Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее занятие мы начнем необычно: с собирания пазла!(1мин.20 с.) (Если возможности позволяют, то картинку собирают все ребята в классе)
1.Беседа. (3 мин.) -Что же у нас получилось? -Мы сложили известную картину «Богатыри» -А кто же ее написал? -В.М.Васнецов. -Хорошо. Расскажите, кого изобразил живописец на полотне? -Самых известных русских богатырей: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича.
-Почему я предложила вам собрать именно этот пазл? -Наверно, мы будем изучать былины. - Друзья, а что вы знаете о былинах? - Былины- сказания о богатырях. -Былины- это то, что было. - Рассказ о чем-то древнем. -Как вы думаете, о каком герое мы будем говорить подробно? -Об Илье Муромце! Он самый известный богатырь. - Предлагаю совершить небольшую виртуальную экскурсию в прошлое и после просмотра сделать вывод, верны ли ваши предположения. 2. Просмотр презентации (3 мин.09 с.) 3. Обсуждение (5-6 мин.) - Ребята, хотелось бы сначала спросить о ваших первых впечатлениях от увиденного материала. -Понравилась музыка, иллюстрации. -Мне запомнился сам рассказ об особенностях былин. -Интресно! -Кто знает, какой музыкальный инструмент звучит в презентации? -Гусли! На одной из иллюстраций есть их изображение. Мы где-то эту картину видели. -Да, конечно. Обращаю ваше внимание, что, кроме известных вам репродукций картин Васнецова, в этом ролике представлены репродукции полотен К.Васильева, Н.Рериха- постарайтесь запомнить эти имена. -Я заметил в презентации портреты людей в старинной одежде, головных уборах. -Наверное, это сказители. -Вы правы ,ребята, в ролике, действительно, показаны портреты самых известных былинщиков: В.П.Щеголенкова, А. А.М.Крюковой, А. .Ф.Пономарева, Т.Г.Рябинина, К.Романова, М.Д. Кривополеновой, П.И . Рябина-Андреева, Н.Богданова. -Как вы думаете, почему над созданием образов сказителей трудились известнейшие русские живописцы: В.Перов, И.Репин ,а фотографы специально отправлялись на Русский Север, чтобы запечатлеть этих людей? -Интересные люди. -Увлекательно рассказывали былины. -С чувством, с особым выражением. -Благодаря этим сказителям до нас дошли истории о богатырях, а мы бы даже про Илью Муромца не узнали. -Я рада, что вы, ребята, пришли к очень важным и правильным выводам. Давайте же постараемся прочитать былину «Три поездки И.Муромца» («На заставе богатырской») так, чтобы чтение запомнилось и понравилось вам самим. Что для этого нужно сделать? -Читать с особым чувством, стараться. -Заметить какие-то особенности. -Вообразить, что ты рассказчик. -Хорошо, что прозвучало сейчас слово «особенности». Давайте поговорим о них более подробно. 4. Знакомство с терминами .Работа с толковыми словарями (3 мин). Найдите в словаре определения следующих понятий: гипербола, эпитет, повторы. Ребята, во время чтения постарайтесь отыскать их в тексте былины. 5.Комментированное чтение былины(10 мин) Выразительное чтение фрагментов былины. Письменная работа малой формы «Роль гиперболы в создании былины (старины)»(8 мин.) О каких человеческих качествах вы задумались, прочитав былину? Выразительно читать былины. Нарисовать иллюстрации.
В помощь учителю
Важен не сам факт использования ЦОР, а что продукт представляет по сути, по содержанию: форма подачи материала, оригинальность цветового решения, эстетичность, полезность, логичность. Если говорить о воплощении идеи применительно к уроку литературы, то совершенно очевидно, что при использовании мультимедийного приложения на занятии, максимально должны быть задействованы все возможные способы влияния на эмоциональную составляющую учеников: зрительное восприятие (качественный визуальный ряд), звуковое наполнение (тщательно продуманное), поскольку урок литературы, прежде всего,- урок чувствования, сопереживания. Следующая тема «Сказки». В связи с этим, очень важно, чтобы дети поняли значение повторов и гипербол, поскольку в композиции сказки они играют очень важную роль.