Суббота, 18.05.2024, 12:19
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Литература

Урок литературы в 10 классе "Ему судьба готовила путь славный, имя громкое..." Основные идеи лирики Некрасова
[ · Скачать удаленно (1.33) ]
30.11.2011, 06:09

Подробный конспект урока.

(размещается только в папке с конкурсным материалом)

 

Организационная информация

Тема урока

«Ему судьба готовила путь славный, имя громкое…». Основные темы и идеи лирики Некрасова

Предмет

Литература

Класс

10

Автор/ы урока (ФИО, должность)

 

Охрименко Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МОУ «СОШ № 19»

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Россия

Республика/край

Иркутская область

Город/поселение

Г.Братск

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Усвоение новых знаний

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные: характеризовать произведения Некрасова, написанные о народе и для народа; анализировать художественные приемы, используемые автором, наблюдая над текстами произведений;

Развивающая: способствовать развитию умений анализировать поэтический текст;

Воспитательная: способствовать воспитанию здоровой, психологически зрелой личности; создать условия для воспитания сознательного отношения к процессу обучения, культуры учебного труда.

Задачи урока (мероприятия, занятия)

Познакомить с основными темами и идеями лирики Н.А.Некрасова

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный;

Технологии: личностно-ориентированное обучение

Форма обучения: фронтальная, групповая

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

40 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

По окончании урока обучающиеся смогут характеризовать произведения Некрасова, написанные о народе и для народа; анализировать художественные приемы, используемые автором, наблюдая над текстами произведений; закрепят умения анализировать поэтический текст.

Необходимое оборудование и материалы

 Тексты стихотворений «Вчерашний день, часу в шестом…», «Тройка» Н.А.Некрасова, презентация к уроку по теме «Ему судьба готовила путь славный, имя громкое…», песня «Ты скажи, Волга-матушка» в исполнении Людмилы Зыкиной.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Групповые карточки-задания по теме «Основные темы и идеи лирики Некрасова»,

Список учебной и дополнительной литературы

Тексты стихотворений «Вчерашний день, часу в шестом…», «Тройка» Н.А.Некрасова

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

Деятельность учителя: звучит песня в исполнении Л.Зыкиной «Ты скажи, Волга-матушка». Во время исполнения на экране появляется слайд и изображением реки Волги и картиной Репина «Бурлаки на Волге». Преподаватель рассказывает отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге».

Я рос, как многие, в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши,

Рядами стаи белых птиц,

Как изваяния гробниц,

Сидели важно на песке;

Виднелись горы вдалеке,

И синий бесконечный лес

Скрывал ту сторону небес,

Куда, дневной окончив путь,

Уходит солнце отдохнуть.

Предлагает ответить на вопрос:

- Ребята, скажите, а о каком поэте мы с вами сегодня будем говорить?

Учащиеся: слушают песню в исполнении л.Зыкиной «Ты скажи, Волга-матушка» и отрывок из стихотворения «Волга» Н.А.Некрасова. По изображению на слайде, смыслу песни и стихотворения определяют, о ком будет идти речь на уроке. Предполагаемый ответ: Н.А.Некрасов

Актуализация знаний

Деятельность учителя: предлагает вспомнить учащихся, что они помнят о жизни и творчестве Н.А.Некрасова, какие произведения Н.А. изучали в школе

Деятельность учащихся: вспоминают жизнь и творчество Некрасова, произведения изученные в школе

Изучение нового материала

1.      Вступительное слово учителя (слайд 4)

Ребята, наш урок я хочу начать словами А.В.Луначарского, министра культуры, который в 1923 году отмечал:  «Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и др., мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Н.А.Некрасова».

Н.А.Некрасов – один из трех гигантов русской поэзии 19 века.

Во всех произведениях Н.А.Некрасова четко выражена его гражданская позиция. Посвятив свою лиру народу, поэт стал продолжателем традиций Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Но некрасовская поэзия создает лирического героя, отличного от героев Пушкина и Лермонтова. Поэт Некрасов своим творчеством открыл новый этап в развитии русской поэзии, связанный со значительными переменами в общественной жизни конца 50--70-х годов XIX века.

