Вторник, 08.10.2024, 08:35
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Литература. Внеклассные мероприятия

««Стихотворение А.С.Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…»как образец духовной лирики 19века»
[ · Скачать удаленно (3.84Mb) ]
23.01.2011, 17:39
Урок проводится в 9 классе.
Тема: ««Стихотворение А.С.Пушкина
«Отцы пустынники и жены непорочны…»
как образец духовной лирики 19века»
Цель: исследование духовной лирики Пушкина на примере стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны…»
Цель (для учителя): организовать аналитическую деятельность обучающихся по исследованию духовной лирики Пушкина на примере стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны…».
Цель (для учащихся): развитие навыков работы в группе, подтверждение или опровержение гипотезы.
Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран, МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН), карточки с заданиями для работы в группах.
Ход урока
I. Организационный момент.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен
\\\Слайд (заставка)
Учитель: Друзья! Прекрасен наш союз…
\\\ Слайд
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКОВОГО ФАЙЛА
«Отцы пустынники и жены непорочны…»
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
\\\ Слайд
Вам знакомы эти строки? Вы их слышали раньше?
Нет.
Вы знаете я тоже когда-то открыл их для себя впервые. Может быть вы подскажете когда оно написано? А кто его автор?
В 19 веке
Конечно – это А.С.Пушкин. \\\ Слайд
Вы являетесь учениками гимназии им.А.С.Пушкина, поэтому для вас это имя много значит.
Вы правы. Сегодня мы окунемся в мир духовной поэзии и обсудим стихотворение А.С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…»
Нам предстоит исследовать Нравственно-философскую проблематику этого стихотворения \\\ Слайд
Поскольку наш урок носит исследовательский характер, я хочу предложить вашему вниманию Гипотезу (предположение):
В зрелые годы творчества Пушкин приходит к мысли о необходимости покаяния \\\ Слайд
Давайте попытаемся почувствовать слово Пушкина. Что для этого нам нужно?
Обратиться к тексту.
Верно. А как называется строка в стихотворении?
Стих.
Давайте обратимся к первому стиху.
Отцы пустынники и жены непорочны,
\\\ Слайд
Как вы считаете, что означают эти строки?
Пустынники – монахи, люди, ведущие праведный образ жизни.
Жены непорочны – это монахини.
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
\\\ Слайд
Что подразумевал автор под словами области заочны?
Обращение к богу. Восприятие духовной среды.
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв \\\ Слайд
Что именно укреплять?
Сердце, душу.
Что вы можете сказать по поводу бурь и битв?
О каких бурях и битвах идёт речь?
Это трудности, страдания, посылаемые судьбой.
Сложили множество божественных молитв;
\\\ Слайд
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста.
Что вы можете рассказать о Великом посте? Как вы считаете, в чём его назначение?
Великий пост – это сорокодневный пост, который начинается после Масленицы и продолжается до Святой Пасхи - Светлого Христово воскресения.
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой
\\\ Слайд
Кого А.С.Пушкин подразумевает падшим?
Грешника; себя.
Владыко дней моих! дух праздности унылой
\\\ Слайд
Кто является владыкой дней поэта?
Господь.
Любоначалия, змеи сокрытой сей
\\\ Слайд
Раскройте смысл слова любоначалия?
Любоначалие – это любовь к власти.
И празднословия не дай душе моей.
\\\ Слайд
Как вы понимаете значение слова празднословия?
Грех празднословия заключается в пустом, бездуховном пользовании Божественным даром слова. Сюда же относятся сплетни, пересказ слухов.
Часто люди проводят время в пустых, бесполезных разговорах, содержание которых тут же забывается, вместо того, чтобы поговорить о вере с тем, кто ищет Бога, посетить больного, помочь одинокому, помолиться, поговорить с детьми, внуками, наставить их словом, личным примером на духовный путь.
В молитве св. Ефрема Сирина(родился в начале 4века) говорится: «…Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».
Учитесь бережному, целомудренному обращению с бесценными дарами слова и разума, ибо они роднят нас с Самим Божественным Логосом, Воплощенным Словом - с Господом нашим Иисусом Христом.
Безделье, разгульный образ жизни.
Пушкин соединяет воедино два различных греха (праздность
и уныние), - для него они одинаковы, потому что праздность и уныние -
одно, и это не противоречит святоотеческому пониманию греха.
При названии другого греха - «любоначалия» - Пушкин не удержался
от своего дополнения: «змеи сокрытой сей». Тайный грех, скрытый
внутри, признавался поэтом самым страшным. Тема любоначалия,
властолюбия, преклонения перед властями является для Пушкина
сквозной в его стихах, особенно в стихах последнего периода.
А что такое празднословие? Чем оно отличается от праздности? Празднословие – это осуждение, пустая, глупая болтовня.
Зреть – понять прегрешение.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья
\\\ Слайд
О каком брате идет речь?
Брат - ближний. В православии все люди – братья и сестры.
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
\\\ Слайд
Почему просит оживить? Почему оживи?
Видимо поэт пришёл к выводу, что ранее он вёл неправедный, грешный образ жизни и просит господа вразумить его, направить на путь истинный.
Это четверостишие - это полная перестановка
слов молитвы. Для поэта важна именно такая логика: сначала говорится
о чистоте сердца, когда можно очень ясно видеть свои прегрешения,
а затем уже идет и перечисление добродетелей, называемых
им в таком порядке: дух смирения, терпения, любви и целомудрия.
Целомудрие он ставит в самом конце, выстраивая свою «лестницу»
добродетелей: от смирения и терпения к любви и целомудрию. Целомудрие
здесь как цельная мудрость, как высшая ступень в сознании
христианина.

А не подскажете ли вы на что похоже это стихотворение?
На молитву.
Вы абсолютно правы. В 5 веке преподобный Ефрем Сирин читал молитву. Вот ее канонический текст
\\\ Слайд
Похожа ли эта молитва на стихотворение А.С. Пушкина
Да.
Давайте сравним стих Пушкина с молитвой.
Работа в группах.
Ученики делятся на 4 группы.
1 группа получает задание- Как вы думаете почему последняя просьба к богу у Пушкина и Ефрема Сирина различны?
2 группа - почему Пушкин не упоминает в стихотворении последнюю строку? Яко благословен еси во веки веков, аминь.
3 группа - для чего Пушкин использует слова: владыко , зреть, возлетать?
4 группа – почему Пушкин обратился именно к этой молитве?
Предполагаемые ответы…
Давайте обратимся к натюрморту неизвестного художника .
\\\ Слайд
Что такое натюрморт?
Ответ: изображение мертвой природы. Что изображено на данной картине ? – бокалы с вином, персики и свирель - символ праздной жизни .
Песочные часы – символ времени . книги – символ целомудрия, науки.
Череп - символ смерти.
Как мы можем понять смысл этой картины? ОТВЕТ – она указывает нам на то, что мы можем вести различный образ жизни, но при этом конец у всех один - смерть. Мы сами должны выбирать, по какому пути нам идти. Гипотеза – в последние годы жизни Пушкин часто обращался к духовной лирике.
\\\ Слайд
Вывод: Для чего же мы с вами анализируем, сочувствуем, переживаем? В наш век компьютеров, мобильных телефонов? Зачем все это?
Учащиеся отвечают…
\\\ Слайд
Я согласен с вами. У нас есть душа и она требует духовной пищи. Перед вами долгий путь. Но каким он будет решать вам! И только вам! Урок окончен! До свидания!

Категория: Литература. Внеклассные мероприятия | Добавил: nfnmzyf
Просмотров: 1872 | Загрузок: 500 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]