«Учитель! Перед именем твоим…»
(размещается только
на сайте факультета «Мультимедиа технологий» - www.moi-mummi.ru
в разделе «Полный
текст материала»)
1. Тип
урока. Урок-исследование, обучающий.
2. Цели
урока. Обучающая: выявить, влияет ли
социальное состояние общества на
демографическое положение в учительской среде и
откладывает ли отпечаток на нравственный облик учителя?
Развивающая: развитие
у учащихся навыков дискуссии,
умения написать исследовательскую
работу.
Воспитывающая: формирование у
выпускников их гражданской
позиции, нравственного мировоззрения, воспитание чувства любви и уважения к
учителю, к школе.
Задачи урока: А) Проанализировав произведения художественной литературы, создать обобщенный образ учителя ХХ века.
Б) Провести социологический опрос и выявить демографические
изменения в учительской среде в конце 90-х
ХХ века – начале ХХI века.
В) Провести анкетирование,
выяснить, изменился ли социально-нравственный статус учителя в ХХI веке?
Г) Составить рекламу своей школе как кузнице педагогических
кадров.
3. Краткое
описание хода урока. Вступительное слово
учителя: «Есть множество профессий престижных и не очень, романтичных и
скучных. Есть профессии для зарабатывания
денег, а есть - для души. Но есть одна профессия, которая стоит выше всех остальных по своей
значимости. Это профессия учителя».
Объявление цели и задач урока.
Из истории темы. Проблемный вопрос:
Не
противоречит ли себе А.С.Пушкин, сказав в одном стихотворении: «Наставникам за
благо воздадим…», а в романе «Евгений Онегин» написав: «Мы все учились
понемногу: чему-нибудь и как-нибудь…»?
На основе домашней подготовки учащиеся
доказывают, что здесь нет противоречия. В литературе ХIХ века выделялось два типа учителя.
Учитель- наставник, воспитавший личность, вдохновивший на высокий труд. И
сатирический образ учителя, который не знает своего предмета, человека с низким уровнем интеллекта, часто не знающего
русского языка.
Создать традиционный образ учителя ХХ века,
каким он предстает из произведений
·
Чингиза
Айтматова «Первый учитель»
·
Андрея Платонова «Песчаная учительница»
·
Василя
Быкова «Обелиск»
·
Виктора
Астафьева «Последний поклон»
·
Валентина
Распутина «Уроки французского»
·
Юрия
Бондарева «Простите нас».
Какие
же главные черты учителя прослеживаются во всех названных произведениях? Каков
портрет учителя в произведениях литературы ХХ века?
Самопожертвование. Труд учителя был сродни подвигу. Любовь к
детям, без этого чувства нет учителя.
Огромен был
авторитет учителя в обществе.
Учителя двадцатого века отличала высокая гражданская позиция, государственный взгляд
на происходящее.
В конце ХХ столетия Россия пережила переход
от одной экономической формации к другой. Страна стала жить при капитализме.
Что
произошло в учительской среде?
(Результаты исследования сообщают ученики)
Произошли
демографические изменения в учительских коллективах. Мужчины почти исчезли из
школы, учительские коллективы состоят
только из женщин. В 1989 году мужчин в школах
было в три раза больше, чем сейчас. Это связано, естественно, с
заработной платой учителя. В 1989 учитель получал наравне с инженером и
высококвалифицированным рабочим. В начале ХХI века учитель получает почти в три раза меньше инженера и в два раза меньше рабочего.
Вывод. Социальный статус учителя в 1989 году был
выше, чем сейчас.
Изменился
ли нравственный облик учителя в связи с его социально - экономическим
положением?
Итоги анкетирования
(сообщение ученика)
·
Что изменилось в современном учителе? (
Учитель стал более практичным.
Реже встречается учитель с высокой гражданской
позицией и т.д.) Представлены графики исследования.
Рефлексия.
Выполнение
теста по изученной теме. Отгадывание
вопросов кроссворда.
Домашняя работа. На основе
названий публицистических статей
известных людей письменно составить
образ учителя.
4.
Знания, умения, навыки и качества, которые
актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.
Учащиеся закрепят навыки
дискуссии, приобретут навык проведения
исследования, составления графиков,
проверят полученные знания при
выполнении теста. Все эти навыки актуальны в
наше время.
|