Тема урока «Детство, опалённое войной» (книги детям о войне). Предмет Литературно-библиотечный урок Класс 5 класс Автор урока (ФИО, должность) Пазыныч О.А., учитель русского языка и литературы, Кишкунова Людмила Фёдоровна, библиотекарь Образовательное учреждение МОУ «Гимназия 140» Республика/край, город/поселение Омск Методическая информация Тип урока Бинарный Цели урока - познакомить с биографией и творчеством В.П. Катаева, - вызвать интерес к книгам для детей и о детях на вой-не; - закреплять навык выразительного чтения; - развивать речь, воображение обучающихся; - воспитывать сообразительность, любовь к родине и уважение к героям войны.
Задачи урока - читать и анализировать отрывки из художественных произведе-ний; - составить синквейн к понятиям «война», «мир». Знания, умения, на-выки и качества, ко-торые актуализируют /приобретут /закрепят/др. ученики в ходе урока Узнают имена авторов, названия произведений о войне. Будут закреплять навыки выразительного чтения прозаических и по-этических текстов; навыки чтения по ролям. Приобретут навык составления синквейна. Актуализируются патриотические качества.
Необходимое обору-дование и материалы ПК, мультимедийный проектор, аудиозаписи композиции Шуберта, песни «Солнечный круг»; книги В. Катаева «Сын полка» (по одной на парте); выставка книг о войне; лист-помощник (афоризмы и их толко-вание); заготовки для синквейна; свеча; скатерть красного цвета; за-кладки-буклеты с аннотацией книг. Подробный конспект урока Мотивация учащихся Урок должен вызвать интерес к теме войны, к книгам, написанным о детях на войне, интерес к чтению. Урок даст возможность осмыслить такие понятия, как «война», «мир»; подчеркнёт ценность «мира». Ход и содержание урока 1. Орг. момент. Слайд 1 – тема предметной недели «Память пылающих лет» Учитель: Наш литературно-библиотечный урок продолжает тему предметной Недели: «Память пылающих лет...» Проведём мы его совместно с Людмилой Фёдоровной. Наша встреча поможет вам творчески организовать работу на последующих уроках в группах по интересам. Слайд № 2 (звучит музыка Шуберта фоном негромко). Эпиграфом к уроку я взяла слова Н. Старшинова (читаю слова сама) - о чём МЫ будем говорить на уроке? (о войне сегодня можно узнать по архивным документам, по кинофильмам и по книгам). Сегодня вы узнаете о книгах, посвященных вашим ровесникам, ребятам, кому во время войны было столько же лет, сколько и вам, чуть больше или чуть меньше. Тема урока «Детство, опалённое войной» Слайд 3 – тема урока, эпиграф (Звучит музыка фоном) Библиотекарь: (Людмила Федоровна в это время зажигает свечу): Пусть горит эта свеча – как символ памяти о тех детях, чьи жизни унесла война. Снова продолжает звучать музыка погромче (несколько секунд звучит только музыка) 2. Синквейн. - Ребята, а что мы с вами, люди, знающие о войне по книгам и фильмам, можем сказать о войне? Предлагаю вам выразить своё осмысление слова «война» при помощи синквейна. Слайд 4
Война Страшная жестокая Стрелять убивать страдать На волоске от смерти Горе
Учитель: Да, ребята, война – это горе, это боль. Но ещё большую душевную боль вызывает тема детей на войне. 2.Знакомство с творчеством В.П. Катаева. Учитель: Давайте прочитаем историю одного мальчика, детство, которого опалила война… - проследите по тексту : как война отразилась на нём? Слайд № 5. «…Дело известное… Отец погиб на фронте в первые дни войны. Деревню заняли немцы. Мать не хотела отдавать корову. Мать убили. Бабка и маленькая сестрёнка померли с голоду. Остался один. Потом деревню спалили. Пошёл с сумкой собирать куски… Поймал чесотку, болел сыпным тифом – чуть не помер… Почитай два года бродил, прятался в лесах… совсем одичал, зарос волосами. Злой стал. Настоящий волчонок. Постоянно с собой в сумке гвоздь отточенный таскал. Это он себе такое оружие выдумал. Непременно хотел этим гвоздём какого-нибудь немца убить… На вид больше десяти (лет) никак не дать. Изголодался, отощал. Одна кожа да кости…» - как война повлияла на этого мальчика? ( он оголодал, озлобился, потому что остался один, вся семья его погибла, перенёс всякие болезни ) - а как автор показывает, что такая судьба ребёнка не редкость на войне? (дело известное…) Учитель: Это история Вани Солнцева – героя повести «Сын полка», которую рассказал нам фронтовик В.П. Катаев. Он наверняка знает, что это судьба – одна из многих. Библиотекарь: рассказ о Катаеве. Слайды № 6,7,8 Слайд 9- разные издания книг «Сын полка» Учитель: В своей повести Валентин Катаев показывает несовместимость понятий война и детство. Детство – это начало жизни, радость, а война – это страх, насилие, ежеминутная смертельная опасность. Взрослые бойцы, солдаты это понимают, поэтому, накормив и обогрев Ваню, отправляют его в тыл. По дороге в тыл Ваня сбегает и снова устремляется на фронт. Во время скитаний он встречает мальчика в военной форме. - Давай обратимся к эпизоду встречи, чтобы понять, почему Ваня не хочет в детский дом, а рвётся на фронт. На партах у вас лежат книги с закладками, откройте их, найдите слова: «…Сроду ещё не видал Ваня такого рос-кошного мальчика…» - прочитаем этот абзац, а вы скажите: что так привлекло Ваню в этом мальчике? (что он выглядел как настоящий солдат – в новеньком обмундировании) - А теперь давайте прочитаем по ролям разговор двух мальчиков, Во время чтения проследите по тексту, какими словами описывает Катаев чувства Вани Солнцева? После чтения учитель спрашивает: - Какие чувства испытывает Ваня при разговоре?