Деятельность учащихся: Слушают вступительное слово преподавателя.

2.      Деятельность учителя:

1.      Предлагает обучающимся дать толкование слова гражданин и обратиться к словарю урока. (слайд 5,6)

Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью  прав и обязанностей.

Предлагает послушать преподавателя о гражданской позиции Некрасова.

Служить народу, в котором сосредоточена вся сила России, ее духовное богатство - такую судьбу избрал себе Некрасов. В этом его гражданская позиция. В отличие от авторов, оплакивавших долю русского народа, только Некрасов в своих стихах и поэмах стремился пробудить его, поднять на борьбу с угнетателями. Он верил в силу народа и был уверен в его победе: Рать подымается - Неисчислимая, Сила в пей скажется Несокрушимая! В лице Некрасова мы видим величайшего поэта на Руси и честного, принципиального гражданина. Дворянин, он сумел встать на сторону народа и применить свой талант и энергию к делу его освобождения. Как гражданин он всегда сохранял верность своим идеям, ни разу не отрекся от своего идеала, писал стихи и издавал "Современник", несмотря на гнет царской цензуры и преследования. Некрасов был одним из лучших представителей дворянства, своим трудом приближавший революцию, осуществившую его мечты.

Деятельность учащихся:

Смотрят на экран, отвечают на вопрос преподавателя. Слушают преподавателя о гражданской позиции Некрасова

 

3.      Деятельность учителя:

   Народная тема была основной в его творчестве.

  В 1849 году Некрасов создает стихотворение "Вчерашний день, часу в шестом...", ставшее итогом первого этапа поэтической деятельности. В этом произведении появляется образ Музы, "родной сестры" страдающего народа.

Предлагает рассказать стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» (слайд 7)

 

Предлагает обратиться к словарю урока и ответить на вопрос:

- Кто такая муза?

Деятельность учащихся:

Обучающаяся рассказывает стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…», выученное наизусть.

Отвечают на вопрос преподавателя.

Предполагаемый ответ:

Муза-1. В греческой мифологии: богиня покровительница искусств и наук.

2. (перен. зн.) Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.

Деятельность учителя:

Задает вопрос:

- Кто является Музой творчества Некрасова?

Изображение Музы можно понимать по-разному. С одной стороны, Муза – крестьянка, потому что крестьянская тема – среди особо волнующих поэта. Наконец, можно считать этот образ емкой метафорой: крестьянка – сама поэзия эпохи Некрасова.

Предлагает проанализировать стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» по следующим вопросам:

- На сколько частей можно разделить стихотворение?

Деятельность учащихся: Анализируют стихотворение по вопросам преподавателя.

Предполагаемый ответ: Две части

- О чем автор пишет в первой части?

 

Предполагаемый ответ: Определение времени («вчерашний день, часу в шестом…») и места действия (Сенная), где совершилось событие, врезавшееся в его память и взволновавшее его гражданское чувство.

- Какую картину изображает поэт?

Предполагаемый ответ: На одной из улиц Петербурга за что-то наказывают плетьми молодую крестьянку.

- Как ведет себя женщина?

Предполагаемый ответ: Женщина не стонет, не плачет, не умоляет, а терпеливо переносит наказание, вдвойне жестокое, так как оно ещё и публичное. Данная картина не редкость, любой человек прошел бы мимо, а сердце Н.А. возмущается.

- Какой вывод мы можем сделать?

Предполагаемый ответ: Некрасов пишет стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором в рамках одного художественного целого соединяются две темы: тяжелое положение крестьянства и сложная миссия поэта в обществе. Так возникает новый в русской поэзии образ Музы, столь же терпеливой, непреклонной и волевой, как и молодая крестьянка с занесенным над ней бичом.

 

Предлагает обучающимся выполнить  работу в группах по карточкам-заданиям. Дает краткий комментарий по выполнению работы.

Предлагает представителям второй и третьей группы  выйти к доске и написать на ватмане художественно-выразительные средства, которые помогают автору нарисовать яркий образ девушки и безрадостную картину будущего крестьянки.

Деятельность учащихся: Работа с карточками – заданиями по стихотворению Н.А.Некрасова «Тройка».

