Суббота, 04.05.2024, 17:54
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Литература

Урок литературы. Тема: А.Блок "Стихи о Прекрасной Даме". Анализ стихотворения "Вхожу я в темные храмы".
[ · Скачать удаленно (6.56 Mb) ]
12.12.2010, 13:39
МОУ ЛИЦЕЙ №48, г.Красодар
Учитель: Шевцова С.В.
Урок литературы в 11 классе.
Тема: «А. Блок «Стихи о Прекрасной Даме».
Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы…»

Цели:
1. совершенствование навыков анализа поэтического текста;
2. формирование эстетического вкуса и приобщение учащихся к творчеству Блока;
3. воспитание внимания к поэтическому слову и любви к поэзии.

Ход урока
Слайд №1

Учитель: Лирика открывает нам душу поэта, чувствительную, с пылающими в ней страстями, сильную, противостоящую окружающему миру. Поэзия – это крик души, это голос совести, а иногда это чуть слышный ропот трепещущего сердца. Такова любовная лирика А. Блока.

Слайд №2, 3

1. Подготовленный ученик рассказывает о сборнике «Стихи о Прекрасной Даме». История создания сборника.

Слайд №4, 5

Учитель: «Вхожу я в темные храмы…» – одно из самых выразительных стихотворений Блока из сборника «Стихи о Прекрасной Даме». Поводом для создания этого стихотворения стала встреча поэта с Л.Д. Менделеевой в Исаакиевском Соборе.

Слайд №6

2. Исполнение стихотворения профессиональным чтецом.
Исполняет: Борис Ветров в сопровождении музыки Lloyd Webber.

Слайды №7–20
Обмен впечатлениями о прослушанном и увиденном.
3. Анализ стихотворения.

Слайд №21

– О чем это стихотворение? (о любви как высшей ценности, о состоянии души влюбленного человека)
– Каким настроением оно проникнуто? (уже первая строка настраивает на что-то мистическое, потустороннее)
– Докажите это, назвав тематическую группу (темные храмы, красные лампады, в тени, дрожу, сон, улыбки, сказки)

Составим таблицу, которую будем заполнять в процессе анализа стихотворения.

Слайд №22

– Почему стихотворение не имеет названия?
– Как звучит стихотворение? (мелодично и одновременно тревожно, торжественно и восторженно; аллитерация РД создает ощущение сильного, напористого чувства в душе лирического героя; ассонанс у, о, и: у – тоскливое настроение, о – торжественное, и – распевность, мелодичность; чередование мужской и женской рифмы заставляет текст звучать разнообразно; состоит из четырех катренов)
– Как построено стихотворение? (как монолог, как исповедь лирического героя, взволнованного той ситуацией, в которую он попадает)
– Как передается состояние лирического героя? (Читая «вхожу я», ощущаешь трепет души поэта, его волнение, слышишь стук его сердца; «дрожу от скрипа дверей» - это дрожь ожидания, предрекающая что-то значительное, загадочное.)
– Какую роль играют глаголы? (через глаголы раскрывается поэтический сюжет и выражается действие лирического героя; в первой строфе инверсия «вхожу я», «жду я» выдвигает на первый план не героя, а его действия)
– Когда действия героя достигает кульминации? (во второй строфе односоставные предложения без подлежащего «дрожу от скрипа дверей» показывает нарастание взволнованности до предела)
– Как показано внутреннее состояние лирического героя с помощью образной детали – красных лампад? (красный – цвет любви и тревоги; герой любит свой идеал, но испытывает тревогу при его появлении)

