Пятница, 09.12.2016, 22:12
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Литература

Конспект урока на тему: "Картины жизни донского казачества в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон".
[ · Скачать удаленно () ]
27.09.2014, 18:10

Картины жизни донского казачества в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

…Но и горд наш Дон, тихий Дон, наш батюшка,

Басурманину он не кланялся,

У Москвы, как жить, не спрашивался…

 

Тип урока: урок комбинированного типа.

Вид урока: беседа с элементами самостоятельной исследовательской деятельности.

Цели урока:

-обучающая– выяснить, что собой представляет казачество в романе М. Шолохова   « Тихий Дон», рассмотреть быт и традиции казачества на примере семьи Мелеховых.

 

 -развивающая – совершенствование навыков анализа текста, развитие умения подтверждать свои ответы цитатами из текста, развитие исследовательских способностей студентов, развитие речевой культуры студентов.

 

-воспитывающая– воспитание  доброго, чуткого отношения к окружающим людям, стремление к истинным ценностям: добру, труду, семье как основе человеческого бытия.

Материально-техническое оснащение урока: доска, мультимедийное оборудование, компьютер, фрагмент фильма «Тихий Дон».

Дидактические средства: презентация к уроку, текст романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Слово учителя.

Удалые казаки
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут


Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.


Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.

Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои 
Сохраняют на Руси.

Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Сабля – гордость казака,
Не прожить им без коня,

Без ухи и без добычи,
Уж такой у них обычай.
И готов любой казак
За Россию постаять.

Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет – 
Удивит любой народ.

Есаул, односельчане,
Атаман и хуторяне – 
Все равны перед законом
И разумным Божьим словом.

Православный, удалой,
Наш казак всегда герой.
А казачка – вот краса:
Стройный стан и плюс коса.

Сколько сказов и присказок, 
Вам любой казак расскажет.

Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.

 

Казачество - братство людей, объединенных особым состоянием духа и сознания, нравственности и морали. Родная земля, крестьянский труд от зари до зари, воинский долг, дом, семья, хутор — вот составляю­щие духовного мира казаков. Это те основные ценности, без которых не мыслит себя вольный казак.

Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и гордый, казаки были трудолюбивы, гостеприимны, они отличались необыкновенной честностью.

Таков образ казачества пришел к нам из истории.

Детально воспроизведенный быт в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон», любовное описание донской природы, меткая образная речь, искрящаяся юмором, позволяют ощутить своеобразную прелесть казачьего уклада, понять суть тех традиций, которые исстари определяли жизнь казака.

Мне выпала уникальная возможность – рассмотреть традиции казачества, их уклад жизни, их историю среди учащихся казачьей группы, т.е. литература может изучить казачество изнутри и сравнить его с воспроизведенным в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».

Итак, как вы наверное уже успели догадаться, тема нашего сегодняшнего урока: «Картины жизни донского казачества в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».

А эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я взяла слова из старинной казачьей песни, слова, характеризующие независимость и обособленность казачества:

…Но и горд наш Дон, тихий Дон, наш батюшка,

Басурманину он не кланялся,

У Москвы, как жить, не спрашивался…

 Запишем тему и эпиграф нашего сегодняшнего урока в свои рабочие тетради.

Слово учителя. Обратите внимание, что Дон в романе – это действующее лицо, один из основных образов в романе, если мы с вами еще раз посмотрим на эпиграф, то увидим, что Дон для казачества – это само казачество, это его колыбельная.

Поэтому Дон в романе – не просто река, а река времени. Ровно десять раз зимы одевали её ледяным панцирем, а весны десять раз рвали эти оковы. Это река-календарь. И цель нашего сегодняшнего урока - рассмотреть быт и традиции казаков на протяжении всего романа, на протяжении этой реки времени.  

 Но прежде, чем перейти к рассмотрению  жизни и быта казаков в романе «Тихий Дон», я предлагаю обратиться к истории и выяснять: кто же такие казаки и откуда они берут свое  начало.           

 

 Доклад одного из учащихся.

    В разные времена и разных кругах представления о казаках существенно отличались. Среди русского дворянства была принята версия, что они произошли от беглых крепостных и старообрядцев, скрывавшихся от властей на окраинах государства. И в романе М.А. Шолохова тоже звучит эта же версия. Ее высказывает ссыльный Штокман казакам, устроившим драку с хохлами на весовой.

 « Человек махнул шляпой в его сторону.

