Вторник, 08.10.2024, 00:02
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Литература

Детство, опаленное войной
[ · Скачать удаленно (5.97 Mb) ]
09.01.2011, 13:20
Тема урока
«Детство, опалённое войной» (книги детям о войне).
Предмет Литературно-библиотечный урок
Класс 5 класс
Автор урока (ФИО, должность) Пазыныч О.А., учитель русского языка и литературы, Кишкунова Людмила Фёдоровна, библиотекарь
Образовательное учреждение МОУ «Гимназия 140»
Республика/край, город/поселение Омск
Методическая информация
Тип урока
Бинарный
Цели урока
- познакомить с биографией и творчеством В.П. Катаева,
- вызвать интерес к книгам для детей и о детях на вой-не;
- закреплять навык выразительного чтения;
- развивать речь, воображение обучающихся;
- воспитывать сообразительность, любовь к родине и уважение к героям войны.

Задачи урока
- читать и анализировать отрывки из художественных произведе-ний;
- составить синквейн к понятиям «война», «мир».
Знания, умения, на-выки и качества, ко-торые актуализируют /приобретут /закрепят/др. ученики в ходе урока Узнают имена авторов, названия произведений о войне.
Будут закреплять навыки выразительного чтения прозаических и по-этических текстов; навыки чтения по ролям.
Приобретут навык составления синквейна.
Актуализируются патриотические качества.

Необходимое обору-дование и материалы ПК, мультимедийный проектор, аудиозаписи композиции Шуберта, песни «Солнечный круг»; книги В. Катаева «Сын полка» (по одной на парте); выставка книг о войне; лист-помощник (афоризмы и их толко-вание); заготовки для синквейна; свеча; скатерть красного цвета; за-кладки-буклеты с аннотацией книг.
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся
Урок должен вызвать интерес к теме войны, к книгам, написанным о детях на войне, интерес к чтению.
Урок даст возможность осмыслить такие понятия, как «война», «мир»; подчеркнёт ценность «мира».
Ход и содержание урока
1. Орг. момент. Слайд 1 – тема предметной недели «Память пылающих лет»
Учитель: Наш литературно-библиотечный урок продолжает тему предметной Недели: «Память пылающих лет...»
Проведём мы его совместно с Людмилой Фёдоровной. Наша встреча поможет вам творчески организовать работу на последующих уроках в группах по интересам.
Слайд № 2 (звучит музыка Шуберта фоном негромко).
Эпиграфом к уроку я взяла слова Н. Старшинова (читаю слова сама)
- о чём МЫ будем говорить на уроке?
(о войне сегодня можно узнать по архивным документам, по кинофильмам и по книгам).
Сегодня вы узнаете о книгах, посвященных вашим ровесникам, ребятам, кому во время войны было столько же лет, сколько и вам, чуть больше или чуть меньше. Тема урока «Детство, опалённое войной» Слайд 3 – тема урока, эпиграф
(Звучит музыка фоном)
Библиотекарь: (Людмила Федоровна в это время зажигает свечу): Пусть горит эта свеча – как символ памяти о тех детях, чьи жизни унесла война.
Снова продолжает звучать музыка погромче (несколько секунд звучит только музыка)
2. Синквейн.
- Ребята, а что мы с вами, люди, знающие о войне по книгам и фильмам, можем сказать о войне?
Предлагаю вам выразить своё осмысление слова «война» при помощи синквейна.
Слайд 4

Война
Страшная жестокая
Стрелять убивать страдать
На волоске от смерти
Горе

Учитель: Да, ребята, война – это горе, это боль.
Но ещё большую душевную боль вызывает тема детей на войне.
2.Знакомство с творчеством В.П. Катаева.
Учитель: Давайте прочитаем историю одного мальчика, детство, которого опалила война…
- проследите по тексту : как война отразилась на нём?
Слайд № 5.
«…Дело известное… Отец погиб на фронте в первые дни войны. Деревню заняли немцы. Мать не хотела отдавать корову. Мать убили. Бабка и маленькая сестрёнка померли с голоду. Остался один. Потом деревню спалили. Пошёл с сумкой собирать куски… Поймал чесотку, болел сыпным тифом – чуть не помер…
Почитай два года бродил, прятался в лесах… совсем одичал, зарос волосами. Злой стал. Настоящий волчонок. Постоянно с собой в сумке гвоздь отточенный таскал. Это он себе такое оружие выдумал. Непременно хотел этим гвоздём какого-нибудь немца убить… На вид больше десяти (лет) никак не дать. Изголодался, отощал. Одна кожа да кости…»
- как война повлияла на этого мальчика? ( он оголодал, озлобился, потому что остался один, вся семья его погибла, перенёс всякие болезни )
- а как автор показывает, что такая судьба ребёнка не редкость на войне? (дело известное…)
Учитель: Это история Вани Солнцева – героя повести «Сын полка», которую рассказал нам фронтовик В.П. Катаев. Он наверняка знает, что это судьба – одна из многих.
Библиотекарь: рассказ о Катаеве.
Слайды № 6,7,8
Слайд 9- разные издания книг «Сын полка»
Учитель: В своей повести Валентин Катаев показывает несовместимость понятий война и детство. Детство – это начало жизни, радость, а война – это страх, насилие, ежеминутная смертельная опасность.
Взрослые бойцы, солдаты это понимают, поэтому, накормив и обогрев Ваню, отправляют его в тыл. По дороге в тыл Ваня сбегает и снова устремляется на фронт. Во время скитаний он встречает мальчика в военной форме.
- Давай обратимся к эпизоду встречи, чтобы понять, почему Ваня не хочет в детский дом, а рвётся на фронт.
На партах у вас лежат книги с закладками, откройте их, найдите слова: «…Сроду ещё не видал Ваня такого рос-кошного мальчика…»
- прочитаем этот абзац, а вы скажите: что так привлекло Ваню в этом мальчике? (что он выглядел как настоящий солдат – в новеньком обмундировании)
- А теперь давайте прочитаем по ролям разговор двух мальчиков,
Во время чтения проследите по тексту, какими словами описывает Катаев чувства Вани Солнцева?
После чтения учитель спрашивает:
- Какие чувства испытывает Ваня при разговоре?( и зависть, и восхищение, и жалость, и уныние)
- Почему? (Ваня хочет на фронт, он завидует мальчику, потому что тот – сын полка)
- Почему Ваня не хочет в детский дом, а рвётся на фронт.
(он хочет быть настоящим солдатом, чтобы защищать родину, тоже хочет стать сыном полка)
А вот станет ли Ваня «сыном полка», и вообще о дальнейшей судьбе героя вы обязательно узнаете, ко-гда прочитаете эту повесть от начала до конца.
Слайд 10
Учитель: Катаев писал : «Тему я нашел в 1942 году. Встречался с подобными мальчуганами неоднократно. Понял, что это явление».
Слайд 11 «Не было Вани Солнцева». Это собирательный образ.
Библиотекарь: рассказ о явлении «сын полка».
4. Чтение стихов.
Учитель: Книги о детях войны разные. Но особое место среди них занимают стихи. Они пронзают сердце острой болью сострадания, сочувствия. Это плач о детях, испытавших войну.
- Послушайте отрывки из этих стихотворений.
Слайд 12 - портрет Симонова, название стихотворения «Привез майор…»
Читает ученик
Учитель: автор обращается к нам, читателям, со словами, полными горечи:
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
- Что имеет в виду К.Симонов? Прочтите это стихотворе-ние, и вам станет ясно.

