1. Тип урока: изучение нового материала
2. Цели урока:
1. Образовательные: - дать представление о жизненном и творческом пути И.А.Бродского, ввести учеников в эмоционально сложную атмосферу жизни и творчества поэта, помочь увидеть истоки творчества, питавшие И. Бродского, раскрыть трагедию его одиночества и изгнания; познакомить учеников со стихами И. Бродского, усилив их восприятие особенностью чтения стихов самим поэтом, артистом М. Казаковым, а также исполнением песни на стихи И.Бродского бардом Олегом Митяевым.
2. Развивающие: -содействовать формированию у учащихся художественного вкуса, пробуждению стремления к вдумчивому чтению, развивать умение понимать художественный текст, анализировать и интерпретировать стихотворения, выделять главное, развивать умения исследовательской деятельности, аналитического и образного мышления; сопоставляя стихотворения, закреплять умения сравнительного анализа.
3. Воспитательные: - воспитывать вдумчивое, бережное отношение к художественному слову, формировать нравственные ценности у учащихся, активную гражданскую позицию: ответственность перед прошлым за настоящее и будущее, заинтересованное отношение к событиям истории. Оборудование урока: тексты стихов И. Бродского, презентация, аудиозаписи стихов Бродского в исполнении автора и актера Михаила Казакова, а также запись исполнения Олегом Митяевым стихов Бродского, положенных на музыку.
3. Задачи урока. познакомить учащихся с биографией И. Бродского, отдельными стихотворениями, так или иначе имеющими отношение к этапам его творческого пути, пробудить интерес к его личности и творчеству, открыть для себя великого поэта.
4. Краткое описание хода урока.
1.Урок представляет собой знакомство с биографией и художественным миром И.Бродского. Изучение художественного мира поэта непосредственно связано с изучением стихотворений, в которых так или иначе отражены этапы его жизненного пути.
2. Организационный момент.
3. Вступительное слово учителя. Постановка цели и задачи урока.
4. Задание: по ходу урока составить план биографии Бродского.
5. Работа с презентацией. Прослушивание стихотворения «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» в чтении М.Казакова. Аналитическое обсуждение. Запись в тетрадь впечатлений, ассоциаций. Чтение записанного вслух.
6. Презентация – факты биографии поэта.
7. Прослушивание стихотворения «Я родился и вырос…» в авторском чтении. Своеобразие манеры чтения, знакомство с высказываниями поэта о природе своего дара, процессе творчества и роли языка. Запись в тетрадь ключевых слов, необычных, интересных метафор. Чтение записанного, обмен информацией.
8. Презентация – факты биографии поэта. Инд. задание по краеведению: рассказ о встречах Бродского с Ахматовой в Комарове (по материалом газетной статьи). Прослушивание стихотворения «…и при слове «грядущее» из русского языка…» в авторском чтении, беседа по содержанию, запись ассоциаций, чувств, чтение записанного вслух.
9. Продолжение работы по презентации – факты биографии Бродского.
10. Проверка задания по составлению плана.
11. Подготовленное учеником чтение стихотворения «На столетие Анны Ахматовой». Обсуждение взглядов поэта на поэта и поэзию.
12. Прослушивание стихотворения «Ниоткуда с любовью…» в чтении И. Бродского, а затем в чтении М.Казакова. Сопоставления манеры чтения. Беседа по содержанию стихотворения. Запись впечатлений.
13. Обсуждение своеобразия поэзии И.Бродского.
14. Записать основные принципы и художественные особенности поэзии И.Бродского.
15. О влиянии поэзии И.Бродского на творчество художников, музыкантов, исполнителей. Прослушивание стихотворения «Пилигримы» в чтении М.Казакова, беседа по содержанию, а затем слушаем в исполнении О.Митяева.
16. Рекомендация книг Бродского и о Бродском для чтения.
17. Письменная работа на 10-15 минут на одну из предложенных тем.
18. Домашнее задание.
5. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. В ходе урока учащиеся познакомятся с биографией и творчеством И.Бродского, закрепят умения выделять главное, понимать художественный текст, авторскую позицию, вызванную определенными жизненными обстоятельствами, анализировать необычные, достаточно сложные для восприятия школьников стихи прежде неизвестного им поэта, сопоставлять, сравнивать как предложенные для анализа тексты, так и их исполнение, находить в тексте средства художественной выразительности, письменно формулировать свои эмоции, впечатления об услышанном и прочитанном. |