Урок литературы в 10 классе.
Любовная лирика Ф.И. Тютчева
("Я встретил Вас...")
Жизни блаженство
в одной лишь любви.
Ф. И. Тютчев
Цели:
1. образовательная
o формировать у учащихся представление о Ф.И.Тютчеве как об авторе стихов о любви, раскрывающем в ней драматические переживания человека
o формировать умение сопоставлять лирические произведения
2. развивающая
o развивать навык анализа поэтического текста, в том числе и сопоставительного
o развивать умение строить суждение на конкретном материале
o развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением
3. воспитательная
o воспитывать чувство слова и культуру чувств
o продолжать работу по усвоению общечеловеческих ценностей
Задачи:
1. познакомить учащихся с фрагментами личной жизни Ф.И.Тютчева и ее отражением в его поэтических произведениях с целью пробуждения интереса к автору и более прочного усвоения программного материала
2. открыть поэта Тютчева как автора стихов о любви
3. показать своеобразие любовной лирики Тютчева, раскрыть его взгляд на любовь как на стихийную силу и «поединок роковой»
4. подвести учащихся к ответу на вопрос: «Что нового внесли Ф.И.Тютчев и Н.А.Некрасов в изображение характера лирической героини?»
5. установить внутрипредметные связи (Пушкин, Некрасов, Тютчев в раскрытии темы любви; Тютчев, Толстой в изображении бессилия перед устоями общества)
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, тексты стихов Ф.И.Тютчева о любви
План урока:
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
II. "Я помню время золотое..." - Амалия фон Лерхенфельд (1808-1888)
«Я помню время золотое»
«К.Б.»
Тютчев – Пушкин («К***»)
III. «Твой милый образ, незабвенный, он предо мной…» - Элеонора Тютчева (1799-1838)
«Еще томлюсь тоской желаний»
IV. "Ты, ты, моё земное провиденье" - Эрнестина Тютчева (1810-1894)
«Она сидела на полу»
Тютчев – Некрасов («Горящие письма»)
«Не знаю я, коснется ль благодать»
«Все отнял у меня казнящий Бог»
«Когда на то нет Божьего согласья»
V. "О ты, последняя любовь..." - Елена Денисьева (1826-1864)
«О, как убийственно мы любим»
Тютчев – Некрасов («Тяжелый крест достался ей на долю»)
«Не говори: меня он, как и прежде, любит»
«Предопределение»
«Последняя любовь»
«Весь день она лежала в забытьи»
Ход урока.
I. Слайд 2 - Сегодня на уроке мы продолжим разговор о жизни и творчестве Ф.М.Тютчева.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…,- так писал Ф.И.Тютчев в 1869 г.
Человеческие мысли, чувства находят выражение в слове, но слово произносит просто человек. Может ли он выразить всю беспредельность жизни и полноту мира? Слово – ниспосланная свыше сила, которая дается человеку вместе со способностью сочувствия, т.е. умения проникать в чувства других, принимать в себя их радость и боль.
(чтение наизусть) «Людей неинтересных в мире нет» Е.Евтушенко
Люди, конечно, не рождаются для того, чтобы их жизнь, их страдания послужили материалом для стихов, пусть и гениальных. Но люди живут, и рядом с ними начинают жить стихи, а потом люди уходят, стихи же остаются; имена еще помнят современники; следующие поколения уже вынуждены заглядывать в комментарии, но и комментарии могут когда-то забыться— и ничего особенно страшного не произойдет, потому что мы уже знаем самое главное — каждая настоящая строчка оплачена золотым запасом человеческой любви и страдания, и каждая такая строка — памятник известным и вовсе безвестным женщинам, чья любовь и есть эти стихи.
Слайд 3 Темой сегодняшнего урока и будет любовная лирика Ф.И. Тютчева. Назовем наше занятие словами самого поэта: "Я встретил Вас...". Ведь, по мнению Тютчева, «Жизни блаженство в одной лишь любви».
Слайд 4
II. "Я помню время золотое..." - Амалия фон Лерхенфельд (1808-1888)
Ранняя любовь Тютчева — графиня Амалия фон Лерхенфельд, 16-летняя красавица, дочь баварского посланника в Петербурге, а потом — жена дипломатического служащего Александра Крюденера.
