Литературный вечер "Диалоги о Шукшине"
Цель: создать
условия для знакомства с жизнью и творчеством В.М.Шукшина.
Задачи:
- Знание творчества и жизни великого алтайского писателя, актера и
режиссера В.М.Шукшина.
- Формирования гражданского отношения к жизни.
- Воспитание позитивного отношения к духовным ценностям общества,
возрождение национальной памяти, поиск смысла жизни.
Оборудование:
презентация «Творчество
В.М.Шукшина», «Музей Шукшина в Сростках», мультимедийный проектор, DVD плеер (для просмотра
фрагмента фильма Шукшина)
Ход
занятия:
1. Эпиграф (Приложение №1)
«Василий Макарович Шукшин вспыхнул
на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной
россыпью дарований.
Писатель, романист и драматург, режиссер больших народных
полотен, удивительный, неповторимый артист, умеющий в самой обыденной интонации
сказать такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец…
замирали в едином порыве.
Василию Шукшину было дано такое счастье».
П. Проскурин
2.
Вступительное слово.
Сегодня
в этом зале нас всех объединяет одно: интерес к творчеству
Василия
Макаровича Шукшина.
На
нашем литературном вечере мы поговорим о тех вопросах, которые В. Шукшин поставил, и решать которые он завещал нам.
Об
уроках В. Шукшина: о способе жить в искусстве, о позиции художника.
На
нашем вечере прозвучат воспоминания о писателе, его письма, стихи и песни.
Вас
ждет просмотр фильма с участием В.М.Шукшина
3. Чтец.
Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь
расплескалась светло,
Знало вдоволь и
лиха, и горя
Стародавнее это
село.
Здесь мальчишка,
теряя дорожку,
Пьяный ветер вдыхал
с лугов,
В огороде тяпал
картошку,
На Катуни тягал
чебаков.
Край сибирский.
Пейзаж неброский.
Бьёт о берег Катуни
волна.
Знает каждый в
России, что Сростки – это родина Шукшина.
(Кондаков)
4. Биография писателя и презентация о жизни и
творчестве В.М. Шукшина.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
5. Выставка книг. Слово предоставляется
библиотекарю Земсковой В.В.
6.
Вступительное слово о произведениях.
Писал Шукшин о том, что хорошо знал, что
пережил сам. Рассказы его, собранные вместе, соединяются в умный, правдивый,
порою смешной, но чаще глубоко драматичный, грустный рассказ о русском мужике.
Его герои - шоферы, сторожа, колхозники, паромщики, шорники. Страна узнала себя
в его героях и полюбила. Во всех
рассказах проглядывает человеческая душа с ее повседневными заботами,
тревогами, печалями, радостями.
Чтецы. Рассказы В.М. Шукшина: «Срезал», «Обида»,
«Материнское сердце», «Сураз», «Волки», «Други игрищ и забав».
7.
Инсценировка эпизода из рассказа В. М. Шукшина «Хозяин садов и огородов» в
исполнении 10-11 класса.
8. Чтец. (Из
воспоминаний В. Шукшина)
«Был 1954 год. Шли вступительные экзамены во
ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не
блистал и всем своим видом вызывал недоумение приемной комиссии…
Потом произошло знакомство с Михаилом Ильичом
Роммом. Абитуриенты в коридоре нарисовали страшную картину человека, который на
тебя сейчас глянет и испепелит. А посмотрели на меня глаза удивительно добрые.
Стали расспрашивать о жизни, о литературе…»
9. Чтец.
«Ужас экзамена вылился для меня в очень
человечный и искренний разговор. Вся судьба моя тут, в этом разговоре,
наверное, и решилась. Правда, предстояла еще отборочная комиссия, которую тоже,
видимо изумило, кого набирает Михаил Ильич…
Председатель комиссии иронически спросил:
- Белинского знаешь?
- Да, - говорю.
- А где он живет сейчас?
В комиссии все затихли.