– Меняется ли состояние лирического героя при появлении Прекрасной Дамы? (да, ее появление приносит в лирическую душу героя успокоение; он видит вокруг себя улыбки, слышит сказки, в его воображении возникают сказочные сны)
– Как изображено пространство, где находится лирический герой? (полумрак, горят свечи, освещая лики святых, замкнутое пространство говорит об интимности лирики)
– Почему герой стоит в тени у высокой колонны? (не смеет выйти на свет, считая, что в лучах божественного света должна находиться только она)
– Как рисуется образ Прекрасной Дамы? (образ о Ней, Величавая Вечная Жена, Святая, отрадны Твои черты, Милая; «Там жду я прекрасной дамы» вместо «Там жду я прекрасную даму» говорит о том, что героиня неповторима, поэт тем самым отделяет ее от обыденности; неземная, возвышенная, она видится лирическому герою таинственным идеалом, уводящим его из реального мира)
– Проанализируйте третью строфу (в атмосфере сказочности живет та, которой поклоняется поэт, и является она ему только в сновидениях мимолетным образом, будоражащим сознание)
– Почему Прекрасная Дама изображена в храме? (она сравнима только с Богоматерью и только в храме может прижиться ее душа)
–Учитель: Богоматерь – это воплощенная гармония мира, которую человек носит в сердце, это вера, светлая и чистая, помогающая жить.
– Докажите, что в последней строфе восхищение переполняет душу поэта (лексический повтор усилительного «как» подчеркивает преклонение героя перед совершенством; герою «не слышны не вздохи ни речи» своей возлюбленной, но, созерцая отрадные черты, которые дарят радость и успокоение сердцу, возвышают душу и дают вдохновение, он верит, что она – Милая; вера в светлую женщину дает силу для терпеливого ожидания любви)
– Почему инверсия, заданная Блоком в начале стихотворения, снимается в конце? (потому что внимание акцентируется уже не на действии лирического героя, а на его образе «Я верю»; таким образом, равноценными, главными становятся сами лирические образы «Я» и «Ты»)
– Объясните смысл тире в последнем предложении (это тире обрушивает на слово «ты» огромное ударение, подтверждающее неоспоримость идеала поэта)
Учитель: стихотворение написано дольником, так как дольники звучат более взволнованно, в них легче акцентировать некоторые слова и словосочетания, прерывается напевная интонация, стихотворение звучит разнообразно.
– Что еще можно дополнить о средствах художественной выразительности (множество слов, имеющих яркую эмоциональную окраску, возвышенная церковная лексика подчеркивают исключительную торжественность и значимость событий для поэта)
– Теперь посмотрим, что мы записали в таблице

Слайд №23
Слайд №24

Учитель: Это стихотворение включает в себя целую философию: здесь и судьба самого поэта, и его символистские искания, и взгляды на поэзию, и безупречное владение техникой стиха. Мечта Блока о встрече с Прекрасной Дамой сводилась к уходу из реального мира, полного трясины, болота, «черных зданий», «желтых фонарей», недостойных людей, для которых истина в вине, а в обмане слабых, беззащитных, в идеальный мир, населенный чистыми созданиями, близкими к идеалу. Нечасто встретишь в жизни такую любовь и такую нежность, которая бы заставила перенестись с земли на небо. И счастлив тот, кто ее пережил и пронес через всю жизнь. В этом и есть счастье. Ведь, любя, человек знает, что живет не напрасно.
Домашнее задание: проанализировать любое стихотворение Блока из сборника «Стихи о Прекрасной Даме».

Комментарий.

Анализ поэтического произведения вызывает затруднение не только у старшеклассников. Не поняв стихотворение, не прочувствовав, ученик не может правильно прочитать его, не говоря уже о литературном анализе.
Для понятия лирического стихотворения нужна особая атмосфера, особый лирический настрой. Лицо поэта, история создания, образ возлюбленной – первый посыл к пониманию стихотворения.
В моем уроке представлены слайды с изображением А.Блока и его жены Л.Менделеевой; церковь, где они венчались, и которая, по словам автора, явилась поводом для создания цикла «Стихи о Прекрасной Даме».
Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» посвящено Л. Менделеевой. На уроке звучит живое слово профессионального чтеца Бориса Ветрова в сопровождении музыки Lloyd Webber. На фоне чтения проходят слайды с изображением Исаакиевского собора, где встретились Блок и Менделеева. Слушая стихотворение в особой атмосфере, понимаешь, насколько важна любовь в жизни человека, именно такая, как у Блока, нежная, чистая и идеальная, которая заставляет перенестись с земли на небо.
Такое восприятие стихотворения пробуждает не только любовь к поэзии. Ученик испытывает потребность прочитать и другие стихотворения поэта, поразмышлять над ними. После первичных ассоциаций работа над стихотворением становится интересной и плодотворной. Данная таблица для анализа стихотворения позволяет не только поделиться своими ассоциациями, возникшими при слушании текста, но и провести огромную работу над каждым словом.
Категория: Литература | Добавил: Ирина555
Просмотров: 12808 | Загрузок: 1404 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]