Четверг, 02.05.2024, 08:19
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы худож, здоровьесбер, эстет. направления » Музыка

Изображение Отечественной войны 1812 года в произведениях искусства.
[ · Скачать удаленно (39,99 Mb) ]
20.09.2012, 23:58
"Изображение Отечественной войны 1812 года в произведениях искусства".
Урок-презентация нового материала с использованием ИКТ. Сформировать у учащихся представление об историческом значении битвы при Бородино и её отражении в произведениях искусства. Обучающие: - актуализировать знания учащихся о важном историческом событии – Бородинской битве; познакомить с творчеством композиторов и художников, посвятивших свои произведения данному событию;  учить подбирать материал по теме с использова- нием ИКТ и представлять его в виде презентаций; - формировать надпредметные умения (умение работать с информацией: отбирать, анализировать, систематизировать, сжимать, кодировать и др.);  стимулировать к использованию материала по данной теме в других областях познавательной деятельности. Развивающие:  развивать навыки самостоятельной работы;  развивать память, воображение, познаватель- ный интерес;  расширять словарный запас. Воспитывающие: Воспитывать чувство патриотизма, интерес к отечественной культуре и истории.  научатся анализировать исторические события;  сформируется познавательный интерес, способность рассуждать, выделять главное;  в ходе урока воспитывается чуткое отношение к музыке и «звучащему» пространству,  приобретается навык сбора информации, систематизации, обработки собранного материла;  развивается память; расширяется словарный запас ПК, мультимедиапроектор, экран, репродукции картин, рисунки детей. Подробный конспект урока В российской военной и народной традиции Бородинское сражение осталось как символ стойкости и героизма в защите Родины. Оценка эта не менялась за все двести лет. Вот почему мы вновь и вновь обращаемся к этому историческому событию, и в преддверии юбилея вспоминаем подробности той битвы. 1. Вступительная беседа. Слайд 3 2012 год объявлен в России годом истории Тема нашего урока «Отечественная война 1812 года в произведениях искусства, её значение в истории России». - Искусство многогранно. Что включает оно в себя? (живопись, музыку, литературу как искусство слова…). - Ребята, что вам известно об Отечественной войне 1812 года? Откуда вы черпали информацию об этом значимом историческом событии в летописи нашей страны? - Какое значение в ходе военной кампании имело сражение под Бородино? (ответы учащихся…….). Слайд 4 Сообщение ученика. БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1812года - решающая битва между французской армией Наполеона I (135 тыс. при 587 пушках) и русской под командованием М. И. Кутузова (около 120 тыс. при 640 пушках), которое произошло 25 августа в районе с. Бородино (110 км к западу от Москвы). Слайд 5 На рассвете 25 августа Наполеон двинул войска в атаку. Сражение отличалось чрезвычайным ожесточением и кровопролитием. "Из всех моих сражений, самое ужасное то, которое я дал под Москвой”, — писал позже Наполеон. Ценой огромных потерь французы потеснили русские войска, но решающего успеха не получили. Потери: у русских — 44 тыс., у французов — 58 тыс., т. е. более 40% всего личного состава. В ночь с 25 на 26 августа Кутузов, понимая, что время для перехода в контрнаступление еще не настало, приказал войскам отступить. Москва была отдана без боя. В течение всего боя Кутузов являлся в полном смысле слова мозгом русской армии. Вывод: в российской военной и народной традиции Бородинское сражение осталось как символ стойкости и героизма в защите Родины. Оценка эта не менялась за все двести лет. Вот почему мы вновь и вновь обращаемся к этому историческому событию, и в преддверии юбилея вспоминаем подробности той битвы. А помогут нам в этом и музыка, и живопись, и литература, и киноискусство. Слайды 6 – 10 Сообщение ученика. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве. События Отечественной войны 1812 года нашли широкое отражение в изобразительном искусстве ХIХ–ХХ вв. Слайд 11 Инициатива создания громадного полотна, длиной 115 и шириной 15 метров, посвященного событиям Бородинской битвы, родилась в атмосфере активной подготовки всей русской общественности к празднованию 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года. Франц Алексеевич Рубо (1856 – 1928) – русский художник панорамист, баталист, автор полотен «Оборона Севастополя», «Бородинская битва». Использование ИОР «Бородинская панорама» (интерактивная панорама, модуль, разработанный Федеральным центром информационно-образовательных ресурсов). Слайд 12 Среди многочисленных музеев Москвы панорама «Бородинская битва» занимает особое место. Творение Ф.