1.
Тип урока. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (ИНТЕГРИРОВАННЫЙ
УРОК СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО И
ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНТЕЗА)
Цели урока. Воспитательные:
Создать условия для воспитания активности и самостоятельности
обучающихся при изучении данной темы, умения
работать в группе.
Развивающие: Развивать умение работать
в атмосфере поиска, творчества,
работать в группе.
Образовательные: Организовать рецептивно – эстетическую и
познавательную деятельность обучающихся
на усвоение необходимых
знаний и умений.
Задачи урока. Вслед за
героем повести совершить прогулку по достопримечательностям Рима, раскрыть культурно - семантические знаки
произведения, определить
роль хронотопа в
создании портрета героя, в
описании города.
2.
Краткое описание хода урока. В основе
занятия - культурологический комментарий. В
его структуру включены
элементы практической работы по
определению хронотопа в
произведении, формированию навыка
анализа портрета литературного героя, выразительного чтения, комментированного чтения. На
протяжении всего урока
идёт непосредственная работа
с текстом повести. Основные положения записываются.
Занятие состоит из пяти учебных ситуаций.
Первая учебная ситуация – это беседа преподавателя с обучающимися по содержанию
повести, а также анализ тех культурных
знаков, которые они
охарактеризовали или обозначили
в тексте. При этом важно, чтобы
уже на этапе первой учебной ситуации в группе возникли вопросы
и подержалась беседа о достопримечательностях Рима и фактах русской и европейской истории.
На
второй учебной ситуации необходимо разобрать
домашнее задание, послушать индивидуальные сообщения (Карточки
№1,№2,№3), зачитать фрагменты из текста
повести, где упоминаются факты
истории, топосы, мифологические
персонажи.
В третьей
учебной ситуации участвует группы «МИФОЛОГОВ»,
«КУЛЬТУРОЛОГОВ», «ИСКУССТВОВЕДОВ», «ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ». На этом
этапе важно рассмотреть хронотоп города, определить его
составляющие и
проанализировать функции.
Обязательно подводится микровывод
с иллюстрацией фрагментов повести.
Четвёртая
учебная ситуация – работа с
текстом. Преподаватель переходит к
характеристике функций хронотопа для дальнейшей работы
по формированию навыка анализа
портрета литературного героя.
К
работе подключаются «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ» и
рассказывают о термине «портрет» в живописи и литературе, называют основные функции
портрета литературного героя.
Затем идёт работа с текстом (по вариантам) по выявлению типа портрета и работа со словарём.
Пятая учебная ситуация – это подведение итогов
урока о значении культурологического комментария для современного человека как носителя, хранителя истории
и культуры.
Важно подготовить обучающихся к выполнению домашнего задания. Необходимо его записать в тетрадь, а фрагмент, который
нужно анализировать – отметить в тексте.
3.
Знания, умения, навыки и качества, которые
актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.
Знание литературы
и культуры родного края,
алгоритма анализа хронотопа, портрета литературного героя и
их основных функций и типов.
Умение
работать в
группах, вести диалог,
самостоятельно подбирать нужный материал, или отбирать основную информацию из
предложенного текста, определять культурные знаки и символы в
художественном тексте и давать
им грамотное толкование.
Навыки
культурологического комментария, анализа
хронотопа и его составляющих функций, анализа портрета литературного
героя, грамотного квалифицированного читателя.
|