К Амалии обращены строки юношеских стихотворений 1823-1825 гг. Они запечатлевают историю любви от знакомства до вынужденного расставания. Начинается тютчевский «роман в стихах». Образы, идеи стилистические поиски этого периода будут развёрнуты и получат наиболее законченное воплощение в позднем творчестве поэта. В целом любовная лирика 20-х годов окрашена в светлые тона, внутреннюю гармонию лирического героя не нарушают никакие житейские невзгоды. А воспоминания о прекрасных днях беззаботной юности в течение многих лет будут тревожить сердце поэта.
Слайд 5 Спустя тринадцать лет после первой встречи с Амалией, в 1836 году, Ф. И. Тютчев написал стихотворение « Я помню время золотое…», воссоздающее атмосферу прежней влюблённости и показывающее, что чувства поэта даже по прошествии более чем десятилетия не остыли. (Чтение наизусть)
Беседа по вопросам:
ü Каким настроением окрашены чувства лирического героя?
Лирический герой вспоминает о давнем свидании на берегу Дуная, говорит о быстротечности счастья – но эта грусть лишена внутреннего надлома. В стихотворении нет напряжения и трагизма.
ü Назовите ключевой образ стихотворения.
Ключевой образ стихотворения «Я помню время золотое...» — это Она, ее поэтический облик, черты еe внешности, связанные с картинами внешнего мира.
ü Какое время года и время суток изображает поэт?
Здесь изображены характерные для лирики Тютчева картины переходного состояния природы. Поэт вспоминает весенний вечер, когда «день вечерел», а ветер «с диких яблонь цвет за цветом на плечи юные свевал».
ü Как связаны облик возлюбленной и картины природы?
Весна в природе была сродни весне в душе, и «младая фея» была так прекрасна, что даже «солнце медлило», прощаясь с ней, не спеша покинуть догорающий день. В образе возлюбленной все приметы юности. Сама молодость, «ногой младенческой касаясь» обломков полуразрушенного замка, не ощущала на своих юных плечах лепестков облетающих яблонь.
ü Как отражается в стихотворении образ времени?
Лирическому герою не страшно, что «день догорал», потому что впереди было ощущение вечности. Отсюда и беспечная веселость, и сладость непонимания, что жизнь быстротечна.
Слайд 6 Еще одно поэтическое воспоминание о счастливой юности написано в 1870 году, в ту пору Тютчеву было уже 67 лет, и он создет знаменитые стихи:
Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило… «К.Б.»
(прослушивание романса).
ü Мне хочется надеяться, что этот романс вызвал в вашей памяти воспоминание о подобном чудном мгновении, пережитом другим выдающимся поэтом, современником Тютчева.
«Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкин. Стихотворение «К***», посвященное А.П.Керн.
Слайд 7 В тексте явно улавливаются пушкинские интонации: лирический герой Тютчева пережил состояние, близкое пушкинскому «чудному мгновенью».
подготовленное индивидуальное задание. Пушкинская стихия оживает. «Я помню чудное мгновенье » также повествует о пробуждённой душе: "... воскресли вновь // И божество, и вдохновенье//, И жизнь, и слёзы, и любовь, - пишет Пушкин. У Тютчева мы читаем:
Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!...
Однако у Пушкина любовь является естественным продолжением пробуждения души, у Тютчева же, напротив, именно любовь - та сила, благодаря которой в человеке пробуждается жизнь. Другое сравнение. У Пушкина мир природы даётся как условный фон развития чувства: "бурь порыв мятежный, мрак заточенья". У Тютчева с присущим ему мастерством в построении метафорических аналогий дана картина природы и одновременно человеческой души:
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенётся в нас.
Печать обречённости, сознание своей скорой гибели наполняет встречу светлой печалью о прошлом. Лирический герой вспоминает «все былое», используя для его характеристики форму воспоминания о пережитоим:
Я помню время золотое…
Благодаря реминисценции (отзвук в произведении образа другого автора, вызывающий сопоставление) очевидно, что «золотым» прошлым для лирического героя являются не просто дни весны, но время зарождения любви, первая встреча с героиней.