Рубо явилось блестящим образцом монументальной военно – исторической живописи начала ХХ века, вобравшей в себя лучшие традиции батальной живописи ХIХ в., посвященной одному из ключевых моментов российской истории. - Ребята, какие произведения посвящены этому сражению в литературе? (Ответы учеников). Слайд 13 Сообщение ученицы. Бородинское сражение и его герои в литературе. Лучший поэтический памятник Бородинскому сражению - стихотворение М. Ю. Лермонтова, которое он коротко и выразительно назвал "Бородино". Это стихотворение было написано в связи с 25-летием Отечественной войны 1812 года, впервые напечатано в пушкинском журнале "Современник" уже после смерти А. С. Пушкина, в этом стихотворении чувствуется огромная любовь по¬эта к Родине, к ее истинному защитнику - русскому народу. Чтение стихотворения наизусть несколькими учащимися. Слайд 14 Рассказ учителя. И, конечно же, нельзя не упомянуть роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, в котором он описывает подробно не только батальные сцены, но и мир переживаний своих героев, главными из которых являются князь Андрей Болконский и Наташа Ростова. Слайды 15 – 16 Бородинское сражение и его герои в музыке. (Портрет Сергея Прокофьева с обложки журнала Time, ноябрь 1945 года). Опера в тринадцати картинах с хоровым прологом; либретто С. С. Прокофьева и М. А. Мендельсон - Прокофьевой по одноимённому роману Л. Н. Толстого. Первая постановка: Ленинград, Малый оперный театр, 12 июня 1946 года. Действие происходит в России с 1809 по 1812 год. Эпиграф, в котором использованы подлинные слова Л. Толстого и Д. Давыдова, вводит в атмосферу Отечественной войны 1812 года, когда «дубина народной войны поднялась со всей своею грозной и величественной силой» и разбила нашествие «двунадесяти языков Европы», изгнав оккупантов с Русской земли. Сообщение ученика. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. Опера создавалась на протяжении двенадцати лет. Ее первоначальный план возник весной 1941 года. Охваченный патриотическим порывом, композитор совместно с либреттистом М. А. Мендельсон-Прокофьевой создал в течение нескольких месяцев большую часть произведения. В последующие годы оно расширялось, дополнялось новыми картинами и эпизодами, редактировалось. К 1943 году опера была в основном закончена и впервые показана в концертном исполнении в Москве 16 октября 1945 года. Опера Прокофьева «Война и мир» — выдающееся произведение современного музыкального театра. Глубина и размах замысла, монументальные масштабы придали этому произведению необычные черты. Правдивое раскрытие душевной драмы героев сочетается здесь с показом широких картин быта, исторических событий, сыгравших огромную роль в жизни русского народа; лирическое начало, углубленный психологизм переплетаются с величавой эпичностью. Своеобразно построение оперы: ее первые семь картин посвящены личным взаимоотношениям основных героев, последние шесть раскрывают преимущественно тему народной борьбы. Стремительное развитие действия, быстрая, динамичная смена контрастных эпизодов подчеркивают драматизм музыки. Слушание музыки. Рассказ учителя. - Мы прослушаем с вами два фрагмента из оперы: Вальс Наташи Ростовой и Арию Кутузова. Подумайте и скажите, какой из них олицетворяет «образ мира», а какой «образ войны»? (Ответы учащихся). - Почему вы так думаете? (Ответы учащихся). - Вы совершенно правы. Вальс Наташи Ростовой - «образ мира», Ария Кутузова - «образ войны». - Как отражено Бородинское сражение в киноискусстве? Давайте послушаем сообщение. Слайд 17 «Гусарская баллада». Режиссер: Эльдар Рязанов Авторы сценария: Александр Гладков; Эльдар Рязанов (участие) В ролях: Лариса Голубкина, Юрий Яковлев, Игорь Ильинский, Николай Крючков, Татьяна Шмыга, Юрий Белов Композитоp: Тихон Хренников. Лето 1812 года. В поместье отставного майора Азарова приезжает гусарский поручик Дмитрий Ржевский. Он заочно помолвлен с племянницей майора и не очень рад будущей встрече с жеманной модницей. Но Шурочка - воспитанница двух старых вояк - отлично держится в седле, умеет фехтовать и стреляет без промаха... Прообраз Шурочки - девица-кавалерист Отечественной войны Надежда Дурова.. - Ребята, как вы думаете, в основе сюжета фильма вымысел или реальные события? (Ответы учащихся). Давайте послушаем сообщение. Слайд 18. Сообщение ученика. Надежда Андреевна Дурова (1783-1866) - человек героической биографии, первая женщина-офицер. Жизнь ее воспроизведена в ряде произведений русской дореволюционной и советской литературы. Н. Дурова была талантливой писательницей, творчество которой высоко ценил А.