Тема урока: Пейзаж в технике пуантилизма. Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Цель урока: расширить представления учащихся о техниках выполнения пейзажа на примере творчества художников-пуантилистов. Задачи урока: Образовательные: познакомить учащихся с художественным направлением в живописи пуантилизм, его представителями, особенностью техники выполнения пейзажа в технике пуантилизма. Развивающие: развить умение смешивать цвета не на палитре, а сразу на рисунке, используя чистые цвета. Воспитательные: формировать учебную деятельность через познавательный интерес, воспитание эстетических чувств к окружающей природе и бережного отношения к ней Ход урока: 1 урок 1 этап урока - организационный Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. 2 этап урока - мотивационный Ребята, посмотрите внимательно на оформление класса, как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Ответы учащихся Молодцы, правильно. Знаменитый наш соотечественник, художник-пейзажист Фёдор Васильев, однажды сказал: что без любви к природе невозможно полное счастье, и долг пейзажиста - помочь людям обрести это счастье, обогатить и возвысить его. Вот и сегодня мы с вами попробуем стать немного счастливее, потому что соприкоснёмся с природой, обогащая наши знания об искусстве, о пейзаже. Итак, внимательно посмотрите на два изображения: И. Шишкин «Лесные дали», Жорж Сёра «Преграда» (слайд 2), а вот перед вами ещё одна картина Огюста Ренуара «Весенний пейзаж» (слайд 3) - Что вы можете рассказать об этих изображениях? Ответы учащихся - Это пейзажи, но что их отличает? Ответы учащихся Да, они выполнены совсем по-другому, в другой технике и сегодня на уроке мы с ней познакомимся. Эту технику использовали в конце 19 века, некоторые художники во Франции и направление это в искусстве имеет своё название, давайте попробуем разгадать его с помощью ребуса. (слайд 4) Ответы учащихся Ну а теперь, легко догадаться, как будет звучать тема нашего урока. Уч-ся формулируют тему урока. Тема урока: Пейзаж в технике пуантилизма (слайд 5) Запись в тетрадь по искусству Сегодня на уроке мы постараемся выполнить рисунки именно с помощью этой техники. - Скажите, а как вы думаете, можем ли мы сразу, приступить к его выполнению? Почему нет? Ответы учащихся Правильно, вначале нужно узнать особенности этого направления, увидеть произведения художников писавших пейзажи в этой удивительной технике. 3 этап урока – учебная цель А теперь, давайте попробуем вместе сформулировать цель нашего урока. Ответы учащихся, обобщение. Расширить представления о техниках выполнения пейзажа на примере творчества художников-пуантилистов (слайд 6 – цель урока) - А можно ли нарисовать пейзаж без воображения, без чувства любви к природе? Конечно, нет, при работе над пейзажем обязательно нужно проявить свою фантазию, передать красоту природы. - Ребята, а вы слышали когда-нибудь слово «пуанты», а кто знает, что это такое? Я не случайно задала этот вопрос, дело в том, что, именно это слово связывают с направлением пуантилизма. Хотите узнать почему? 4 этап урока – учебная задача Двое учащихся получают задание, выйти в Интернет и найти значение слов «пуанты», «пуантилизм» и выписать в тетрадь. 5 этап урока - актуализация опорных знаний Тест (индивидуальная работа) Ну, а пока ребята находят нужную информацию, мы повторим с помощью тестов материал прошлых уроков. 1) Выдача опросно-оценочных листов. Объяснение их заполнения. 2) Тест по теме «Виды и жанры изобразительного искусства» (слайд 7-15) 3) Самопроверка (слайд 16) Первая оценка: 8 ответов –«5», 7-6 ответов –«4», 5-4-«3», менее 3 – «2» Итак, давайте узнаем, что означают слова «пуанты» и «пуантилизм». Ответы учащихся Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка) — направление в живописи, возникшее во Франции, в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта. Пуанты - балетные туфли. Физкультминутка для глаз Хорошо, а сейчас вы можете ответить на мой поставленный вопрос? Почему пуанты связывают с направлением пуантилизма. Затрудняетесь? Давайте, посмотрим небольшой слайд-фильм о пуантилизме. По ходу просмотра будьте внимательны, по окончании фильма вы должны будете в группе составить кластер ключевым словом которого, будет пуантилизм, а затем защитить его. Просмотр фильма, составление кластера (работа в группах) Защита кластера Взаимооценка за работу над кластером Вторая оценка (до 5 баллов) Итоговые вопросы (фронтальный опрос – закрепление полученных знаний) 1. Кто является основателем пуантилизма? Жорж-Пьер Сёра (французский художник) 2. В каком году появилось это направление? 1885г 3. В чем его особенности? Чтоб создать картину, требуется нанести множество точек - мазков основными цветами краски. 4. Почему связывают слова «пуанты» и «пуантилизм»? Потому что название техники произошло от французского слова pointel - писать точками, а пуанты балерин оставляют следы в виде точек Слайд 17, 18 – пример кластера, закрепление ответы на вопросы Давайте запишем в тетради по искусству, когда и где возникло это направление и имя его автора. 2 урок 6 этап урока - учебное действие Сегодня, на втором уроке по теме «Пейзаж в технике пуантилизма», вам предстоит выполнить пейзаж, особенностью которого станет техника его выполнения – с помощью точечных мазков нанося их сразу (без смешивания на палитре). Определим порядок работы над пейзажем. Выбор темы пейзажа с помощью карточек (темы: «Золотая осень», «Зимний день», «Весна пришла», «Летняя сказка», « Парусник и море») Ответы учеников: 1) организовать рабочее место; 2) распределить свои роли; 3) определить вид композиции (замкнутая, разомкнутая); 4) определить линию горизонта (высокая, низкая); 5) определить планы (верхний, средний, нижний); 6) относительно линии горизонта определить место основных элементов композиции в верхней части (небо, облака, солнце, тучи, птицы и т.п.) и выполнить их акварелью не смешивая краски; 7) заполнить деталями верхний план поверхности, соблюдая правила линейной и воздушной перспектив; 8) заполнить средний план; 9) заполнить нижний план. Напоминание сочетаний цветов (слайд 19-22) Ну, а теперь, давайте приступим к работе. Выполнять пейзаж вы будете парами. Практическая работа Во время практической работы для фона звучат музыкальные произведения, учитель делает целевые обходы, контролируя организацию рабочего места, правильность выполнения приемов работы, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения, контролирует объем и качество выполненной работы. 7 этап урока - контроль (самоконтроль) Каждый из вас видит природу по – своему, каждый изобразил излюбленный мотив, подобрал цветовой строй пейзажа наиболее близкий по своему настроению. Работы получились разнообразными, каждый выразил в пейзаже свое видение природы. Старались передать линейную и воздушную перспективу, при этом пользуясь техникой точечного мазка, используемого художниками-пуантилистами. Посчитайте количество баллов в опросно-оценочных листах, набранных вами за первые два задания урока, обратите внимание, что у вас есть ещё одно задание, которое вам предстоит сделать. 8 этап урока – рефлексия Итак, прежде чем мы проведём экспресс-выставку ваших работ, давайте попробуем выразить впечатления о рисунках в стихах. А для этого вспомним приём хокку (слайды - 23,24). Экспресс-выставка пейзажей Третья оценка за пейзаж и его представление (до 5 баллов) Экспресс-выставка лучших пейзажей. Итак, наш урок подошёл к концу. Как вы думаете, сможете ли вы применить всё, чему сегодня научились в будущем? Ответы учащихся Спасибо.