МОУ ЛИЦЕЙ №48, г.Красодар Учитель: Шевцова С.В. Урок литературы в 11 классе. Тема: «А. Блок «Стихи о Прекрасной Даме». Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы…»
Цели: 1. совершенствование навыков анализа поэтического текста; 2. формирование эстетического вкуса и приобщение учащихся к творчеству Блока; 3. воспитание внимания к поэтическому слову и любви к поэзии.
Ход урока Слайд №1
Учитель: Лирика открывает нам душу поэта, чувствительную, с пылающими в ней страстями, сильную, противостоящую окружающему миру. Поэзия – это крик души, это голос совести, а иногда это чуть слышный ропот трепещущего сердца. Такова любовная лирика А. Блока.
Слайд №2, 3
1. Подготовленный ученик рассказывает о сборнике «Стихи о Прекрасной Даме». История создания сборника.
Слайд №4, 5
Учитель: «Вхожу я в темные храмы…» – одно из самых выразительных стихотворений Блока из сборника «Стихи о Прекрасной Даме». Поводом для создания этого стихотворения стала встреча поэта с Л.Д. Менделеевой в Исаакиевском Соборе.
Слайд №6
2. Исполнение стихотворения профессиональным чтецом. Исполняет: Борис Ветров в сопровождении музыки Lloyd Webber.
Слайды №7–20 Обмен впечатлениями о прослушанном и увиденном. 3. Анализ стихотворения.
Слайд №21
– О чем это стихотворение? (о любви как высшей ценности, о состоянии души влюбленного человека) – Каким настроением оно проникнуто? (уже первая строка настраивает на что-то мистическое, потустороннее) – Докажите это, назвав тематическую группу (темные храмы, красные лампады, в тени, дрожу, сон, улыбки, сказки)
Составим таблицу, которую будем заполнять в процессе анализа стихотворения.
Слайд №22
– Почему стихотворение не имеет названия? – Как звучит стихотворение? (мелодично и одновременно тревожно, торжественно и восторженно; аллитерация РД создает ощущение сильного, напористого чувства в душе лирического героя; ассонанс у, о, и: у – тоскливое настроение, о – торжественное, и – распевность, мелодичность; чередование мужской и женской рифмы заставляет текст звучать разнообразно; состоит из четырех катренов) – Как построено стихотворение? (как монолог, как исповедь лирического героя, взволнованного той ситуацией, в которую он попадает) – Как передается состояние лирического героя? (Читая «вхожу я», ощущаешь трепет души поэта, его волнение, слышишь стук его сердца; «дрожу от скрипа дверей» - это дрожь ожидания, предрекающая что-то значительное, загадочное.) – Какую роль играют глаголы? (через глаголы раскрывается поэтический сюжет и выражается действие лирического героя; в первой строфе инверсия «вхожу я», «жду я» выдвигает на первый план не героя, а его действия) – Когда действия героя достигает кульминации? (во второй строфе односоставные предложения без подлежащего «дрожу от скрипа дверей» показывает нарастание взволнованности до предела) – Как показано внутреннее состояние лирического героя с помощью образной детали – красных лампад? (красный – цвет любви и тревоги; герой любит свой идеал, но испытывает тревогу при его появлении)
– Меняется ли состояние лирического героя при появлении Прекрасной Дамы? (да, ее появление приносит в лирическую душу героя успокоение; он видит вокруг себя улыбки, слышит сказки, в его воображении возникают сказочные сны) – Как изображено пространство, где находится лирический герой? (полумрак, горят свечи, освещая лики святых, замкнутое пространство говорит об интимности лирики) – Почему герой стоит в тени у высокой колонны? (не смеет выйти на свет, считая, что в лучах божественного света должна находиться только она) – Как рисуется образ Прекрасной Дамы? (образ о Ней, Величавая Вечная Жена, Святая, отрадны Твои черты, Милая; «Там жду я прекрасной дамы» вместо «Там жду я прекрасную даму» говорит о том, что героиня неповторима, поэт тем самым отделяет ее от обыденности; неземная, возвышенная, она видится лирическому герою таинственным идеалом, уводящим его из реального мира) – Проанализируйте третью строфу (в атмосфере сказочности живет та, которой