( и зависть, и восхищение, и жалость, и уныние) - Почему? (Ваня хочет на фронт, он завидует мальчику, потому что тот – сын полка) - Почему Ваня не хочет в детский дом, а рвётся на фронт. (он хочет быть настоящим солдатом, чтобы защищать родину, тоже хочет стать сыном полка) А вот станет ли Ваня «сыном полка», и вообще о дальнейшей судьбе героя вы обязательно узнаете, ко-гда прочитаете эту повесть от начала до конца. Слайд 10 Учитель: Катаев писал : «Тему я нашел в 1942 году. Встречался с подобными мальчуганами неоднократно. Понял, что это явление». Слайд 11 «Не было Вани Солнцева». Это собирательный образ. Библиотекарь: рассказ о явлении «сын полка». 4. Чтение стихов. Учитель: Книги о детях войны разные. Но особое место среди них занимают стихи. Они пронзают сердце острой болью сострадания, сочувствия. Это плач о детях, испытавших войну. - Послушайте отрывки из этих стихотворений. Слайд 12 - портрет Симонова, название стихотворения «Привез майор…» Читает ученик Учитель: автор обращается к нам, читателям, со словами, полными горечи: Ты это горе знаешь понаслышке, А нам оно оборвало сердца. Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца. - Что имеет в виду К.Симонов? Прочтите это стихотворе-ние, и вам станет ясно.
Слайд13 – портрет Твардовского, название стихотворения «Рассказ танкиста» + последнее четверостишие Читает ученик Учитель: стихотворение заканчивается чувством сожале-ния боевого командира – танкиста, так и не узнавшего имени мальчика-героя. «Был трудный бой. Все нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, забыл его спросить…» - Почему так беспокоит это командира? Какой подвиг со-вершил этот мальчик? Ответы на эти вопросы вы найдёте в самом стихотворении А. Твардовского «Рассказ танкиста».
Учитель: Читаешь произведения о детях на войне, и понимаешь: этого не должно быть! Ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем! Слайд 18 Учитель: литература, возможно, не в силах изменить мир. Но всё же книги о детях на войне могут тронуть чьё-то сердце и добавить хотя бы каплю доброты и внимания в нашу жизнь. А главное – передать не только память о ВО войне, но и осознание ценности мирной жизни. Слайд 19 С.Я. Маршак: «…Мир всем народам на свете. Всем есть простор на планете, - свет и богат и велик…» 5.Синквейн. Учитель: А что такое мир? Ребята, уважаемые гости, постройте синквейн к слову мир. Слайд 20 (Можете воспользоваться листом-помощником для за-полнения четвёртой строчки синквейна). Звучит песня «Солнечный круг» - ребята и гости составляют синквейн. Слайд 21 Мир Радужный Хрупкий Улыбаться любить охранять Пусть всегда будет солнце Счастье Учитель: Война – общее горе, а мир у каждого свой. Вот, как я себе представляю мир. Рука сама написала слово хрупкий, наверное, это оправдано: и сегодня в мире неспокойно, вооружённые конфликты, горячие точки, локальные войны – по-разному их называют, но они приносят людям страшное горе, разрушают семьи, делают детей сиротами, инвалидами, калечат души, делают всех несчастными. поэтому мир надо охранять. Для четвертой строчки я взяла слова из детской песни: пусть всегда будет солнце, для меня мир – это счастье. - Что же получилось у вас, ребята, и у наших гостей? синквейн к слову мир: Библиотекарь: Свеча пусть горит, как символ жизни, символ счастья, символ надежды. Проверка и оценива-ние ЗУНКов Домашнее задание мы дарим вам закладки, которые у вас вложены в книги. Но это не просто закладки, это перечень и краткие аннотации книг, имеющихся в школьной библиотеке, они помогут сделать свой выбор. На следующий урок вы принесёте те книги, которые вам захотелось прочитать. Рефлексия деятельно-сти на уроке Слайд 21 – рефлексивный экран (учащимся предлагается закончить фразу одним предложением из реф-лексивного экрана) Дополнительная не-обходимая информа-ция В помощь учителю Использованные ис-точники и литература (если имеются) Обоснование, почему данную тему опти-мально изучать с ис-пользованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Мультимедиа компоненты обеспечивают наглядность учебного мате-риала, его интерактивность и легкость для понимания обучающихся; активизируют внимание и интерес. Данная презентация содержит ил-люстративный материал, который используется на уроке в качестве эмоционального воздействия на учащихся, их подготовки к воспри-ятию художественных текстов, позволяет ярче представить художественные образы и глубже прочувствовать настроение автора. Советы по логиче-скому переходу от данного урока к по-следующим На следующем уроке работа будет организована в группах с учётом ин-дивидуального выбора обучающихся книги о войне. Группы представят творческие проекты по своему опыту прочтения книг о войне (это могут быть отзывы, бюллетени, буклеты, стенгазеты, книжки-раскладушки и т.д.)