Урок проводится в 9 классе. Тема: ««Стихотворение А.С.Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…» как образец духовной лирики 19века» Цель: исследование духовной лирики Пушкина на примере стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны…»
Цель (для учителя): организовать аналитическую деятельность обучающихся
по исследованию духовной лирики Пушкина на примере стихотворения «Отцы
пустынники и жены непорочны…». Цель (для учащихся): развитие навыков работы в группе, подтверждение или опровержение гипотезы.
Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран,
МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН), карточки с заданиями для работы в группах. Ход урока I. Организационный момент. Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен \\\Слайд (заставка) Учитель: Друзья! Прекрасен наш союз… \\\ Слайд ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКОВОГО ФАЙЛА «Отцы пустынники и жены непорочны…» Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи. \\\ Слайд Вам знакомы эти строки? Вы их слышали раньше? Нет. Вы знаете я тоже когда-то открыл их для себя впервые. Может быть вы подскажете когда оно написано? А кто его автор? В 19 веке Конечно – это А.С.Пушкин. \\\ Слайд Вы являетесь учениками гимназии им.А.С.Пушкина, поэтому для вас это имя много значит. Вы правы. Сегодня мы окунемся в мир духовной поэзии и обсудим стихотворение А.С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…» Нам предстоит исследовать Нравственно-философскую проблематику этого стихотворения \\\ Слайд Поскольку наш урок носит исследовательский характер, я хочу предложить вашему вниманию Гипотезу (предположение): В зрелые годы творчества Пушкин приходит к мысли о необходимости покаяния \\\ Слайд Давайте попытаемся почувствовать слово Пушкина. Что для этого нам нужно? Обратиться к тексту. Верно. А как называется строка в стихотворении? Стих. Давайте обратимся к первому стиху. Отцы пустынники и жены непорочны, \\\ Слайд Как вы считаете, что означают эти строки? Пустынники – монахи, люди, ведущие праведный образ жизни. Жены непорочны – это монахини. Чтоб сердцем возлетать во области заочны, \\\ Слайд Что подразумевал автор под словами области заочны? Обращение к богу. Восприятие духовной среды. Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв \\\ Слайд Что именно укреплять? Сердце, душу. Что вы можете сказать по поводу бурь и битв? О каких бурях и битвах идёт речь? Это трудности, страдания, посылаемые судьбой. Сложили множество божественных молитв; \\\ Слайд Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста. Что вы можете рассказать о Великом посте? Как вы считаете, в чём его назначение?
Великий пост – это сорокодневный пост, который начинается после
Масленицы и продолжается до Святой Пасхи - Светлого Христово
воскресения. Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой \\\ Слайд Кого А.С.Пушкин подразумевает падшим? Грешника; себя. Владыко дней моих! дух праздности унылой \\\ Слайд Кто является владыкой дней поэта? Господь. Любоначалия, змеи сокрытой сей \\\ Слайд Раскройте смысл слова любоначалия? Любоначалие – это любовь к власти. И празднословия не дай душе моей. \\\ Слайд Как вы понимаете значение слова празднословия?
Грех празднословия заключается в пустом, бездуховном пользовании
Божественным даром слова. Сюда же относятся сплетни, пересказ слухов.
Часто люди проводят время в пустых, бесполезных разговорах, содержание
которых тут же забывается, вместо того, чтобы поговорить о вере с тем,
кто ищет Бога, посетить больного, помочь одинокому, помолиться,
поговорить с детьми, внуками, наставить их словом, личным примером на
духовный путь. В молитве св. Ефрема Сирина(родился в начале 4века)
говорится: «…Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не
даждь ми». Учитесь бережному, целомудренному обращению с бесценными
дарами слова и разума, ибо они роднят нас с Самим Божественным Логосом,
Воплощенным Словом - с Господом нашим Иисусом Христом. Безделье, разгульный образ жизни. Пушкин соединяет воедино два различных греха (праздность и уныние), - для него они одинаковы, потому что праздность и уныние - одно, и это не противоречит святоотеческому пониманию греха. При названии другого греха - «любоначалия» - Пушкин не удержался от своего дополнения: «змеи сокрытой сей». Тайный грех, скрытый внутри, признавался поэтом самым страшным. Тема любоначалия, властолюбия, преклонения перед властями является для Пушкина сквозной в его стихах, особенно в стихах последнего периода. А что такое празднословие? Чем оно отличается от праздности? Празднословие – это осуждение, пустая, глупая болтовня. Зреть – понять прегрешение. Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья \\\ Слайд О каком брате идет речь? Брат - ближний. В православии все люди – братья и сестры. И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи. \\\ Слайд Почему просит оживить? Почему оживи?
Видимо поэт пришёл к выводу, что ранее он вёл неправедный, грешный
образ жизни и просит господа вразумить его, направить на путь истинный. Это четверостишие - это полная перестановка слов молитвы. Для поэта важна именно такая логика: сначала говорится о чистоте сердца, когда можно очень ясно видеть свои прегрешения, а затем уже идет и перечисление добродетелей, называемых им в таком порядке: дух смирения, терпения, любви и целомудрия. Целомудрие он ставит в самом конце, выстраивая свою «лестницу» добродетелей: от смирения и терпения к любви и целомудрию. Целомудрие здесь как цельная мудрость, как высшая ступень в сознании христианина. А не подскажете ли вы на что похоже это стихотворение? На молитву. Вы абсолютно правы. В 5 веке преподобный Ефрем Сирин читал молитву. Вот ее канонический текст \\\ Слайд Похожа ли эта молитва на стихотворение А.С. Пушкина Да. Давайте сравним стих Пушкина с молитвой. Работа в группах. Ученики делятся на 4 группы. 1 группа получает задание- Как вы думаете почему последняя просьба к богу у Пушкина и Ефрема Сирина различны? 2 группа - почему Пушкин не упоминает в стихотворении последнюю строку? Яко благословен еси во веки веков, аминь. 3 группа - для чего Пушкин использует слова: владыко , зреть, возлетать? 4 группа – почему Пушкин обратился именно к этой молитве? Предполагаемые ответы… Давайте обратимся к натюрморту неизвестного художника . \\\ Слайд Что такое натюрморт?
Ответ: изображение мертвой природы. Что изображено на данной картине ? –
бокалы с вином, персики и свирель - символ праздной жизни . Песочные часы – символ времени . книги – символ целомудрия, науки. Череп - символ смерти.
Как мы можем понять смысл этой картины? ОТВЕТ – она указывает нам на
то, что мы можем вести различный образ жизни, но при этом конец у всех
один - смерть. Мы сами должны выбирать, по какому пути нам идти.
Гипотеза – в последние годы жизни Пушкин часто обращался к духовной
лирике. \\\ Слайд Вывод: Для чего же мы с вами анализируем, сочувствуем, переживаем? В наш век компьютеров, мобильных телефонов? Зачем все это? Учащиеся отвечают… \\\ Слайд
Я согласен с вами. У нас есть душа и она требует духовной пищи. Перед
вами долгий путь. Но каким он будет решать вам! И только вам! Урок
окончен! До свидания! |