1.Тип урока: комбинированный 2.Цель урока: Создание условий для рассмотрения проблемы взаимоотношения человека и природы в повести А.Максимова "Норка". 3. Задачи урока: 1. Расширить представление учащихся о творчестве дальневосточного писателя А.Максимова, формировать навыки анализа художественного произведения. 2. Развивать аналитическое мышление, творческое воображение, речь. 3. Воспитывать нравственное отношение к окружающему миру и всему живому на Земле. 4.Краткое описание хода урока: Мотивационный этап: Предварительная подготовка к уроку, где ребятам было предложено задание на выбор (создание иллюстраций, кроссвордов, презентаций, изготовление декораций, инсценировка). Актуализация знаний: Вводное слово учителя с переходом на работу в малых группах – решение электронного кроссворда с последующей самопроверкой. Объявление темы и цели урока: Сегодня на уроке мы поговорим о взаимоотношении человека с миром живой природы. Работа с эпиграфом: "Не царь природы человек,/ Не царь, а сын//". Размышления над вопросом, как решается в произведении проблема взаимоотношения человека и природы, станут целью нашей работы на уроке. Лексическая работа: Проверка домашнего задания по определению лексического значения слова "охотник". Аналитическая беседа: 1. Инсценировка эпизода «Первое появление охотников на заливе» подготавливает работу по анализу текста. В ходе беседы выясняется, какое значение слова подходит к охотникам, с какой целью они появляются в заливе, как относятся к обитателям леса, кто они, созидатели или разрушители, уточняется значение этих слов путем выхода в интернет. 2. Подробный пересказ и выразительное чтение эпизодов "Соболь в капкане", "Второе появление людей". При анализе этих эпизодов приходим к выводу, что в произведении есть примеры негативного, разрушительного отношения человека к обитателям Громохты. 3. Обращение к статье Погодина. Подтверждение вывода о безответственном, потребительском отношении человека, разрушительном воздействии его на мир живой природы, об экологической катастрофе. 4. Введение нового понятия "экология". 5. Презентация ученика о Красной книге. 6. Просмотр видеоматериала "Дикая природа". Обобщение: На этапе обобщения выясняем, что повесть А.Максимова "Норка" непосредственно связана с экологическими проблемами. Автор призывает очнуться, оглянуться вокруг себя, вдуматься в нравственный смысл отношения человека и природы. Рефлексия: Необходимо бережно относиться к окружающей природе, надо учиться созиданию на примере таких увлеченных душ, как эти два охотника, потому что без людей-созидателей любые экзотические дали и красоты обречены. Домашнее задание: Напишите экологический манифест, свою строку-обращение к людям о бережном отношении к окружающему миру и живой природе. 5.Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/ ученики в ходе урока: Актуализируются знания учащихся по творчеству А.Максимова, умения правильно, бегло и выразительно читать художественный текст, формируются навыки анализа изучаемого произведения, умение аргументированно обосновывать свое суждение при характеристике героев, при анализе художественных особенностей текста, развиваются умения владения монологической и диалогической речью при подготовке сообщения и при написании экологического манифеста, закрепляются умения подробного пересказа эпизода, навыки работы с толковым словарем.
|