Подробный конспект урока Организационная информация Тема урока «Использование функций универсальной машины и приспособлений малой механизации при изготовлении швейных изделий» Предмет Технология (обслуживающий труд) Класс 7 кл. Автор урока (ФИО, должность) Бутрякова Н.П., учитель технологии Образовательное учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №930 Федеральный округ России (или страна СНГ для участни-ков ближнего зарубежья) Центральный федеральный округ Республика/край - Город/поселение Москва, Юго-Западный административный округ Методическая информация Тип урока (мероприятия, заня-тия) Комбинированный урок Цели урока Ознакомить учащихся с приспособ-лениями к швейной машине и их назначе-нием, с выбором и применением зигзагообразной строчки для различных тканей; научить пришивать пуговицы и выполнять обметывание петель на швейной машине с применением приспособлений малой механизации.
Задачи урока I.Обучающие: 1. Формировать знания о функциях швей-ной машины и приспособлений малой ме-ханизации. 2. 2. Формирование умений по безопасной работе при выполнении машинных операций с помощью приспособлений малой механизации. 3. Продолжать формировать умения рабо-тать с инструкционно – технологическими картами. II. Развивать внимание и самостоя-тельность в работе, познаватель¬ный интерес в области машинове¬дения, умение управлять маши¬ной, самостоятельность, потребность использовать техни¬ку и приспособления на практике. III. Воспитывать бережное отноше¬ние к материалам, инструментам и оборудованию, чувство само¬контроля, аккуратность. Знания, умения, навыки и каче-ства, которые актуализи-рют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (меро-приятия, занятия) В ходе урока учащиеся закрепляют знания по устройству швейной машины и изучают приспособления малой механиза-ции (специальная лапка для обметывания петель). Полученные знания закрепляют при выполнении практических работ При-обретают навыки выполнения специаль-ных сточек. Вырабатывают умения при выполнении обметывания петель с помощью приспособлений малой механизации.
Необходимое оборудование и материалы Швейные машины, приспособления малой механизации, оборудованное утюжильное место. Ноутбук, медиапроектор, экран, плакаты по ПБТ. Образцы поузловой обработки борта с за-стежкой на пуговицы. Раздаточный материал: крой, инструкционная карта, карта пооперационного контроля.
Подробный конспект урока Организационный момент • приветствие • проверка готовности учащихся к уроку • знакомство учащихся с целями и задачами урока, практическими работами Слайд 1 Тема урока: «Использование функ-ций машины и приспособлений малой ме-ханизации при изготовлении швейных изде-лий» Цель урока: изучит функции и приспособле-ния швейной машины и их назначение, нау-читься выбирать и выполнять зигзагообраз-ную строчку с учетом анализа свойств тка-ни, научиться пришивать пуговицы и вы-полнять обметывание петель на швейной машине с использование приспособлений малой механизации. Мотивация Слайд 2 Пр. р. В этом учебном году мы шьем плечевое изделие, в котором предпо-лагается застежка. Эта застежка может быть на тесьму молния, на пуговицы, кнопки. Слайд 3 Поэтому практическая работа, ко-торую вам предстоит выполнить называется «Обработка цельнокроеного подборта». Выполняя эту работу, вы сможете закрепить знания по устройству машины, выполнению регулировок различных видов швов, обработке обтачного шва, приобрести знания и научиться выполнять обметывание петель с помощью специальной лапки и пришивание пуговиц. И всю эту работу необходимо вы-полнять с учетом ПБТ. Слайд 4 Запишите в тетрадь тему урока: «Использование функций машины и при-способлений малой механизации при изго-товлении швейных изделий» Слайд 5 Бытовые машины предназначены для выполнения различных видов работ. Например: Подольская машина 2М – выполняет только прямую строчку и машинную закрепку. Оверлок предназначен для обрезания и обметывания срезов. Машина для вышивания выполняет вышивку по заданному эскизу. Для того, чтобы выполнить все эти операции не обязательно иметь такие машины. С помощью универсальной машины, приспособлений и специализированных ла-пок вы сможете в несколько раз сократить затраты время на выполнение операции, повысить качество обрабатываемых изделий и его декорирование. Проверка и оценивание ЗУН Фронтальный опрос с использованием слайдов по устройству швейной машины. Слайд 6 Для выполнения разнообразных строчек и операций необходимо уметь гра-мотно пользоваться различными регулято-рами и приспособлениями