В отличие от Пушкина, у Тютчева лирический герой практически прожил целый век, и встреча, которую послала им судьба, проясняет для поэта силу былой любви. Через вековую разлуку и надвигающийся конец жизни он стремится услышать замершие, но никогда не умолкавшие звуки в душе. Сила любви такова, что одно напоминание о ней («повеет вдруг весною») способно пробудить «забытые» струны.
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Динамику пробуждения души передают глаголы: «встретил», «вспомнил», «стало... тепло», «обвеян дуновеньем», «смотрю», «гляжу», «жизнь заговорила». «Оживают» не только чувства, острее становится восприятие мира: слышнее... звуки», рассеялась пелена, закрывавшая «очарованье» действительности («Гляжу на вас, как бы во сне»).
«Что - то встрепенулось», повеяло кажущейся невозможной среди глубокой осени весной. Это ощущение мгновенно («бывает час»), лирическому герою важно подчеркнуть возможность этих волшебных изменений. «Оживает не «отживший» человек, а его сердце, хранящее воспоминания, не утратившее способности воспринимать красоту, расцветать любовью.
Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,—
И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!..
Слайд 8
III. «Твой милый образ, незабвенный, он предо мной…» - Элеонора Тютчева (1799-1838)
В 1826 году Ф.М.Тютчев обвенчался с Элеонорой Петерсон (урожденная графиня Ботмер, вдова русского дипломата). «Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать, что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в её жизни, когда она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня»,- писал Ф. И. Тютчев впоследствии в одном из писем к родителям.
В мае 1838 года Тютчев ожидал прибытия семьи (он находился в Турине), но на пароходе, с которым следовало его семейство, случился пожар, и он затонул. В числе немногих спасшихся была и Элеонора Тютчева с тремя дочерьми, которая буквально пронесла своих девочек сквозь пламя. Молодой Иван Сергеевич Тургенев, который тоже плыл на этом пароходе, отдал босой и полураздетой женщине свой сюртук и сапоги.
Элеонора Фёдоровна сумела добраться с детьми до Турина, но заболела и через несколько месяцев умерла в жесточайших страданиях. Находясь у её гроба, Тютчев поседел за одну ночь. Спустя десять лет у него вырвалось поэтическое признание: Слайд 9
(чтение наизусть) «Ещё томлюсь тоской желаний...» (1848 г.)
Беседа по вопросам:
ü Каким настроением проникнуто стихотворение?
Настроение стихотворения вызывает чувство скорби, утраты.
ü Назовите ключевые образы?
Ключевые образы текста — это Он и Она. Лирический герой не может забыть свою любовь.
ü Какой художественный прием использует автор в 1 и 2 строках первой строфы?
Анафору: Еще (томлюсь тоской желаний) - Еще (стремлюсь к тебе душой)
ü Какова функция этого приема в данном случае?
Анафоры первой строфы стихотворения усиливают глагольную лексику, передающую невозвратимость и невосполнимость утраты. Но воспоминания о ней «в сумраке». Это говорит о том, что ее незабвенный образ лирический субъект не может забыть, хотя, вероятно, прошло уже много времени, омраченного горечью воспоминаний.
ü Какой стилистический прием использует Тютчев для связи второй строфы с первой и усиления эмоциональности звучания?
Повтор: Еще ловлю я образ твой - Твой милый образ, незабвенный
ü Какова смысловая роль второй строфы?
Во второй строфе стихотворения явно чувствуется упрек лирического героя самому себе. Он называет ее образ «недостижимым», подчеркивая тем самым ее нравственное превосходство. В стихотворении нет богатства лексических и синтаксических изобразительных средств: глубина чувства создается высокой искренностью переживаний, обобщенностью лирического настроения.
Вот перед нами и прошли три воспоминания. Но как различны они: от светлой грусти и сладости непонимания быстротечности жизни; осознания того, что перед надвигающимся концом жизни сердце, хранящее воспоминания, может расцветать любовью, до горьких воспоминаний!
Слайд 10
IV. "Ты, ты, моё земное провиденье" - Эрнестина Тютчева (1810-1894)
После смерти Элеоноры в 1838 году Ф. И. Тютчев женился на Эрнестине Дёрнберг (урожденная баронесса Пфеффель). Красота в ней сочеталась с блестящим умом, прекрасным образованием. Эрнестина Фёдоровна пережила своего мужа на 21 год.