- Виссарион Григорьевич? Помер,- говорю, и
стал излишне горячо доказывать, что Белинский «помер». Ромм все это время молчал и слушал. На меня
смотрели все те же бесконечно добрые глаза… Мне везло…на умных и добрых людей».
10.
Инсценировка эпизода из рассказа
В. М.
Шукшина «Экзамен» в исполнении 10-11 класса.
11.
Вступительное слово о киноповести
«Калина Красная».
В своих произведениях Шукшин-художник
всматривался в человека с надеждой открыть в нём не только движение души к
истине, но такие силы и волю к борьбе за себя.
Об этом киноповесть "Калина
Красная", о которой я хочу рассказать. (по книге, взяв в руки) написана в 1974 г.
Сюжет повести прост. Освобождается от тюрьмы
вор-рецидивист Егор Прокудин по кличке Горе. Это человек с незаурядным
характером. Он едет к Любе Бойкаловой, с которой познакомился по письмам. Люба
живёт в тех местах, откуда родом сам Егор.
Приёзжая к Любе, Егор встречает доверие,
сочувствие, нравственную поддержку, которые попали на благодатную почву и самое
главное - вовремя.
Но в свою очередь доверие и понимание
пробуждает в Егоре глубокое чувство личной вины за то, что когда-то его жизнь
потекла по законам ложным, неестественным.
И вот Егор вступает в новую жизнь, работает в
колхозе, но старые дружки находят его и здесь. А когда они понимают, что Егор не
вернётся к прошлой жизни, убивают его.
По
сценарию повести был снят фильм " Калина Красная" - последний и
лучший фильм Шукшина, вышедший за год до его смерти. В главной роли снялся сам
Василий Макарович.
Учитель: Давайте посмотрим
эпизод из этого фильма :
(
просмотр эпизода "Егор Проскудин во время разговора с берёзками")
12. Чтец.
Хоронила
Москва Шукшина,
Хоронила
художника, то есть
Хоронила
Москва мужика
И
активную совесть.
Он
лежал под цветами на треть,
Недоступный
отныне.
Он
свою удивленную смерть
Предсказал
всенародно в картине.
В
каждом городе он лежал
На
отвесных российских простынках.
Называлось
- не кинозал -
Просто
каждый пришел и простился.
Он
сегодняшним дням - как двойник.
Когда
зябко курил он чинарик,
Также
зябла, подняв воротник,
Вся
страна в поездах и на нарах.
Он
хозяйственно понимал
Край,
как дом, где березы и хвойники.
Занавесить
бы черным Байкал,
Словно
зеркало в доме покойника.
13. Показ
эпизода из к/ф «Калина красная» (напутственные слова поколению)
14. Заключительное
слово.
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
Ю.Левитанский
Нет с нами писателя Шукшина, но остались его
книги, фильмы, которые заставляют задуматься какие мы, что с нами происходит.
Они воспитывают в нас человека, предлагают задуматься о себе, о жизни. Осталась
память об этом удивительном человеке.
"…Пройдут годы, все
так же будут шуметь березы, все так же будет катить воды Катунь, все так же
будут стоять Сростки, но я уверен, что слава этого человека, облик его будет в
годах все более благороден и светел, и на гору Пикет с каждым годом будет
приходить все больше и больше народу. Не обязательно по приглашению, а просто
так, как ходят к Пушкину, - говорил Виктор Петрович Астафьев”
15. Показ
презентации музея Шукшина в с. Сростках, творческая работа Ивониной Юлии,
ученицы 11 класса
16. Рефлексия.
-Что вы
почувствовали на сегодняшнем вечере? Появилось ли чувство гордости, за нашего
земляка? Захотелось ли побывать в памятных местах?
-Ребята, я
вам предлагаю викторину, по творчеству В.Шукшина, проверим насколько вы
внимательно изучили его творчество.
17. Итог:
- Спасибо
всем за внимание!
|