- А ты кто?

- Я-то казак, а ты не из цыганев?

- Нет. Мы с тобой обое русские.

- Брешешь! – раздельно выговорил Афонька.

- Казаки от русских произошли. Знаешь про это?

- А я тебе говорю, – казаки от казаков ведутся.

- В старину от помещиков бежали крепостные, селились на Дону, их-то и прозвали казаками.

- Иди-ка ты, милый человек, своим путем, - сжимая запухшие пальцы в кулак, сдержанно-злобно посоветовал Алексей-безрукий и заморгал чаще.

- Сволочь поселилась!.. Ишь поганка, в мужиков захотел переделать!» 

"Казак" - "вольный человек". Впервые это слово было зафиксировано в I в. и отмечается на Кубани и в Приазовье до XIII в.
После татаро-монгольского завоевания жители Приазовья подняли восстание, жестоко усмиренное Батыем, и "страна Касакия" из всех источников исчезает, на ее месте обосновалась Ногайская орда. Но, в это же время исчезает название русскоязычного населения Дона - "бродники", позже сменяясь на "казаки". Очевидно, разгромленные племена касогов распались, одни отступили в горы, а другие укрылись в азовских болотах, плавнях и зарослях Дона, смешались с местными жителями и передали им свое имя. Хотя напрямую производить казаков от древних касогов нельзя, они стали лишь одним из компонентов, из которых формировалось казачество. Известно, что население Дона говорило по-русски, исповедовало Православие. В 1380 г. казаки на стороне Дмитрия Донского участвовали в Куликовской битве. Но в 1395 г. по Дону прокатилась армия Тамерлана, после чего, по словам современника, здесь остались лишь "развалины многих городков".
Часть уцелевших казаков ушла на Днепр, часть во владения рязанских, северских князей. Пристраивались на службе в Крымском ханстве и  в Азове. В связи с распадом Золотой Орды и междоусобицами степь превратилась в "дикое поле", и заново заселение Дона началось с конца XV в. - от Азова, откуда казаков выгнали турки, и с Руси. Подчеркнем, к беглым крепостным и старообрядцам казаки никакого отношения не имели: ведь крепостного права в России еще не существовало, а церковный раскол случился 200 лет спустя.
Жили казаки   в экстремальных условиях, в постоянной опасности. Отсюда вырабатывались традиции самоорганизации, братства, дисциплины, высочайшего воинского мастерства, которому учились с детства. Русские цари начали привлекать казаков на службу с XVI в.  Часто казаки действовали не по государевым и воеводским указам, а по собственному разумению (даже вступая из-за этого в конфликты с правительством). А утверждалось такое поведение осознанием самих себя "воинами Христовыми", защитниками "народа православного" от "басурман". Это было духовной доминантой, помогало стойко переносить жертвы и лишения, объясняло образ жизни.
     Вопреки рассуждениям об "отдельной нации", казачество во все времена пополнялись извне. Хотя в казаки верстали далеко не всех желающих. Беглый крепостной мог обрести на Дону свободу, однако оставался крестьянином, получая лишь статус "бурлака" (позже - "иногороднего"). Поэтому слова ссыльного Штокмана  в романе о происхождении казачества верны лишь отчасти».

Беседа по роману М. Шолохова « Тихий Дон»

Слово учителя. Семья– вот то, что нужно человеку для полного счастья. Многие люди счастье видят, прежде всего, в семье. С понятием дома и семьи связаны наши первые представления о мире, любви, заботе. Семья – это главная составляющая человеческой жизни. Семья – это опора и крепость. Без семьи человек не может жить.

Казачество — особое сословие на Руси, но и как в жизни каждого народа в жизни казачества есть постоянные ценности — земля, нравственность, семья. Поэтому семья — основа народной жизни в романе Шолохова «Тихий Дон».

В центре шолоховского повествования находится несколько казацких семей: Мелеховых, Коршуновых, Кошевых, Моховых, Листницких, Астаховых.

Фронтальный опрос.
– Но почему автор с особой симпатией пишет о Мелеховых? (Главные ценности у них – нравственные, человеческие: доброжелательность, отзывчивость, великодушие, трудолюбие.)

