Ход урока:
(звучит музыка, на ее фоне читаются стихи)
Чайковский, Гендель, Шостакович, Глинка...
Собрание сонат, симфоний, арий...
Перебираю старые пластинки
И ставлю на проигрыватель старый.
И – где проблемы атомного мира,
Политики капризы и сюрпризы?
Исчезли вмиг тусовки и кумиры.
Молчит в углу, пристыжен, телевизор.
А я – в святом и вечном. Я в пространстве,
Созвучьями насыщенном – причастной.
Музыкой всех времен переполняюсь,
По всем векам теку звучащей плазмой.
Пусть шик и блеск у новомодных дисков,
Они чужие мне, как иноверцы.
И хоть мои пластинки без изыска,
В них правды больше, памяти и сердца.
Мои друзья, они уже не в моде.
Из юности далекой, из глубинки
Все снова на круги своя выходит.
Одна, опять я слушаю пластинки.
Ольга Альтовская
Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?
(предположения)
Конечно, говорить мы будем вновь о музыке. Но о какой? Кто обратил внимание, какие музыкальные инструменты исполняли музыку, на фоне которой я читала стихотворение.
(варианты ответов)
На самом деле это были арфа и ханг. Арфу вы все знаете, а вот ханг, по вашему мнению, это современный или старинный музыкальный инструмент? Почему вы так решили? Как он выглядит, на ваш взгляд?
Действительно, ханг – молодой инструмент, он был изобретен в 2000 году в результате многолетнего изучения стальной тарелки и многих других резонирующих перкуссионных инструментов со всего света. На немецком языке слово Hang означает "рука".
Есть множество способов извлечения звука из ханга: кончиками пальцев, большими пальцами, основанием кисти. Обычно музыкант располагает ханг на коленях.
Заказать или купить Ханг в музыкальном магазине невозможно. Инструмент не производится массово, стоит более 60 тысяч рублей и чтобы его купить, необходимо написать создателям.
Итак, тема нашего урока – «Роль музыки в будущем человечества». И с одним инструментом, появившемся в 21 веке мы уже познакомились.
Напишем наши предположения на тему «Музыка будущего»:
- Музыку в будущем будут сочинять машины.
|
|
|
- Исполнять музыку в будущем сможет любой человек, для этого необязательно учиться.
|
|
|
- Классика уйдет в забытье.
|
|
|
- Музыка как вид искусства перестанет существовать.
|
|
|
- Человек постоянно нуждается в музыке, это не зависит от времени, в которое он живет
|
|
|
- В будущем появятся инструменты, сочиняющие и исполняющие музыку без вмешательства человека.
|
|
|
Заполните второй столбик таблицы, поставив «В» - если вы согласны с утверждением и «Н» - если не согласны.
Проанализируем ваши ответы, дополнив их аргументами.
(анализ)
Мы не можем утверждать точно, что именно так, а не иначе будет в будущем, но кое-что предположить мы с вами сможем.
Итак, инструмент будущего – это….
Напишите 3 слова, продолжив данное предложение.
Инструмент будущего – это машина, человек, лазер, компьютер….
Естественно, музыка, как любое явление, подчиняется законам мира. И если появляются компьютеры – музыка реагирует и появляется компьютерная музыка. Предлагаю вашему вниманию просмотр видео «новых» музыкальных инструментов.
(видео «Инструменты будущего»)
Какое впечатление произвела на вас эта музыка? Что особенно поразило? Почему? Можно сказать, что это – музыка будущего?
Если предположить, что музыку сочиняет человек 22 века, то о чем она? Предположите, какие темы будут волновать человека будущего?
(предполагаем)
Сегодня я хочу вам рассказать о лондонской рок-группе «Пинк Флойд». Конечно, эта группа не 22 века, и даже не 21. Она появилась в 1965 году. Pink Floyd — английская прогрессив / психоделик / арт рок/-рок-группа. Знаменита своими философскими текстами, акустическими экспериментами, инновациями в оформлении альбомов и грандиозными шоу. Является одной из влиятельных и наиболее успешных групп в рок-музыке .
Прогрессивный рок – обогащение музыки элементами музыки различных стилей, затрагивая темные, иногда жестокие темы.
Психоделический рок – комбинация рока с европейской классикой, создаются продолжительные композиции с продуманными структурами.
Обратим внимание на их самый знаменитый альбом – «Обратная сторона Луны». Предположите, о чем может быть музыка с таким названием?
Обратная сторона́ Луны́ — часть лунной поверхности, которая не видна с Земли.
В этот альбом входят несколько песен, некоторые из них – «Время», «Деньги», «Затмение», «Дыхание». Каждая песня представляет собой предупреждение людям.
Прослушаем одну из песен этого альбома, определите, какая песня прозвучала, запишите в «Двухчастный дневник» - в первую колонку те мысли, которые вы услышали в музыке, а во вторую колонку ваше понимание этих мыслей и ответьте на вопрос – что за предупреждение таится в этой песне?
(слушание)
Анализ записей «Двухчастного дневника»
(перезвон монет, звуки кассового аппарата – богатые считают, что деньги – корень зла, но попробуй попроси у них взаймы!!!)
Мы можем анализировать будущее только тогда, когда оно превращается в настоящее. Именно поэтому хочется обсудить с вами рассказ научного фантаста Нильса Нильсена, который был написан в 1964 году.
Дома вы рассматривали его с точки зрения 6 шляп мышления.
Напомним, о чем говорится в рассказе.
(кратко напомнить содержание)
Никудышный музыкант.
Серебряные мембраны куплетных роботов услаждали слух танцующих заключительными фразами очередной песенки. Толпа, одетая в пестрые пластиковые костюмы самых веселых тонов, медленно кружила по залу. Тысячи пар глаз отсутствующе смотрели в сизый от табачного дыма воздух. Тысячи застывших лиц выражали бездумье высшей марки.
