Тип урока: урок-дискуссия
Цели урока: продолжить изучение историко-литературного процесса ХХ века; познакомить с жизнью и творчеством И. Бродского и Б. Окуджавы; определить значение исторического времени в лирике поэтов.
Задачи урока: представить особенности личности и творчества Б.Окуджавы и И.Бродского; развить эстетическое восприятие.
Подробный конспект урока
1. Мотивация учащихся
- Здравствуйте! Сегодня наш урок пройдёт в нетрадиционной форме. Тему вы сформулируйте самостоятельно в начале урока, а окончательный вариант представим к концу занятия. Итак, дома вы читали стихи двух поэтов середины ХХ века: Иосифа Бродского и Булата Окуджавы.
- Как можно объединить творчество этих разных поэтов?
(предложения записать на доску)
Позволю себе предложить вам эпиграфы: строки из стихотворения Б.Окуджавы «Родина»: «Говоришь ты слово покоя. Говоришь ты мне слово любви. Говоришь ты мне слово такое, восхищённое слово «Живи», и слова И.Бродского: «Мы пришли в литературу Бог знает откуда, практически лишь из факта своего существования, из недр».
- Прежде чем начать комментарий стихов, предлагаю вам ещё одно задание: порассуждайте по теме «Читая строки Бродского и Окуджавы».
2. Слово учителя.
- Мы знаем так много и так мало об ИОСИФЕ БРОДСКОМ, родившемся в Ленинграде. Казалось бы, сам город, который многие называли северной Венецией, должен был питать его творчество. Однако он отторг будущего Нобелевского лауреата. Он был яркой личностью, а таких в нашей стране не любили во все времена. Согласно завещанию, поэта похоронили в Венеции. В мраморный цоколь церкви св.Михаила Архангела на кладбище, где покоится его прах, бьются волны. Очень простая стела с надписью «Иосиф Бродский» по-русски и по-английски с датами рождения и смерти без всяких титулов.
3. Презентация.
Намеренно нарушая хронологию, произношу имя великого поэта Булата Окуджавы. Человек, который добровольцем, не закончив 9-го класса, в 1942 году ушел на фронт.
4. Презентация.
5. Эвристическая беседа.
Два поэта, две судьбы, два поколения. Разница в возрасте – 16 лет, много для человеческой жизни, часть её, а для страны, для государства и истории – миг.
- Что общего в судьбах поэтов?
- В какое время они живут?
6. Комментированное чтение. Анализ стихов.
Нельзя говорить о поэте, не зная его стихов.
1.Иосиф Бродский «Стансы» 1962 г., Булат Окуджава «Песенка об Арбате» 1959 г.
- Каким городам посвящены эти стихи?
- Помните Серебряный век? Ахматова – петербуржский поэт, Цветаева – московский.
- Какие жанровые особенности есть в этих стихах? (Посвящение городу, обращение лирического героя. Город – одушевлённое существо, с которым герой ведёт диалог).
- Какими чувствами проникнуты стихи?
- Кто бывал в Петербурге? Видели Васильевский остров? Что чувствовали? (Величие, мощь, гордость).
- Можно ли лирического героя Бродского назвать «маленьким человеком»? (Да)
- Кто ходил по Арбату? Что вы о нём знаете? Почему улица так называется?
Слово «арбат» переводится на русский язык как предместье или окраина. Теперь это большая улица, визитная карточка Москвы. 2.Иосиф Бродский «На сметь Жукова» 1974 г. Булат Окуджава «До свидания, мальчики!» (чтение наизусть)
- Какая тема объединяет эти стихи? (Военная тема)
- Какие уроки дала нам эта война?
7. Проверка домашнего задания.
- А теперь, я передаю бразды правления вам. Каждый из вас прочитал стихотворение и, думаю, готов поделиться своими впечатлениями.
- Что же вы представляете, чувствуете, читая строки Бродского и Окуджавы?
8. Рефлексия.
- Как быстротечно время. Мы только назвали имена великих поэтов России: Бродского и Окуджавы, а их творческое наследие так велико. Буду рада, если у вас возникло желание почитать их стихи. А я прочту ещё два стихотворения. Задумайтесь! «Полночный троллейбус» «Postscriptum»
- Ребята, тема нашего урока? |