Слайд13 – портрет Твардовского, название стихотворения «Рассказ танкиста» + последнее четверостишие
Читает ученик
Учитель: стихотворение заканчивается чувством сожале-ния боевого командира – танкиста, так и не узнавшего имени мальчика-героя.
«Был трудный бой.
Все нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы
я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить…»
- Почему так беспокоит это командира? Какой подвиг со-вершил этот мальчик? Ответы на эти вопросы вы найдёте в самом стихотворении А. Твардовского «Рассказ танкиста».

Учитель: Читаешь произведения о детях на войне, и понимаешь: этого не должно быть! Ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем!
Слайд 18
Учитель: литература, возможно, не в силах изменить мир. Но всё же книги о детях на войне могут тронуть чьё-то сердце и добавить хотя бы каплю доброты и внимания в нашу жизнь. А главное – передать не только память о ВО войне, но и осознание ценности мирной жизни.
Слайд 19 С.Я. Маршак: «…Мир всем народам на свете.
Всем есть простор на планете, - свет и богат и велик…»
5.Синквейн.
Учитель: А что такое мир? Ребята, уважаемые гости, постройте синквейн к слову мир.
Слайд 20
(Можете воспользоваться листом-помощником для за-полнения четвёртой строчки синквейна).
Звучит песня «Солнечный круг» - ребята и гости составляют синквейн.
Слайд 21
Мир
Радужный Хрупкий
Улыбаться любить охранять
Пусть всегда будет солнце
Счастье
Учитель: Война – общее горе, а мир у каждого свой. Вот, как я себе представляю мир.
Рука сама написала слово хрупкий, наверное, это оправдано: и сегодня в мире неспокойно, вооружённые конфликты, горячие точки, локальные войны – по-разному их называют, но они приносят людям страшное горе, разрушают семьи, делают детей сиротами, инвалидами, калечат души, делают всех несчастными. поэтому мир надо охранять. Для четвертой строчки я взяла слова из детской песни: пусть всегда будет солнце, для меня мир – это счастье.
- Что же получилось у вас, ребята, и у наших гостей?
синквейн к слову мир:
Библиотекарь: Свеча пусть горит, как символ жизни, символ счастья, символ надежды.
Проверка и оценива-ние ЗУНКов
Домашнее задание
мы дарим вам закладки, которые у вас вложены в книги. Но это не просто закладки, это перечень и краткие аннотации книг, имеющихся в школьной библиотеке, они помогут сделать свой выбор. На следующий урок вы принесёте те книги, которые вам захотелось прочитать.
Рефлексия деятельно-сти на уроке
Слайд 21 – рефлексивный экран
(учащимся предлагается закончить фразу одним предложением из реф-лексивного экрана)
Дополнительная не-обходимая информа-ция
В помощь учителю
Использованные ис-точники и литература (если имеются)
Обоснование, почему данную тему опти-мально изучать с ис-пользованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Мультимедиа компоненты обеспечивают наглядность учебного мате-риала, его интерактивность и легкость для понимания обучающихся; активизируют внимание и интерес. Данная презентация содержит ил-люстративный материал, который используется на уроке в качестве эмоционального воздействия на учащихся, их подготовки к воспри-ятию художественных текстов, позволяет ярче представить художественные образы и глубже прочувствовать настроение автора.
Советы по логиче-скому переходу от данного урока к по-следующим На следующем уроке работа будет организована в группах с учётом ин-дивидуального выбора обучающихся книги о войне. Группы представят творческие проекты по своему опыту прочтения книг о войне (это могут быть отзывы, бюллетени, буклеты, стенгазеты, книжки-раскладушки и т.д.)
Категория: Литература | Добавил: Ирина555
Просмотров: 3508 | Загрузок: 757 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]