1.
Вступительное
слово учителя (слайд 4)
Ребята, наш урок
я хочу начать словами А.В.Луначарского, министра культуры, который в 1923
году отмечал: «Не принижая ни
на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных
памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и др., мы все же говорим: нет в
русской литературе, во всей литературе такого человека, перед которым с
любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Н.А.Некрасова».
Н.А.Некрасов –
один из трех гигантов русской поэзии 19 века.
Во всех
произведениях Н.А.Некрасова четко выражена его гражданская позиция. Посвятив
свою лиру народу, поэт стал продолжателем традиций Рылеева, Пушкина,
Лермонтова. Но некрасовская поэзия создает лирического героя, отличного от
героев Пушкина и Лермонтова. Поэт Некрасов своим творчеством открыл новый
этап в развитии русской поэзии, связанный со значительными переменами в
общественной жизни конца 50--70-х годов XIX века.
Деятельность
учащихся: Слушают вступительное слово преподавателя.
2.
Деятельность учителя:
1.
Предлагает
обучающимся дать толкование слова гражданин и обратиться к словарю урока. (слайд 5,6)
Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного
государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
Предлагает послушать преподавателя о гражданской позиции Некрасова.
Служить народу, в котором сосредоточена вся сила России, ее духовное
богатство - такую судьбу избрал себе Некрасов. В этом его гражданская
позиция. В отличие от авторов, оплакивавших долю русского народа, только
Некрасов в своих стихах и поэмах стремился пробудить его, поднять на борьбу с
угнетателями. Он верил в силу народа и был уверен в его победе: Рать
подымается - Неисчислимая, Сила в пей скажется Несокрушимая! В лице Некрасова
мы видим величайшего поэта на Руси и честного, принципиального гражданина.
Дворянин, он сумел встать на сторону народа и применить свой талант и энергию
к делу его освобождения. Как гражданин он всегда сохранял верность своим
идеям, ни разу не отрекся от своего идеала, писал стихи и издавал
"Современник", несмотря на гнет царской цензуры и преследования.
Некрасов был одним из лучших представителей дворянства, своим трудом
приближавший революцию, осуществившую его мечты.
Деятельность
учащихся:
Смотрят на экран,
отвечают на вопрос преподавателя. Слушают преподавателя о гражданской позиции
Некрасова
3. Деятельность учителя:
Народная тема была основной в его творчестве.
В 1849 году Некрасов создает
стихотворение "Вчерашний день, часу в шестом...", ставшее итогом
первого этапа поэтической деятельности. В этом произведении появляется образ
Музы, "родной сестры" страдающего народа.
Предлагает рассказать
стихотворение «Вчерашний
день, часу в шестом…» (слайд 7)
Предлагает обратиться к
словарю урока и ответить на вопрос:
- Кто такая муза?
Деятельность
учащихся:
Обучающаяся
рассказывает стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…», выученное
наизусть.
Отвечают на вопрос преподавателя.
Предполагаемый ответ:
Муза-1. В греческой мифологии: богиня покровительница искусств и
наук.
2. (перен. зн.) Источник поэтического вдохновения, а также само
вдохновение, творчество.
Деятельность
учителя:
Задает вопрос:
- Кто является Музой творчества Некрасова?
Изображение Музы можно понимать по-разному. С одной стороны, Муза –
крестьянка, потому что крестьянская тема – среди особо волнующих поэта.
Наконец, можно считать этот образ емкой метафорой: крестьянка – сама поэзия
эпохи Некрасова.
Предлагает проанализировать
стихотворение «Вчерашний
день, часу в шестом…» по следующим вопросам:
- На сколько частей можно разделить стихотворение?
Деятельность учащихся: Анализируют стихотворение по вопросам преподавателя.
Предполагаемый
ответ: Две части
- О чем автор пишет в первой части?
Предполагаемый ответ: Определение времени («вчерашний день, часу в
шестом…») и места действия (Сенная), где совершилось событие, врезавшееся в
его память и взволновавшее его гражданское чувство.
- Какую картину
изображает поэт?
Предполагаемый ответ: На одной из улиц Петербурга за что-то наказывают
плетьми молодую крестьянку.
- Как ведет себя
женщина?
Предполагаемый ответ: Женщина не стонет, не плачет, не умоляет, а
терпеливо переносит наказание, вдвойне жестокое, так как оно ещё и публичное.
Данная картина не редкость, любой человек прошел бы мимо, а сердце Н.А.
возмущается.
- Какой вывод мы можем сделать?
Предполагаемый ответ: Некрасов пишет стихотворение «Вчерашний день, часу
в шестом…», в котором в рамках одного художественного целого соединяются две
темы: тяжелое положение крестьянства и сложная миссия поэта в обществе. Так
возникает новый в русской поэзии образ Музы, столь же терпеливой,
непреклонной и волевой, как и молодая крестьянка с занесенным над ней бичом.
Предлагает обучающимся
выполнить работу в группах по
карточкам-заданиям. Дает краткий комментарий по выполнению работы.
Предлагает представителям второй и третьей группы выйти к доске и написать на ватмане
художественно-выразительные средства, которые помогают автору нарисовать
яркий образ девушки и безрадостную картину будущего крестьянки.
Деятельность
учащихся: Работа с карточками – заданиями по стихотворению Н.А.Некрасова
«Тройка».
Предполагаемый ответ:
Молодая крестьянка (пишут красным
фломастером)
Эпитеты: бьется
игриво, из-под брови полукруглой, смотрит бойко, лукавый глазок, взгляд
полный чар (полный обаяния, пленительности);
Олицетворения:
бьется лента;
Метафора: лицо
вспыхнуло, зажигающих кровь;
Сравнение: черных,
как ночь
Картина будущего (пишут черным фломастером)
Эпитеты: перетянешь
уродливо, выражение тупого терпения, бессмысленный, вечный испуг, сон
непробудный(длительный, непрерывный), муж привередник (слишком разборчивый, с
капризами);
Метафора:
отцветешь, не успев расцвести.
Деятельность
учителя:
- Как
вы думаете, почему при описании молодости крестьянки мы использовали красный
фломастер, а при описании картин будущего – черный?
Деятельность
учащихся:
Делают
вывод и записывают в тетради.
Деятельность учителя: Предлагает экспертам проанализировать
стихотворение самим. Сверить с ответами остальных обучающихся и сделать общий
вывод.
Эксперты анализируют стихотворение и делают общий
вывод.
Предполагаемый ответ:
Стихотворение имеет два
временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании
любви: "знать, забило сердечко тревогу”. Но в будущем ее ждет тяжелая доля,
обычная для женщины-крестьянки: "будет бить тебя муж-привередник и свекровь в
три погибели гнуть”. Конец стихотворения полон грусти ( "и схоронят в сырую
могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь”). Тройка- образ-символ, часто
появляющийся в народных песнях ("Вот мчится тройка почтовая”), это всегда
образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе
отчетливо звучит мотив: счастье –это только мечта: "не догнать тебе бешеной
тройки”.
|