Их отношения складывались нелегко: в 1850 году Тютчев влюбился в молодую женщину, Елену Денисьеву, которая ответила ему самоотверженной и страстной любовью. Жена знала об их отношениях. Как-то Тютчев застал ее сидящей на полу с глазами, полными слез. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу.
Слайд 11 Письма как одно из главных средств общения в XIX в. порой запечатлевали целую человеческую жизнь с ее утратами и радостями. Письма берегли, перечитывали.
Вот отрывок из письма Тютчева Эрнестине: «Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьёзности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!.. Увы, это так, и я вынужден признать, что хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты всё же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою».
А она брала их и бросала в камин. Возможно, испытывая острое чувство горечи, уничтожала часть переписки, что казалось Тютчеву неким таинством, связанным с утратой частички жизни и души. Отсюда сравнение писем с «остывшей золой» и мертвым «брошенным телом», которое покинула душа. Так, в основе этого произведения жизненный факт, который поэт превратил в лирический шедевр.
Слайд 12 (прослушивание записи) «Она сидела на полу»
Беседа по вопросам:
ü Проанализируйте композицию стихотворения.
Две первые строфы построены по одной модели. В двух первых стихах каждой из строф изображается бытовой факт: «Она сидела на полу и груду писем разбирала...», «брала знакомые листы и чудно так на них глядела». В двух вторых стихах каждой строфы поэт поднимается до философского обобщения, переданного при помощи символических сравнений. Она брала письма, «как остывшую золу», и смотрела на них, «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело...».
ü Как развивается основная мысль в движении сюжета?
Вершина в развитии чувства в третьей строфе, наполненной возвышенной лексикой и риторическими восклицаниями. Лирический герой готов «пасть... на колени», созерцая «роковую минуту» прощания с прошлым, ощущая неотвратимый бег времени, когда нельзя вернуть пережитое и заново ощутить горесть «минут любви». В этом стихотворении Тютчев предстает перед нами как тонкий лирик, способный изображать глубинные человеческие переживания.
ü Мотив писем использовал Пушкин («Сожженное письмо» 1825 г.). Вспомните, в каких стихотворениях использовал этот прием Некрасов.
«Письма», «Горящие письма». (чтение наизусть) Слайд 13
ГОРЯЩИЕ ПИСЬМА
Беседа по вопросам:
ü Какого эффекта достигают поэты, используя мотив писем?
Мотив писем углубляет перспективу, расширяет «роман» во времени, позволяет изобразить развитие чувств.
Слайд 14 Стихотворение «Она сидела на полу» было в 1858 году, а в 1851, когда новый роковой роман только начинался, Тютчев написал жене стихи «Не знаю я, коснется ль благодать…»
(чтение наизусть)
Когда же старость и болезни мучили поэта, в 1873 году – незадолго до смерти, он обратится к ней, которая сохранила ему верность вопреки всему, с покаянно-прощальным четверостишием: «Всё отнял у меня казнящий Бог…»
Слайд 15 Стихи, написанные после 1850 года, исполнены трагизма, боли, горечи лирического героя. Он запутался в своих отношениях, двойственном положении (привязанность к семье, тяга к Денисьевой, чувство вины перед обеими семьями). Эти стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаяньем, воспоминаниями о былом счастье, которое непрочно, как и все на земле. Но в них и утверждение того, что именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья, помогает преодолеть драматизм бытия.
Слайд 16
V. "О ты, последняя любовь..." - Елена Денисьева (1826-1864)
Елена Денисьева - последняя любовь поэта. Ее образ является в стихах, написанных с 1850 по 1864 годы и составляющих «денисьевский» цикл – вершину любовной лирики Тютчева. Слайд 17
Когда они встретились, ему было 47 лет, ей – 24 года. Связь длилась 14 лет, вплоть до смерти Денисьевой. У них было трое детей. Это была вторая семья Тютчева. Любовные потрясения и ранняя смерть Денисьевой тяжело запечатлелись в душе поэта и породили цикл стихотворений, которому по психологической глубине и тончайшим душевным переживаниям нет равных в мировой любовной лирике.