малой механиза-ции. Поэтому сейчас мы повторим регуляторы и некоторые детали в швейной машины, с которыми нам предстоит работать при выполнении практических работ. (Устный опрос с использованием слайдов с 6 по 18 ) • маховое колесо (7-8) • регулятор длины стежка (9-10) • ручка выбора вида строчки (11-12) • кнопка обратного хода (13-14) • прижимная лапка (15-16) • Рычаг подъема лапки (17-18) Сегодня вам предстоит познакомиться еще с одной деталью – рычаг смены лапки. (слайд 19) Формирование знаний и умений Слайд 20 Универсальные швейные машины и их функции. Виды декоративных строчек. Работа на современной швейной машине с универсальной лапкой дает возможность выполнять множество различных декора-тивных строчек. Слайд 20 Декоративные строчки и их назначение: 1. Первый ряд:1.Зигзагообразная строчка обметывания срезов, настрачивания аппли-каций, пришивания кружев, пуговиц - 3,4,5 2. Строчка 6.трехстежковый зиг-заг для де-корирования и соединения деталей встык. 3. Строчки 7, 8,9 декорирование , подшива-ние низа. 4. Строчка 10 фестонная строчка Второй ряд – виды усиленных декоратив-ных строчек. Практическое закрепление. Выполнение образцов различ-ных видов строчек. Слайд 21,22 Закрепим полученные знания на практике. Практическое задание. У вас есть кусочки ткани для выполнения строчек. Перед вами стоит задача выполнить образцы строчек представленных на экране. Но, в начале, я хочу напомнить о правилах безопасного труда: • Нельзя близко наклоняться к движущим частям машины • Необходимо следить за правильным поло-жением рук • Перед выполнением машинной строчки в изделии не должны находиться иглы или булавки • Иглы и булавки должны находятся в иголь-нице. • При изменении положения регуляторов вида строчки и длины стежка игла должна находиться верхнем положении. Параметры строчек: 1. Вид строчки 3, длина стежка 2 2. Вид строчки 5, длина стежка 3 3. Вид строчки 10, длина стежка +1-10-. 4. Вид строчки 7 , длина стежка +1-10-. Практическая работа: «Об-работка цельнокроеного под-борта». Вводный инструктаж. • сообщение названия практической работы • раздача заготовок • вопросы по терминоло-гии • предупреждения о за-труднениях • задачи практической ра-боты (самостоятельное вы-полнение, с использование ИТК) • инструктаж по ТБ • самоконтроль Слайд 23 Вы познакомились с различными видами строчек и их назначением. Присту-паем к выполнению практической работы Для выполнения работы вам предлагаются детали: 2 полочки с цельнокроеным бортом, детали борта продублированы клеевой прокладкой, инструкционно - технологическая карта. Одной из задач нашего урока - закрепить навыки работы с инструкционной картой. Поэтому вам для самостоятельной работы предлагается инструкционная карта. (При-лагается к конспекту урока) В первом пункте пр.р.перед вами стоит за-дание «Выберите положение регулятора ви-да строчки и длины стежка в соответствии со свойствами ткани». Задание : Дайте характеристику технологи-ческих свойства ткани ( плотная, мягкая осыпаемая ) Вопросы для подготовки к практической работе: Какое положение регуляторов вы выберите для обметывания срезов? Какая величина называется шириной шва? С помощью, какой детали машины выполняется закрепка? С какой целью делаются надсечки и высе-каются ткань в углах? Обращаю выше внимание на Самоконтроль в ИТК. По этим критериям будет оцениваться качество выполненной работы. Перерыв 10 мин. Практическая работа «Приши-вание пуговицы». Слайд 24 просмотр видеосюжета 1. TECHNO_5.3.1.1i2_UniverLapka.oms (сцена пришивание пуговиц) http://fcior.edu.ru/card/26741/prisposobleniya-maloy-mehanizacii-dlya-bytovoy-shveynoy-mashiny-yamata-universalnaya-lapka.html
Прижимная лапка (универсальная ) – двух-рожковая лапка с прорезью для прохода иглы в поперечном расположении. С помощью такой лапки можно выполнять различные декоративные строчки, строчки для обметывания срезов, настрачивание аппликации, пришивание пуговиц.
1. Слайд 25 2. Задание: Наметьте место расположения петель и пуговиц. Вопрос: На какой полочке в женской одеж-де обметываются петли, а на какой приши-ваются пуговицы? a) На правой полочке отступите от линии борта 2 см. и проведите линию параллельную линии борта. b) Отступите от линии горловины на 2 см. проведите горизонтальную прямую - поло-жение первой петли. c) Отступите вниз по вертикали 10 см. прове-дите горизонталь - положение второй петли. d) Сложите две детали подбортами вместе, проколите булавками в местах пересечения горизонталей и вертикалей. Отметьте на ле-вой полочке места пришивания пуговиц.
