Четверг, 02.05.2024, 13:18
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы худож, здоровьесбер, эстет. направления » Музыка

Урок "О чем поют солдаты на войне"
[ · Скачать удаленно (15Мб) ]
07.12.2011, 14:44

Четвертый открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе».

Организационная информация

Тема урока

О чем поют солдаты на войне

Предмет

Музыка

Класс

7

Автор урока 

Усович Светлана Михайловна учитель музыки

Образовательное учреждение

МОУ «Аспинская СОШ»

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Приволжский ФО

Республика/край

Пермский край

Город/поселение

село Аспа

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Комбинированный урок

Цели урока (мероприятия, занятия)

показать роль песни на войне

Задачи урока (мероприятия, занятия)

Образовательные

— формирование эстетической компетенции учащихся

— Формирование навыков аналитического мышления;

— расширение кругозора учащихся;

Развивающие

— развитие образного восприятия мира через музыку;

— формирование навыков творческого мышления.

Воспитательные

— возрождение и популяризация военной песни;

— воспитание в детях гордости за свой народ, его национальную стойкость в борьбе с силами зла, уважения к истории государства.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Метод проблемного изложения материала

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 мин

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Умение слушать музыку, анализировать музыкальные произведения

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, мультимедиа проектор, экран, звуковые колонки

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Раздаточный материал:

Ø      Карточка со схемой

Ø      Тексты песен

Список учебной и дополнительной литературы

нет

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

Добрый день. Все вы знаете, что в этом году вся наша страна отмечает 65-летие со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Ради этой победы солдаты советской армии пол-Европы прошагали, полземли. А вместе с ними неразлучно шла песня. Определите, пожалуйста, тему нашего урока. «О чем поют солдаты на войне?»

Как вы думаете, о чем пели солдаты на войне?

 

То в сердце твое застучит горячо,

То ласково тронет тебя за плечо,

То горе разделит с тобою,

Теплом из далекого дома пахнет

И силу в солдатскую душу вольет,

На подвиг ведя боевой…

Какой должна быть песня, что бы вести людей на подвиг? Запись в схеме (песня с призывом к борьбе)

Как вы думаете, какая песня стала символом  Великой Отечественной войны, песня, которая призывала к борьбе, и вела за собой  все тяжелые 4 года? (Священная война) Эта песня была написана в первые дни войны. Стихи Лебедева-Кумача прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. Через два дня вечером на Белорусском вокзале впервые была исполнена песня "Священная война”, которая с первых же тактов песня захватила бойцов. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах были видны слезы.  Слушание песни "Священная война"

Война началась, и солдаты отправились на фронт. Пешком, на поездах, на машинах. Как вы думаете, о чем еще пели солдаты? Фрагмент песни «Эх, дороги». Сначала родился припев этой песни, четыре короткие фразы, которые вылились в песню-раздумье, о то, что пережил и совершил наш народ за долгие и тяжелые дни войны. Маршал Жуков назвал эту песню бессмертной. Запись в схеме (О дорогах)

 

Кто сказал, что надо бросить песни на войне, после боя сердце просит музыки вдвойне. О чем пели солдаты после боя, в редкие минуты тишины. Фрагмент песни «В землянке». Автор слов Алексей Сурков специально эту песню не писал. Он просто написал письмо жене, сложив его из наиболее пронзительных слов, которые нашел тогда, просто рассказал ей, где находится, о чём думает. Было это в ноябре 1941 года. И гораздо позже  в 1942 году на эти знакомые всем слова композитор Константин Листов написал музыку. Запись в схеме (о доме, семье).

 

Фрагмент песни «Давай закурим». О ком говорится в этой песне? История этой песни типично одесская веселая и простая, родилась она в конце 1941 года на Южном фронте. Запись в схеме (о боевых товарищах).

 

Долгие 4 года длилась Великая Отечественная война. И весь народ с нетерпением ждал только одного события. Какого?  Фрагмент песни «День Победы». Эта песня композитора Давида Тухманова и Владимира Харитонова была написана через тридцать лет, после окончания войны. Но именно ее мы вспоминаем, когда говорим о Дне Победы. Запись в схеме. (песни о победе)

 Фрагмент песни «Москвичи». О ком эта песня? О тех, кто не вернулся с войны. Стихи Евгения Винокурова «Москвичи» поразили композитора Андрея Эшпая т.к. удивительно совпадали с тем, что ему самому довелось пережить. Он воевал, на фронте погибли его близкие друзья, его брат и даже то, что он тоже жил на Бронной, только не на Малой, а на Большой. И за одну ночь была написана музыка такой простой и такой глубокой песни. Запись в схеме. (Песни о погибших)

В ваших схемах осталось одно незаполненное поле. Туда мы запишем еще один тип песен о войне, песни памяти и все вместе послушаем песню, которая называется «Ты же выжил, солдат» Запись в схеме.(Песни памяти)

 С первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость…

 

 

У вас на столах есть слова песен о войне и таблицы для заполнения. Ваша задача отнести песни к той или иной группе. Аргументируйте свой выбор.

Музыкальный образ

Примеры песен

песни с призывом к борьбе

 

песни о дорогах

 

песни о доме, семье

 

песни о боевых товарищах

 

песни о победе

 

песни о погибших

 

песни памяти

 

Рефлексия деятельности на уроке

Объясните смысл слов, которые взяты эпиграфом к нашему уроку. (Размышление на тему Песни стреляли, как пушки)

И в завершении урока послушайте стихотворение.

Солдаты пели

А по земле туманы моросили

И падали на травы и леса,

Солдаты пели о России

На все, что есть на свете голоса.

В степи синели древние курганы,

Бежал дымок по желтому жнивью.

Солдаты с песней забывали раны,

Тоску и боль окопную свою.

Привет вам, синие, родные дали,

Привет березам, речкам и холмам.

Мы на войне бесстрашно умирали

За все, что мило с детства было нам.

Душа зовет к необозримой сини,

Где выше крыш зимой лежат снега.

Поют солдаты о России,

О той, что всем до боли дорога.

На этом наш урок окончен. Думаю, что он не пройдет для вас даром, а оставит в вашей душе неизгладимый след.

Домашнее задание  (если это необходимо на уроке)

нет

Дополнительная необходимая информация

 

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Ø      http://bibnout.ru/?p=1941

Ø      http://muzruk.info/?p=884

Ø      http://vmigul.ru/?page_id=75

Ø      http://wsongs.narod.ru/

Ø      http://www.9maya.ru/ 

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Не возможно понять музыкальное произведение, только говоря о нем. Необходимо слушать, проникать в суть мелодии. А для достижения большего эффекта от прослушанной музыки необходимо подкрепить звуки и зрительным рядом, воздействую на большее количество органов чувств.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Следующие темы в 7 классе знакомят учеников с инструментальными произведениями, поэтому следует объяснить детям, что передать свои мысли, свои образы можно не только песней, но и музыкой без слов.

Другое

 

 

Категория: Музыка | Добавил: svetlana-usovich
Просмотров: 2302 | Загрузок: 616 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 arhai33  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]