- Ребята, скажите пожалуйста, историю семьи Мелеховых, откуда она в романе берет свое начало? ( История Прокофия Мелехова)

Ребята на примере семьи Мелеховых я предлагаю рассмотреть традиции и быт казачества в романе, мир, в котором живет казачество, наполненный красками, насыщенный красотой родной природы. Чем они занимались? Чем жили? Каков их образ жизни. Медленно, неторопливо течет хуторская жизнь. Автор рассказывает о хозяйственных заботах Пантелея Прокофьевича, описывает неприхотливый быт его семьи, баз с хозяйственными постройками.

а) Найдите в тексте описание дома и семьи Мелеховых.

А с чего же начинается их день.
б) «Утро в семье Мелеховых», «На рыбалке» (ч.1, гл.2)

Мелеховы  -  дружная, работящая семья. Жизнь казачества немыслима без крестьянских работ. Давайте вспомним сцену «На сенокосе».

 

 «На сенокосе» (ч.1,гл.9)


– Как передана поэзия их труда? (Сильна власть традиций. Люди очень трудолюбивые. Исстари повелось, что на покос выходили всем хутором. Косцы и гребельщицы одевались как на годовой праздник. Не стало это исключением и для Мелеховых. Труд объединил их семью. Мы видим, как Пантелей Прокофьевич , прежде чем начать косьбу, по  русскому обычаю, «перекрестился на беленький стручок далекой колокольни». Он, как полагается в семье, идет первым. За ним, не отставая, «стелет косой травье» Григорий. Наши герои счастливы, потому что работа доставила им радость. После тяжелого труда все вместе стали вечерять. «Пантелей Прокофьевич истово хлебал кашу, хрустел на зубах недоваренным пшеном. Аксинья, не поднимая глаз, нехотя улыбалась Дарье»
 В казачьей среде человек ценился по отношению к труду. «Славные казаки Мелеховы», - говорит, дед Гришака.)

Однако казаки не только труженики, но и воины.
– Чем ещё занимались казаки? (ч.2, гл.21;обязаны были проходить воинскую службу – со своим конём, со «справой», периодически отбывать лагеря, сбор. Было определено соответствие офицерских чинов армии и казачества, традиционно выбирались начальники всех степеней; войсковой атаман, станичные атаманы, походные.) 

 

Слово учителя. Казачество всегда было стволом российской государственности. Традиционно, не претендуя ни на какую власть, казак всегда поддерживал существующий в стране порядок, был оплотом стабильности. Посему член любого казачьего объединения  должен быть безупречным гражданином, примером в быту и на службе.  В среде казаков до сих пор очень важны военные традиции, которые в мальчиках воспитываются с раннего детства.. Служба казака немыслима без шашки, поэтому с основа ее владения казаков знакомят с детства. Мы бы хотели продемонстрировать эти навыки.

Казачья джигитовка.


А сейчас остановимся на эпизодах, характеризующих нравы:

     а) драка  с хохлами (ч., гл.5)

Видеофрагмент.

Жестокая драка на мельнице показывает спесивое высокомерие казаков по отношению к крестьянам, таким же, в сущности, труженикам, как и они. Казаки отстаивают свою обособленность.

     б) гульба на свадьбе (ч.1, гл.21,23)

 Свадьба со всеми обрядами – одна из красочных картин мирной жизни донского казачества. Здесь много поэтичности, юмора, бесшабашного разгула. На этих страницах Шолохов особенно часто пользуется фольклорными средствами, чтобы обрисовать психологический облик казачества. Не только все традиции этого древнего обряда с удивительной точностью описывает Шолохов: «Кладка должна быть! У ней своего наряду сундуки, а ты мне-е-е уважь, ежли по сердцу она вам пришлась!..» 
    Кладка – это выкуп за невесту в виде определенного набора одежды, которую обязаны были предоставить родители жениха. Наряду с обычаями писатель показывает суеверия и приметы, связанные со свадьбой: «… выступила Василиса, ерзая по табурету (ее колол украденный и сунутый под кофту веник: по приметам, сваты, укравшие у невесты веник, не получат отказа».   А вот и сама свадьба. Шутки, прибаутки, пословицы, поговорки то и дело расцвечивают и без того яркую речь казаков, готовящихся к свадьбе. Все они празднично одеты, с веселым настроением собираются ехать за невестой. У Петра «под пшеничными усами постоянная твердая усмешка». Он не отходит от жениха. Видно, не раз уже ему приходилось быть на свадьбах, и он хорошо знает все обряды, присловья, задорной шуткой старается поддержать оробевшего Григория. 

    И дальнейшее описание обрядов венчания и свадебного застолья Шолохов насытил песнями, пляской, юмором.