С. Пушкин, В.Г. Белинский. Надежда Андреевна Дурова (известна также под именем Александра Андреевича Александрова; 17 сентября 1783 — 21 марта (2 апреля) 1866) — первая в русской армии женщина-офицер (известна как кавалерист-девица) и писатель. Слайд 19. Военные оркестры. Сообщение уч-ся. О значении военного оркестра в бою и в мирной жизни армии высказывались многие великие полководцы. Суворов писал: «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была – самая громкая. С распущенными знаменами и громогласной музыкой я взял Измаил». С явно минорной нотой ему вторил Наполеон Бонапарт, утверждавший, что Великую армию погубили прежде всего два врага – русские морозы и русская военная музыка. Мол, его солдат и офицеров оторопь брала, когда русские шли в атаку под громкую до одури песню. Сдается, несколько кривил душой по поводу оценки собственного краха в кампании 1812 года. Но ведь музыку отметил, а не вкус русского сена, от которого – почему бы нет? – портилось настроение французских драгунских коней. И не русские бани «по-черному», в которых до костей промерзшие солдаты маршалов Нея и Даву даже не пытались согреться и отпариться. Потому что не умели. Музыканты отличались обшитым белой с голубой полоской посередине (в гвардии – желтой с красной полоской) тесьмой по швам и рукавам мундиром и (гренадерских полках и в гренадерских ротах пехотных и егерских полков) красным султаном. Музыканты унтер-офицерского звания кроме того имели все положенные унтер-офицерам отличия. Работа с модулями ЭОР «Виды оркестров». Слайд 20. Какую старинную солдатскую песню мы вспоминаем, глядя на униформу военных музыкантов? (Ответы учащихся). - Правильно, «Солдатушки, бравы ребятушки». Давайте исполним её все вместе. - С каким чувством мы будем исполнять её, понимая, какой ценой досталась победа в сражении русской армии? Весело или грустно, а может быть, и то, и другое. Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся). Исполнение песни хором. Составление синквейна. Синквейн – это французский стихотворный жанр, не требующий рифмы, его смысл укладывается в пяти строках. Одно существительное – сражение Два прилагательных – русские и французские Три глагола – нападают, погибают, защищают Одно существительное - память Слайд 21. Итоговые вопросы: - Какие мысли и чувства вызвал у вас этот урок? Почему? - Узнали ли вы что-то новое из предоставленной на уроке информации? - Как вы думаете, где вам могут понадобиться знания, полученные в ходе сегодняшнего занятия? - Появилось ли у вас желание узнать что-либо ещё об истории нашей страны средствами искусства? Что именно? Распределяется по 3 группам: 1. Найти в Интернете, других источниках произведения об Отечественной войне (музыка, литература, изобразительное искусство, кино), познакомить нас с ними. 2. Составить кроссворд «Отечественная война 1812 года». 3. Нарисовать рисунок на данную тему. Информационно – образовательные ресурсы (ОМС – образовательные модульные системы) разработаны Федеральным центром информационно – образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/, для использования необходимо установить проигрыватель ресурсов версии 1.0 (8216 Кб) для ОС Windows. В помощь учителю http://fcior.edu.ru/ http://www.varvar.ru/arhiv/slovo/borodinskoe_srajenie.htm http://battle.oruzie.su/eto-interesno/117-borodino?start=8 http://borodinbattl.amoti.ru/kartiny_o_bitve http://www.roadplanet.ru/home/reports/1092/ http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=91703 http://www.liveinternet.ru/users/orhideya6868/post183563256/ http://pokrovka.narod.ru/Sources/Ref/P3/SightUrokRubo/Rubo.htm Использованная литература Учебник История России Х1Х в. под ред. А. Н. Боханова История России Х1Х в. под ред. Косулиной, Данилова. Журнал "Преподавание истории и обществознания”№5/2005 г. Данная тема настолько актуальна и многообразна,, что простым рассказом и демонстрацией карт и рисунков её невозможно донести до сознания учащихся, пользуясь традиционными методами и средствами обучения. Медиаресурсы позволяют сделать это качественно, доходчиво, на значительно более высоком уровне. Данный материал логично продолжить на последующих уроках музыки, ИЗО, истории, искусства, используя соответствующие фрагменты.
Категория: Музыка | Добавил: Svetvetvrn
Просмотров: 2204 | Загрузок: 636 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]