поклоняется поэт, и является она ему только в сновидениях мимолетным образом, будоражащим сознание) – Почему Прекрасная Дама изображена в храме? (она сравнима только с Богоматерью и только в храме может прижиться ее душа) –Учитель: Богоматерь – это воплощенная гармония мира, которую человек носит в сердце, это вера, светлая и чистая, помогающая жить. – Докажите, что в последней строфе восхищение переполняет душу поэта (лексический повтор усилительного «как» подчеркивает преклонение героя перед совершенством; герою «не слышны не вздохи ни речи» своей возлюбленной, но, созерцая отрадные черты, которые дарят радость и успокоение сердцу, возвышают душу и дают вдохновение, он верит, что она – Милая; вера в светлую женщину дает силу для терпеливого ожидания любви) – Почему инверсия, заданная Блоком в начале стихотворения, снимается в конце? (потому что внимание акцентируется уже не на действии лирического героя, а на его образе «Я верю»; таким образом, равноценными, главными становятся сами лирические образы «Я» и «Ты») – Объясните смысл тире в последнем предложении (это тире обрушивает на слово «ты» огромное ударение, подтверждающее неоспоримость идеала поэта) Учитель: стихотворение написано дольником, так как дольники звучат более взволнованно, в них легче акцентировать некоторые слова и словосочетания, прерывается напевная интонация, стихотворение звучит разнообразно. – Что еще можно дополнить о средствах художественной выразительности (множество слов, имеющих яркую эмоциональную окраску, возвышенная церковная лексика подчеркивают исключительную торжественность и значимость событий для поэта) – Теперь посмотрим, что мы записали в таблице
Слайд №23 Слайд №24
Учитель: Это стихотворение включает в себя целую философию: здесь и судьба самого поэта, и его символистские искания, и взгляды на поэзию, и безупречное владение техникой стиха. Мечта Блока о встрече с Прекрасной Дамой сводилась к уходу из реального мира, полного трясины, болота, «черных зданий», «желтых фонарей», недостойных людей, для которых истина в вине, а в обмане слабых, беззащитных, в идеальный мир, населенный чистыми созданиями, близкими к идеалу. Нечасто встретишь в жизни такую любовь и такую нежность, которая бы заставила перенестись с земли на небо. И счастлив тот, кто ее пережил и пронес через всю жизнь. В этом и есть счастье. Ведь, любя, человек знает, что живет не напрасно. Домашнее задание: проанализировать любое стихотворение Блока из сборника «Стихи о Прекрасной Даме».
Комментарий.
Анализ поэтического произведения вызывает затруднение не только у старшеклассников. Не поняв стихотворение, не прочувствовав, ученик не может правильно прочитать его, не говоря уже о литературном анализе. Для понятия лирического стихотворения нужна особая атмосфера, особый лирический настрой. Лицо поэта, история создания, образ возлюбленной – первый посыл к пониманию стихотворения. В моем уроке представлены слайды с изображением А.Блока и его жены Л.Менделеевой; церковь, где они венчались, и которая, по словам автора, явилась поводом для создания цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» посвящено Л. Менделеевой. На уроке звучит живое слово профессионального чтеца Бориса Ветрова в сопровождении музыки Lloyd Webber. На фоне чтения проходят слайды с изображением Исаакиевского собора, где встретились Блок и Менделеева. Слушая стихотворение в особой атмосфере, понимаешь, насколько важна любовь в жизни человека, именно такая, как у Блока, нежная, чистая и идеальная, которая заставляет перенестись с земли на небо. Такое восприятие стихотворения пробуждает не только любовь к поэзии. Ученик испытывает потребность прочитать и другие стихотворения поэта, поразмышлять над ними. После первичных ассоциаций работа над стихотворением становится интересной и плодотворной. Данная таблица для анализа стихотворения позволяет не только поделиться своими ассоциациями, возникшими при слушании текста, но и провести огромную работу над каждым словом.