Так или иначе, сцена свадьбы примечательна во всех отношениях. С одной стороны, здесь показана народная жизнь, обряды, традиции, обычаи коренного донского казачества, и показаны они отнюдь не в сатирическом плане. С другой стороны, это своеобразный переломный момент в судьбе Григория. Именно здесь начинается «любовный треугольник» между ним, Натальей и Аксиньей, который пройдет через весь роман и завершится лишь со смертью обеих соперниц.

Запись в тетрадь. Роман начинается с описания мелеховского куреня. Автор подробно изображает уклад жизни казачьей семьи, роль каждого человека в этом маленьком личном государстве. Это сильные, веселые, работящие люди, заботливые хозяева. Мы видим, с какой радостью они трудятся, как отдыхают, слышим песни, шутки, наблюдаем за отношениями в семье, где у отца и матери непререкаемый авторитет.
   Казаки живут в согласии с родной землей и природой. Писатель показывает жизнь казаков параллельно с жизнью природы. Дон для них – батюшка. У него тоже своя жизнь: то он течет полноводной рекой, то мелеет, вместе с этим изменяется и жизнь людей на его берегах.

Работа у доски. Работа с диалектной лексикой.

      Богат и разнообразен язык художественной литературы.  Любое произведение истинного  писателя представляет собой сокровище не только для литературоведов, но и для лингвистов.  Творчество М.А.Шолохова для нас «образец народности и реализма».  Язык народа – это важнейшая часть общественной жизни. Речь донских казаков является одной из главных характеристик казачества.

Диалектная лексика соседствует с просторечием. Вот примеры - "майдан, баз, курень, зипун, жалмерка, шлях, займище, чекмень, ендова, чирик, черпало" и т. п.

Используются они не только для обозначения бытовых реалий ("майдан", "баз", "курень", "жалмерка" и т.п.), но значительно шире: и реплики персонажей, и авторский описания, частично изложены на диалекте ("гутарили про него на хутору чудное …").

Майдан – центральная площадь

Баз - двор; или огороженный загон для скота.
курень – казачье жилище, дом

 Зипун - верхняя одежда у крестьян

Жалмерка - жена ушедшего на службу казака

займище - Полоса земли у реки, заливаемая весенним разливом ( пойменный луг).

 чекмень  - верхняя мужская одежда в переходной форме между халатом и кафтаном. Обычно изготавливался из сукна. Застёгивали чекмень на левом боку: крючки пришивали на край правой полы, а петли — на ле­вую полу[1]. Чекмени были популярны у тюркских народов, а также являлись элементом одежды у казаков

гутарить  - Говорить, разговаривать

 надышний  - Недавний, позавчерашний

Рыбалить -  ловить рыбу

Односум – одногодок, сослуживец по армии

Повечерять - поужинать

Слово учителя. От сотворения мира женщина была и есть главным вдох­новением для художников, поэтов, певцов и музыкантов. Не будь женщины, человечество лишилось бы многих пре­красных шедевров мирового искусства. Женщина олице­творяет собой мечту и грусть, надежду и безграничную печаль

Женское сердце — это прежде всего сердце матери, великое сокровище для всякого человека. Женщина спо­собна пробудить в нас неудержимые стремления, согреть в семье, осветить наш жизненный путь. Древние славяне называли женщину ласковым и нежным словом «береги­ня», древние русичи — словом «лада». На мой взгляд, в этих словах сокрыто совершенное воплощение доброты и отзывчивости, преданности и верности, любви и самоот­речения

Одним из нравственных мерил казачества является уважительное отношение к женщине. Женщине-матери, сестре, жене, к любимой женщине. Я предлагаю рассмотреть женские образы в романе  «Тихий Дон»

В романе “Тихий Дон”, как и в других произведениях русской классики, мы видим любовный треугольник: Григорий, Наталья, Аксинья.

Наталья-жена, Аксинья –любовница. Но кого же из них все-таки любит Григорий?

  1. Для чего Шолохов дает читателю предысторию жизни Аксиньи? (рассказ о девическом горе Аксиньи и жизни ее с нелюбимым Степаном помогают понять неистовую позднюю любовь к Григорию).
  2. Отношение окружающих к Аксинье (например, Степан любит и ненавидит; Пантелей Прокофьевич побаивается; бабы завидуют и злорадствуют; Ильинична сначала недолюбливает, а потом они сближаются, т.к. обе любят Григория).

