Энговатова Елена Александровна, учитель начальных классов
ТОГБОУ Жердевская общеобразовательная школа – интерна среднего
(полного) общего образования.
Урок изобразительного искусства
1 класс
УМК «Школа России»
Тема: «Золотые узоры»
Тип урока:
изучение нового материала
Цель:
- познакомить обучающихся с
традиционными народными промыслами России;
Задачи:
1.
познакомить с
элементами росписи (хохлома)
2.
формировать представление о приёмах стилизации природных форм
бытовых вещах;
3.
закреплять навыки
кистевой росписи по мотивам хохломских узоров;
4.
развивать
вариативность мышления.
Оборудование: альбом, гуашь, кисти, линейка, карандаш, ножницы.
Ход
урока
1 Вводная часть.
1. Организационный
момент.
2. Проверка
рабочего места.
2 Содержание урока
1. Сообщение темы.
Учитель:
1 слайд
Мир волшебной Хохломы
Удивляя.
Проростая.
Как- то празднично жива
Молодая.
Непростая.
Чёрно – красная трава.
Литья рдеют.
Не редея
От дыхания зимы:
Входим в царство Берендея –
В мир волшебной Хохломы.
2
слайд
Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомиться с элементами хохломской росписи: нам предстоит
расписать разделочную доску украшенной в стиле Хохломы. С основными
элементами мы с вами уже познакомились
на предыдущем уроке.
2. Беседа по теме урока.
3 слайд
Учитель: Итак,
«золотая хохлома» - очень известный промысел.
Роспись деревянной
посуды появилась на Руси давно — в XVI в. Очень
давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду
росписью. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг
большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Выпускали
ее в больших количествах, сотнями, тысячами штук, так как дерево быстро
изнашивалось, а в быту посуда необходима.
Деревянную посуду из липы грунтовали глиной, потом натирали серебряным порошком. Смахивали
последние пылинки и по блестящей
поверхности делали роспись. Узор покрывали олифой (варёное льняное
масло) и ставили в горячую печь -
так появился золотой цвет. (Просмотр
мультфильма о изготовлении Хохломы
http://www.slav-seti.ru/?p=3400)
4 - 6 слайд
Для изделий Хохломы характерно сочетание
красного и чёрного цвета с золотистым.
Главный мотив хохломской росписи – травка (узор из тонких стеблей,
цветов, и ягод). Кроме растительных
узоров, мастера любят изображать рыб, птиц и особенно – петухов. Ими украшают
посуду, панно, детскую мебель.
7 - 8
слайд
Элементы орнамента выполнены в ритмической
последовательности.
Иногда можно увидеть листья на чёрном
или красном фоне. Этот приём называется - «под фон». А красный и чёрный рисунок
на золотом фоне –
«верховая роспись». Хохлома
всегда наполнена каким – то радостным светом, по – праздничному красочна.
3. Построение рисунка разделочной доски.
Обведение трафарета доски, розданный
по рядам, одного размера.
4 Роспись доски.
9 – 11 слайд
Учитель:
- Определим цветовое решение:
-
на золотом фоне - рисунок черной,
красной краской или на чёрном фоне – красной и золотой.
- Каким цветом можно заменить «золотой»?
- Так как мы учимся, поэтому в отличие от
хохломских художников, сделаем лёгкий карандашный рисунок узора доски,
распределив элементы росписи.
Способы росписи: трава,
горошинки – ягодки (с помощью тычка), капельки, усики, завитки и т д.
Итак, повторяем последовательность выполнения
работы:
- обвести по трафарету доску;
- расписать по мотивам хохломских узоров;
- вырезание доски.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ при работе с
ножницами
Ножницы — острый инструмент.
- Не держи ножницы концами вверх.
- Не оставляй ножницы в открытом виде.
- Передавай ножницы в закрытом виде кольцами в сторону товарища.
- При работе следи за пальцами левой руки.
- Без разрешения учителя не бери инструменты.
5. Практическая часть.
Выполнение рисунка по намеченному плану. Работа
выполняется под музыкальное сопровождение « Грустная
минутка» композитор Н.Кузнецов. РИА п\у А.Цадиковского
Повторение
росписи по образцам.
6. Итог урока
1. Выставка и
обсуждение работ.
- Сегодня на уроке вы
попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая доску. И я думаю, что эта
роль вам понравилась, потому что рисунки у вас получились очень яркие, красивые.
2.Рефлексия.
- Чему вы научились что
нового вы узнали?
8. Уборка рабочего места.
Интернет – ресурс
1. http://avtor-makhmutova.spb.ru/reading-place/list-on-a-tree/21-hohloma/49-history-of-hohloma.html
2. http://www/slav-seti/ru/?=3400- мультфильм
|