Эта любовь стала настоящей драмой! Он был женат, имел 6-х детей от двух браков, был на 23 года старше. В глазах света эта связь была скандальной, а вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой: отец, живший со второй женой, вдруг объявился — и только для того, чтобы отречься от дочери. Двери всех домов захлопнулись – ее отказались принимать, там, где еще недавно ждали с радостью. Тетка вынуждена была оставить свою должность.
Елена Александровна хлебнула сполна из горькой чаши. Тютчев же разрывался на две семьи, между двумя женщинами и ощущал любовь как роковую силу, которая губит любимого человека! Об этом стихотворение «О, как убийственно мы любим».
(чтение наизусть) Слайд 18
анализ стихотворения - индивидуальное задание.
Стихотворение построено по принципу кольцевой композиции: оно начинается и заканчивается горестным обобщающим жизненный опыт поэта восклицанием:
О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей.
Поэт говорит здесь "мы", поскольку относит этот вывод ко всем людям и к себе в том числе. Центральная часть стихотворения построена на местоимениях "ты" и "она", включённых в контекст многочисленных риторических вопросов:
Давно ль, гордясь своей победой,Ты говорил....
...Что уцелело от нея? И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?.. И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Трагедия возлюбленной поэта раскрыта в стихотворении полно и глубоко: причина её страданий прежде всего кроется в любви самого лирического героя. Его любовь стала для неё "судьбы ужасным приговором".
Не менее важной причиной является отношение светского общества к этой незаконной любви, то отторжение, которое испытала на себе лирическая героиня: "на земле ей дико стало", - говорит поэт. Дико, то есть одиноко и одновременно страшно.
Очарование ушло... Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
Особый драматизм переживанию придает осознание лирическим героем бессилия перед устоями общества и привычным для него порядком вещей. Драматизм этого стихотворения сопоставим с ситуацией, описанной Л. Толстым в романе "Анна Каренина".
Любовь предстает многогранным и противоречивым явлением. Она охарактеризована на основе антитез:
«Что сердцу нашему милей» - «всего вернее губим»
«блеск очей» - «слёзы»
«смех младенчески - живой» - «улыбка» - «боль без отрады»
«мимолетный» сон - «пепл в душе»
«То, что в душе ее цвело» - «ожесточение»
«волшебный взор» - «горючая влага»
Романтическая концепция любви выражена в оксюмороне, начинающем первое и последнее четверостишия стихотворения:
О, как убийственно мы любим!
Если до Тютчева поэты в основном воспевали то чувство, которое было внушено им возлюбленной, и все перипетии их отношений, то Тютчев осмысливает драму женской души, стремится раскрыть натуру женщины, её место в обществе и его собственной жизни и её судьбу. В дальнейшем эту тенденцию в поэзии продолжит Н.А. Некрасов.
Любовь предстаёт не счастьем, а роком, уносящим счастье и радость бытия. И именно это подчёркивает новую черту в изображении женского характера у Тютчева: способность женщины глубоко и сильно, гораздо сильнее лирического героя, любить, отдавая этому чувству всю душу и жизнь.
"Денисьевский цикл" впервые в творчестве Тютчева показывает конфликт человека с собственной душой и другим человеком. До этого Хаос в его творчестве представал как свойство природы. Страсть для Тютчева также проявление хаоса: "буйная слепота страстей", "слёзы", боль" и, в конце концов, темнота смерти. Следует отметить, что в этом поэтическом цикле не меньший интерес представляет лирический герой, в котором исследователи творчества Тютчева видят типичные черты русского интеллигента этой эпохи: это герой Тургенева из повести "Ася". Им свойственна рефлексия (самоанализ), сомнение и разочарование, они упрекают себя в неспособности любить и при этом давать счастье, а не горькое страдание любимой женщине. Разочарование в любви и ощущение невозможности счастья - вот вывод, к которому они приходят.
Слайд 19 Вспоминается стихотворение Некрасова «Тяжелый крест достался ей на долю» (чтение наизусть)
Ответ нам дает Тютчев. Слайд 20 (чтение наизусть)
«Не говори: меня он, как и прежде, любит…»
ü Что нового появляется в этих стихах Некрасова и Тютчева в плане создания характера героини?