Предполагаемый ответ:

 Молодая крестьянка (пишут красным фломастером)

Эпитеты: бьется игриво, из-под брови полукруглой, смотрит бойко, лукавый глазок, взгляд полный чар (полный обаяния, пленительности);

Олицетворения: бьется лента;

Метафора: лицо вспыхнуло, зажигающих кровь;

Сравнение: черных, как ночь

Картина будущего (пишут черным фломастером)

Эпитеты: перетянешь уродливо, выражение тупого терпения, бессмысленный, вечный испуг, сон непробудный(длительный, непрерывный), муж привередник (слишком разборчивый, с капризами);

Метафора: отцветешь, не успев расцвести.

Деятельность учителя:

- Как вы думаете, почему при описании молодости крестьянки мы использовали красный фломастер, а при описании картин будущего – черный?

Деятельность учащихся:

Делают вывод и записывают в тетради.

Деятельность учителя: Предлагает экспертам проанализировать стихотворение самим. Сверить с ответами остальных обучающихся и сделать общий вывод.

 

Эксперты анализируют стихотворение и делают общий вывод.

Предполагаемый ответ:

Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: "знать, забило сердечко тревогу”. Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: "будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть”. Конец стихотворения полон грусти ( "и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь”). Тройка- образ-символ, часто появляющийся в народных песнях ("Вот мчится тройка почтовая”), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье –это только мечта: "не догнать тебе бешеной тройки”.

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

Деятельность учителя: Предлагает обучающимся письменно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде(слайд 8):

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Деятельность учащихся: Высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде.

Подведение итогов

Деятельность учителя: Предлагает вернуться к целям урока и ответить на вопрос (слайд 2):

- Смогли ли мы сегодня на уроке достигнуть те цели, которые были поставлены нами в начале урока.

Предлагает послушать оценки за урок.

Деятельность ученика: Отвечают на вопрос, заданный преподавателем, слушают оценки

Деятельность учителя:

 Благодарит всех за урок

Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много в ней человеческих слез и горя. Но есть в поэзии Некрасова и русский размах натуры, который зовет на безумный подвиг, на борьбу: "Иди в огонь за честь

отчизны, за убежденья, за любовь. Иди и гибни безупречно. Умрешь не

даром. Дело прочно, когда под ним струится кровь!"

Домашнее задание 

Деятельность учителя: задает и кратко комментирует домашнее задание:

Выполнить анализ стихотворения «Элегия» по плану, прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо»

Деятельность ученика: Записывают домашнее задание в дневники

Дополнительная необходимая информация

План анализа стихотворения дается каждому ученику:

План анализа стихотворения 1. Какое настроение становиться для стихотворения определяющим в целом. Меняется ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся.

 2. Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые слова среди положительных и отрицательно эмоционально окрашенных в этих цепочках.

 3. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам) 4. В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении развязка, если да, то какая.

 5. Какая строка становиться толком для создания стихотворения. Роль первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо) 6. Роль последней строки. Какие слова представляются поэту особенно значимыми, которыми он может закончить стихотворение.

 7. Роль звуков в стихотворении.

 8. Цвет стихотворения.

 9. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего) .

 10. Категория пространства (реального и астрального) 11. Степень замкнутости автора, есть ли обращение к читателю или адресату?

 12. Особенности композиции стихотворения.

 Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия, ода, басня, баллада)

 14. Литературное направление, если можно определить.

 Значение художественных средств. (сравнение, метафора, гипербола, антитеза, аллитерации, оксюморон)

 16. Мое восприятие этого стихотворения.

 17. Если есть необходимость обратиться к истории создания, году создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Условия, место. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://ilibrary.ru/text/1117/index.html

http://www.nnekrasov.ru/book/581/

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Презентация значительно облегчает работу на уроке, весь материал можно поместить на маленьком электронном носителе, показать то, что невозможно принести в класс

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Урок начинается с анализа стихотворения «Элегия»

Другое

 

 

 

Категория: Литература | Добавил: OlgaOhr
Просмотров: 10735 | Загрузок: 1479 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 1
1 valyaramz2  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]