Как только вибратубы смолкли, на просторную сцену телевизионного эстрадного театра выскочил конферансье.
— Дамы и господа! — воскликнул он веселым голосом, а теперь я с огромным удовольствием представляю вам нашу сенсацию, нечто совершенно необычайное — последнего в мире настоящего живого скрипача-виртуоза! Это единственное в своем роде выступление оказалось возможным исключительно благодаря специальному разрешению нашей превосходной Службы ПД. Слава богу, вот уже полтораста лет, с 1991 года, все разновидности так называемого подлинного искусства запрещены в соответствии с законом, который устранил все, что может разбудить мысль и вырвать человека из его естественного счастливого, бездумного состояния!
Публика заметно оживилась. Это в самом деле интересно. Подумать только! Увидеть живьем одного из этих пресловутых музыкантов прошлого!
— Разумеется, все произведения так называемых композиторов — Моцарта, Бетховена и прочих, — давно сожжены. Никто из ныне живущих никогда не слышал этих сонат, симфоний, концертов, этих… опусов. Итак, дамы и господа! Нам, беднягам, представляется последний шанс спастись от тирании вибратуб, сервоголосов, восторг-автоматов и синтетических соловьев! Вольфганг Бюффон!
Под ураганный хохот, свист, гиканье и аплодисменты на сцену вышел последний скрипач-виртуоз. Один вид его чего стоил! Упитанные, превосходно одетые, изысканно бездумные зрители жадно рассматривали худого человека с седой гривой и узким нервным лицом. Вот он робко посмотрел на огромный , неуклюже поклонился и поднес к подбородку матово-черную скрипку из какого-то неизвестного дерева.
Вольфганг Бюффон начал играть. В его струнах звучал рассвет, и утренняя роса, и шелест листвы древнего дуба; они пели про могучий морской простор и сумеречную тишину леса, про вечное беспокойство, снедающее душу человека. Мелодия плыла над публикой на крыльях тонкой красоты и прозрачной гармонии. Ожил гений замечательного композитора, но скрипка пела также об одинокой жизни музыканта, о долгой борьбе его рода за то, чтобы в медовом мире узаконенного бездумья сохранить хотя бы частицу великих творений. Скрипач пытался проникнуть в эти изнеженные души, поведать им о чем-то новом. Наверно, это последняя возможность, и ему стоило таких трудов пробиться к микрофону…
Мощные передатчики СДЦ разнесли призыв его скрипки в самые отдаленные уголки земного шара. Десять миллиардов человек — на Гавайских островах, в Чили, в Греции — везде слушали его, и странная тоска охватывала их душу, тоска по чему-то неведомому, забытому.
Конферансье обливался потом. Неужели промах? Вон как подозрительно на него поглядывают работники Службы ПД… Еще немного, и публика начнет думать! Какой скандал! Ведь вот они, метровыми золотыми буквами на голубом заднике сцены лозунги СПД: “ВЕСЕЛЬЕ! ПОТЕХА! БЕСПЕЧНОСТЬ!” Только мыслящие люди причиняют хлопоты властям, пустые и бездумные — никогда!
А скрипка на эстраде продолжала петь. Над ней, под прицелом телевизионных камер, склонилось худое, озаренное внутренним светом лицо. И во всем мире замолкали восторг-автоматы и синтетические соловьи, из бесчисленных телевизоров и радиоклипсов звучала незнакомая трепетная мелодия..
Казалось, над розовым весельем 2141 года занялся ясный, росистый рассвет. Десять миллиардов смутно ощутили, какой мир погиб, когда утвердился механизированный рай, мир, в котором еще умели плакать и смеяться, любить и отчаиваться. Тогда еще рождались на свет гении и даровали людям невиданные краски, мысли, мелодии. Подумать только — каждый день тогда нес с собой перемены!
Какая же сила была заложена в тех днях, если и теперь, много столетий спустя, в век механизированного довольства, их голос звучит со струн хрупкого инструмента в руках какого-то замухрышки, повелевая онемевшему человеческому сердцу: “Проснись! Смотри: весь мир, до самых далеких галактик — твое достояние! Не позволяй удобства ради услужливым машинам превращать тебя в бензольного раба! Твоя вера еще способна сокрушать горы, твои мысли — лететь быстрее света!”
Вот что говорила скрипка Вольфганга Бюффона, последнего музыканта, жертвам комфортабельной тирании машин в этот странный вечер 2141 года. И так проникновенно звучал зов минувшего, что грядущее всколыхнулось, и тысячи смутных слов родились в душе его обитателей — слов, которых никто не знал., не смел произнести, таких новых и смелых слов!..
Минуту люди слушали, молчали и думали.
Белая шляпа – факты и цифры:
Красная шляпа – эмоции, вызванные этим рассказом:
Желтая шляпа – позитивное:
Черная шляпа – негативное:
Синяя шляпа – что на самом деле сбылось, а что осталось фантастикой и на сегодняшнее время:
(анализ)
Все в этой жизни изменяется, проходит. Но, если верить песне, то любовь – не проходит, нет.
(пение песни «Все пройдет»)
Вернемся к нашей таблице и заполним ее третий столбик. Поменялось ли у вас мнение по какому-либо утверждению?
(обсуждение)
Напишите резюме нашего урока: «Я думаю, что музыка в будущем….»
В качестве завершения темы о том, какая же музыка будет в будущем – предлагаю вашему вниманию «Ералаш», который как нельзя точно описывает тему нашего урока.
(просмотр «Ералаш»)
Д/з: использовать зеленую шляпу – творческую и придумать окончание фантастического рассказа «Никудышный музыкант». |