-а. Подтвердите текстом.
("Так ты женат! Не знал я ране!
Давно ли? - около двух лет -
На ком? - На Лариной, - Татьяне!")
Полгода Онегин, будучи влюбленным в Татьяну, не решается ей в этом признаться.
2. Чей портрет рисует Пушкин:
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой... (Татьяна Ларина).
На экране через проектор появляется портрет Татьяны.
2-а. Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет -
И наконец увидел свет... (Евгений Онегин)
На экране появляется портрет Онегина.
3. Откуда эти строки?
Пора пришла, она влюбилась… (Гл. 3, VII)

На экране появляются эти строки.

На интерактивной доске слайд №2.
Формулирование темы и задач урока Скажите, ребята, когда мы явно узнаём, что Татьяна Ларина влюблена? (В разговоре с няней.)
На интерактивной доске слайд №3.
Давайте проанализируем этот разговор.
На интерактивной доске слайд №4.
Каким способом Татьяна решается поведать о своей любви своему избраннику? (После разговора с няней она пишет письмо Онегину).
Как вы думаете, что нам предстоит выяснить сегодня на уроке? (Проанализировать письмо Татьяны).
С какой целью мы будем анализировать? (Чтобы понять образ Татьяны. P.S. (Ответы могут быть самыми разными, главное, чтобы прозвучал основной – увидеть индивидуальность главной героини, её внутренний мир).
Ход и содержание урока
На интерактивной доске слайд №5.
Слово учителя: 3 главу принято считать завязкой конфликта романа. Вряд ли Пушкин с его художественной энергией растянул экспозицию на две главы. Поэт начал роман решительно. Завязка романа – противоречие в характере героя: при внешнем благополучии условий жизни Онегин впадает в хандру. 2 глава ведёт к перемене мест. Но в усадьбе герой скучает так же, как в столице. 3 глава – следующий шаг сюжета: герой сталкивается с природной стихией человеческого сердца – любовью. Вспыхнувшее чувство Татьяны к Онегину и письмо составляют центр главы.

Чтение наизусть «Письма Татьяны» подготовленным учеником.
Казалось бы, что здесь такого – герои романа пишут друг другу письма? Кажется, обыкновенное дело. Но это только на первый взгляд.
Я предлагаю разделиться на две группы и проанализировать каждой группе «Письмо Татьяны» по следующим вопросам.
На интерактивной доске слайд №6.
Вопросы 1 группе:
• Для чего автор в начале письма использует вопросительные предложения?
• Чем необычен поступок Татьяны? Как он её характеризует?
• Почему она так поступила? Найдите ответ в тексте.
• Как она воспринимает Онегина, как кого?
Вопросы 2 группе :
• Почему письмо начинается с обращения на «вы», а потом переходит к «ты»?
• Какие варианты судьбы предполагает Татьяна?
• Почему именно Онегина полюбила Татьяна, а не Ленского, например?
• В чём трагизм образа Татьяны?

(Письмо Татьяны к Онегину… Его писала юная уездная барышня (как известно по – французски), вероятно, переступая через огромные нравственные запреты, сама пугаясь неожиданной силы своих чувств. Отсюда и вопросительные предложения: Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу ещё сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать… Уже в этих строках - вся Татьяна. Гордость её, её понятие о приличиях страдают от одного – ей приходится первой признаться в любви мужчине. И в глубине души Татьяна наверняка была уверена во взаимности. Она предполагает, что могла бы быть счастлива с другим, и в этом предположении есть доля столь несвойственного ей кокетства; но тут же стремительность чувств в ней берёт верх и выплёскивается: Другой!... Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я…
резкий, внезапный переход на «ты» - наверняка случайный, неосознанный. Почему?... Татьяна здесь и в последующих строках предельно раскрыта, абсолютно откровенна. Она излагает всё полностью, ничего не скрывая, честно и прямо. Почему Онегина полюбила Татьяна? Ответ мы находим в следующих строках: Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна. В Онегине она искала понимание… Онегин, с его светской негодной пресыщенностью, казался ей, юной деревенской девочке, человеком необыкновенным, а значит, способным её понять. Но Татьяна сама осознаёт ужас своего поступка, безнравственного в глазах света (но не в её собственных!), и пишет: Кончаю! Страшно перечесть… Стыдом и страхом замираю… Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю…И вновь переход на «вы». опомнилась, спохватилась, пожалела о собственной искренности («страшно перечесть»), но ни единого слова не исправила.
Трагизм образа Татьяны в одиночестве героини и обречённости её романтической любви.)

Слово учителя: Исследуя духовный мир Татьяны Лариной, вы учились разным способам деятельности: анализу, общению, созданию творческого продукта. Работая с текстом, вы занимались исследовательской деятельностью, пришли к выводу, что Татьяна «любит без искусства», без притворства и игры. О переживаниях своей героини поэт пишет: «И между тем душа в ней ныла, и слёз был полон томный взор». Татьяна – верный идеал поэта. В ней есть прямота души, сила чувства, искренность, нежность и любящее сердце, что всегда ценно в человеке.
Проверка и оценивание ЗУНКов
Исследовательская работа в группах.
Сочинение «Татьяны милый идеал»
Рефлексия деятельности на уроке
Какие новые знания вы получили сегодня на уроке? Постарайтесь ответить на этот вопрос, используя следующие предложения.
«Я задумалась(ся) о ценности любви, о жизни….»
«Я заглянул(а) в свой собственный мир и понял(а)…»
«Понял(а), что то, что я чувствую, другие могут не понять…»
Домашнее задание
На интерактивной доске слайд №6.
Сочинение «Татьяны милый идеал»
Категория: Литература | Добавил: Ирина555
Просмотров: 24178 | Загрузок: 1017 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]