Видеофрагмент. Судьба Аксиньи.

  1. Отношение окружающих к Наталье (любимая дочь, любимая внучка, пришлась ко двору и Мелеховым).
  2. А кто из них счастливее? Можно ли вообще ставить такой вопрос? (У Натальи есть дом, семья, но нет любви мужа. А у Аксиньи нет ни дома, ни детей, но есть любовь Григория. Каждая счастлива и несчастна по-своему).

 

Ребята, мы видим, что автор противопоставляет двух героинь. Это две разные дороги, которые, как мы знаем из содержания романа постоянно пересекаются, потому что любят одного мужчину, это две судьбы.

Давайте подытожим: какой выбор сделала каждая из героинь? Какая судьба у них?

Всю себя отдала Григорию Аксинья, не воспользовалась даже возможностью иметь свой дом, быть матерью, убежала с возлюбленным Гришенькой и погибла от красноармейской пули; Наталья выбрала путь материнства, дом, семья, дети – стали ее судьбой, но,  убив неродившегося ребенка,  погибает сама.

Так кого же любит Григорий?

Вы сами убедились, что Григорий любит обеих женщин. Наталья поражала его “какой-то чистой внутренней красотой”. Она – воплощение Дома, Семьи. Любовь к Аксинье – страсть, которая сильнее самого Григория. Гармонии в любви герою никак не удается достичь: то нет Дома для него с Аксиньей, то есть Дом с Натальей, но без всепоглощающего и страстного чувства.

И только ненадолго в конце произведения устанавливается затишье: мы видим Аксинью молящейся за Григория и воспитывающей его детей.

Самостоятельная работа. Работа в группах: составление образа по предложенному плану ( учащиеся получают карточки с цитатами из романа).

 

  •  

 

 

  •  
  •  

Красивая женщина. Автор сначала в словами Аксиньи оценивает внешние данные Натальи: «Наталья… Наталья – девка красивая… Дюже красивая». Даже изуродованная шея не особо повредила ее красоте. И опять Аксинья замечает: «…так же хороша, как и раньше, - щеки ее и рот свежи, не измяты временем, а у нее, Аксиньи, не по вине ли этой Натальи раньше времени сплелась под глазами паутинка морщин?»

Красивая женщина: «…Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала круглую спину и налитые плечи…». Даже ведра с водой она носит гордо и величаво.

Отношение к Григорию

«Наталья, доверчиво и беззаветно отдавшая свое нерастраченное молодое чувство Григорию, не встретила ответного движения». Она вскоре поняла, что нелюбима, оплакивала свое «заплеванное счастье».

Вся любовь Натальи – в письме к Григорию в Ягодное.

Борьба за любовь.

«Со всей силой и страстью впервые и на всю жизнь полюбила Аксинья, замужняя женщина, соседского парня, угловатого и неловкого в ласках Григория Мелехова».

Чувство взаимное.

Борьба за любовь.

  •  

Наталья-мать приобретает одухотворенную и возвышенную красоту. У Григория все-таки просыпается любовь к Наталье (внутренний монолог).

Материнство Аксиньи (доброе и нежное) обогатило характер Аксиньи. Это чувство особо проявляется в отношении ее к детям

Григория и Натальи.

  •  

Жизнь без любви и верности Григория – жизнь без всякого смысла и ценности. Горе, которое вначале скрыто, надломило ее. Семейная драма завершается страшным исходом: гордая и оскорбленная Наталья не захотела родить от нарушившего верность Григория. После аборта, варварски сделанного хуторской бабкой-повитухой, она гибнет.

Любовь погубила Наталью.

Вся сила характера Аксиньи выразилась в любви к Григорию. Ничего другого, столь же важного, не существовало для нее. И это в конечном счете привело Аксинью в суровых условиях гражданской войны к трагической гибели.

Любовь к Григорию погубила и Аксинью.

Каждая группа зачитывает сложившийся образ.

Василиса Ильинична.

Ильинична— великая труженица. Весь ее день проходит в заботах по дому. Семья и дети — смысл ее жизни. Большая хлопотунья, Ильи­нична, несмотря на возраст, сохраняет дородный стан, «гусыней плавает» по двору и дому. Она тоже не­мало натерпелась от мужа, но молчит об этом, не роп­щет. Глубокая женская мудрость помогает ей сохра­нить верность долгу, сохранить настоящую счастли­вую семью, стать ее центром, родить и воспитать троих детей.