Поэты не просто создают характер героини. Они дают его в развитии, в разных проявлениях: самоотверженный, любящий, страдающий, т.е. стремятся проникнуть в духовный мир женщины, пытаются раскрыть мир ее чувств.
Домашнее задание: 1) письменно ответить на вопрос: «Какие особенности поэзии Тютчева позволяют называть его мастером изображения внутреннего мира, и в стихах каких русских поэтов можно найти описание тончайших состояний души?»
Для филологической группы дополнительно: составить карточку-задание к ЕГЭ по литературе часть 2 на материале стихотворений Ф.И.Тютчева о любви.
Перед нами «проза любви» - романический мир «достоевских» страстей, и «поединок роковой». Ведь любовь, по мнению Тютчева, слепа, как все человеческие страсти, она порождение хаоса, темных грозных стихий, поэтому в определенных обстоятельствах может привести к гибели, прежде всего гибели души. Об этом стихотворение «Предопределение». (чтение наизусть) Слайд 21
В стихотворении «Предопределение» поэт подвергает сомнению бытующее мнение о любви как гармоничном союзе душ. Он считает, что любовные отношения сложны и лишены безоблачности. Он и Она постоянно находятся в состоянии «рокового поединка», но это не поединок врагов. Это своеобразное состязание в жертвенности. Каждое из любящих сердец спешит без остатка отдать другому свою нежность. Однако то сердце, которое оказывается нежнее, гибнет раньше, истратив свои внутренние силы. Отсюда двойственность любви, дающей человеку и величайшую радость, и безмерное страдание. Давая жизнь одному любящему сердцу, другое готово принять смерть. Поэтому любовь, по Тютчеву, это вселенская трагедия, величие которой в возможности ощутить счастье.
Страдание и блаженство пронизывают стихотворение «Последняя любовь» — вершину «денисьевского» цикла, которая восхищала многие поколения поэтов и читателей. Композитор Г. Свиридов положил эти стихи на музыку, а поэт Н. Заболоцкий так назвал собственный лирический цикл.
Слайд 22 (прослушивание записи)
В стихотворении звучит чувство невосполнимой утраты, горечь понимания, что последняя любовь коротка, недолговечна, и от этого она сильнее и ярче всех прежних эмоций. Человеческая любовь осознается поэтом в природном, вселенском контексте. Она как «прощальный свет... зари вечерней». Но в отличие от неизбежности наступления нового дня в природе любовь «на склоне лет», как и жизнь человека, обречена на умирание. В стихотворении как бы борются два начала — любовь и смерть, и лирический герой охвачен неодолимым желанием продлить волшебный миг очарования. Но конец жизни близок, уже только «на западе бродит сиянье». Особую экспрессивность придают тексту повторяющиеся глаголы в повелительном наклонении, нарушения стихового ритма (может быть, похожие на перебои дыхания и сердцебиения?) и многочисленные восклицательные конструкции. Однако поэт уверен: если сердце способно любить, если оно готово дарить нежность, то не страшно, что «скудеет в жилах кровь». Вместе с тем он констатирует и неумолимый закон жизни: блаженство и очарование последней любви не может быть вечным и всегда обречено на безнадежность.
Елена Александровна умерла в 1864 году от чахотки. Ей было 38 лет. Поэт видел, как она угасала, и тяжело страдал.
Чтение наизусть «Весь день она лежала в забытьи…»
Поэту было суждено пережить возлюбленную, но последние 9 лет жизни без нее, годы, полные горькой безнадежности, он утерял интерес к жизни, постепенно прекратил всякое общение с внешним миром и жил ожиданием смерти и сознанием своей вины перед Еленой и Эрнестиной, перед умершими детьми, а саму жизнь воспринимал, как наказание.
Человек-Тютчев был часто слаб, Тютчев-поэт строил памятник Женщине и здесь стал равен беспредельной любви одной и подвигу другой. Поэта родит земля, и когда забирает его в себя обратно, навечно, в составе воздуха появляется нечто новое, без чего уже теперь и сам воздух не мыслится. «Продлись, продлись, очарованье» — это навсегда; «мое земное провиденье» — тоже. Страданье и слезы превращаются в озон.
Он просиял и погас, а нам остались проникновенные стихи о самом прекрасном и загадочном чувстве – о ЛЮБВИ! |