Великое чувство материнства заложено  в  Василисе Ильиничне. Она всю себя посвящает детям, Ильинична до последнего издыхания неистово ждет Григория. Её  отличает необыкновенная мягкость и доброта. Ильинична не делит мир на красных и бе­лых. Она способна на проявление любви к самым разным людям. В ее сердце не находится места для мести и ненависти. Теплом она согревает даже тех, кто при­чинил ей боль. Она сближается с Аксиньей, жалеет Кошевого. Поразительная внутренняя сила Ильинич­ны — она ни слезинки не выронила, узнав о смерти мужа, хотя внутренние ее переживания были глубоки.

Стихотворение «Сердце матери».

Дивчину пытает казак у плетня: 
- Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня? 
Я саблей добуду для крали своей 
И светлых цехинов, и звонких рублей! - 
Дивчина в ответ, заплетая косу: 
- Про то мне ворожка гадала в лесу. 
Пророчит она: мне полюбится тот, 
Кто матери сердце мне в дар принесет. 
Не надо цехинов, не надо рублей, 
Дай сердце мне матери старой твоей. 
Я пепел его настою на хмелю, 
Настоя напьюсь - и тебя полюблю! - 
Казак с того дня замолчал, захмурел, 
Борща не хлебал, саламаты не ел. 
Клинком разрубил он у матери грудь 
И с ношей заветной отправился в путь. 
Он сердце её на цветном рушнике 
Коханой приносит в дрожащей руке. 
В пути у него помутилось в глазах, 
Всходя на крылечко, споткнулся казак. 
И матери сердце, упав на порог, 
Спросило его: «Не ушибся, сынок?

Вообще же жизнь героев “Тихого Дона” трагична. Чем заканчивается роман.

«Григорий взял на руки сына… Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома,

Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Обратили ли вы внимание на то, что композиция романа также служит выражению авторского замысла. Что мы узнаем из истории семьи Мелеховых вначале?

– Прокофий остался с сыном на руках.

Что мы видим в финале?

Григорий держит сына на руках.

 Шолохов использует кольцевую композицию (начинается с описания дома Мелеховых  и  заканчивается описанием дома).

-Ребята, как вы думаете почему?

   Семья - это  основа  духовных  и  нравственных  ценностей  человека.     Дом – это  место, где  тебе  ждут, где  тебе  всегда  рады, где  ты  можешь  поделиться  своими   радостями   и  печалями, где  тебя  поддержат  и  дадут  совет. Это  место, где  семья  обсуждает  свои  удачи  и  неудачи, строят  планы  на  будущее. Именно  дома можно  отдохнуть  от  жизненной  суеты.

      Без  поддержки  семьи, без  дома  человек  не  может  стать  полноценной   личностью. У  человека, живущего  без  семьи, не  знающего, что  это  такое,  не  может  быть  смысла  жизни. Семья  для  человека — это  всё  равно,  что  фундамент  для  дома. Отсутствие  такого  фундамента  влечет  за  собой  жизненные  неурядицы,  непонимание,  одиночество.

Сама сущность казаков и всех их поступков целиком посвящается вечным законам человеческого бытия. Они живут, потому что любят, они борются, потому что свободолюбивы и всей душой привязаны к земле, но они вынуждены гибнуть или ломаться под давлением красных из-за своей неорганизованности и недостаточной убежденности, отсутствия идеи, ради которой можно пожертвовать всей своей собственностью и жизнью.

Рефлексия.

Рефлексия проводится путем приёма незаконченного предложения.

  • Сегодня я узнал …
  • Мне было трудно …
  • Я выполнял задания …
  • Я понял, что …
  • Теперь я могу …
  • Я приобрёл …
  • Я научился …
  • Для меня было открытием то, что …
  • Мне показалось важным …
  • Материал урока был для меня …

Домашнее задание.

Работа с текстом романа: анализ эпизодов, характеризующих образ Григория Мелехова.

Составление опорного плана-конспекта в рабочей тетради.

Выставление оценок.

 

 

Категория: Литература | Добавил: PolaynskayTatayna89
Просмотров: 11475 | Загрузок: 620 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Спасибо!

1  
Уважаемаяколлега!

 Сообщаю Вам, что данная работа прошлатехническую экспертизу и допущена к участию в Пятом открытом фестивале "Мультимедиа в образовании".Техническийэксперт Мельникова Н.Л.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]