Слайд 26 3. Измерить расстояние между отверстиями на пуговице. Расстояние 5мм. Установите длину стежка 0, строчку 5 Слайд 26 по ссылке (Просмотр видеороли-ка «Пришивание пуговиц») Пришейте пуговицу 1. Расположите пуговицу так, чтобы оба отверстия её были на одной линии, а одно из отверстий находилось под острием иглы. 2. Опустите иглу, затем опустите лапку. 3. Ширину стежка выберите в соответствии с расстоянием между глазками пуговиц. 4. Выполните 6-7 стежков и поднимите иглу. 5. Обрежьте нитки Посмотрите видеосюжет. С помощью зубо-чистки можно пришить пуговицу на ножке. такой способ используют при работе с толстыми тканями.
Видеоролик выполнение нитяной ножки. Продолжение формирования знаний и умений учащихся. Приспособления малой меха-низации и их применение. Слайд 27 Вводный инструктаж с использо-ванием ОМС. TECHNO_5.3.1.1i1_ShMashMalMeh.oms (сцена приспособления) http://fcior.edu.ru/card/26738/prisposobleniya-maloy-mehanizacii-dlya-bytovoy-shveynoy-mashiny-yamata.html
Лапка для настрачивания обычной молнии ( не потайного типа). В конструкции лапки два отверстия для иглы, что дает возмож-ность настрачивать молнию в одном направлении ( либо сверху вниз, либо снизу вверх) с правой и с левой стороны шва. Это позволяет правильно прижать молнию, а соответственно ровно и без перекосов вшить её. Лапка для обметывания пуговичной петли в полуавтоматическом режиме. Пользова-тель сам определяет размер петли, ориенти-руясь на метки, расположенные на лапке и скользящей детали. Максимальный размер петли 30 мм. Направляющая линейка служит для выпол-нения строчек с равномерным расстоянием от края. Направляющая линейка крепится упорным винтом под универсальную при-жимную лапку. С помощью такой лапки на тканях средней плотности «зиг-заг» строчкой быстро и незаметно подшивается низ или край изделия. Слайд 27 Запишите в тетрадь Приспособления малой механизации: 1. Лапка для настрачивания молнии 2. Лапка для обметывания петель 3. Линейка направляющая Практическая работа «Об-метывание петель с помощью специальной лапки» Практическая работа «Обметывание петли» • сообщение названия практической ра-боты • задачи практической работы (само-стоятельное выполнение, с использование ИТК) • предупреждения о затруднениях • инструктаж по ТБ. Перед выполнением практической работы хочу обратить ваше внимание на дополнительные правила безопасного труда – при замене лапок необходимо убрать ногу с педали. Снятие лапки. 1. Поднимите иглу в верхнее по¬ложение пово-ротом махового колеса . 2. Поднимите лапку с помощью рычага подъ-ема. 3. Освободите лапку рычагом держателя Установка лапки 1. Поставьте лапку так, чтобы подошва располагалась точно напротив держателя. 2. Опустите рычаг подъема лапки. 3. Зафиксируйте лапку в держателе с помощью рычага с правой стороны. Установите длину стежка на «петлю», вид строчки 1, Подложите ткань под лапку. Продвиньте вперед скользящую часть лапки. Отметка на лапке должна быть на одной линии с отмет-кой на материале опустите лапку. Выполняйте строчку вперед пока не дойдете до отметки диаметра пуговицы. Игла слева. Поставьте ручку регулятора выбора строчки 4-2. Сделайте 5-6 стежков – закрепка. Игла справа. Поставьте ручку выбора вида строчки 3. Выполняйте строчку пока не дойдете до начала петли. Игла справа. Поставьте ручку выбора строчки 4-2 . Сделайте 5-6 стежков – закрепка. Игла слева. Снимите ткань. Прорежьте петлю. Оту-тюжьте деталь с изнаночной стороны. За-стегните пуговицы, проверьте качество вы-полненной практической работы. Сдайте работу учителю. Слайд 29 Контроль знаний и умений 1. Письменное тестирование 2. Тестирование с использование электронных учебных модулей ОМС TECHNO_5.3.1.1k1_ShMashMalMeh.oms TECHNO_5.3.1.1p1_ShMashMalMeh.oms Подведение итогов урока. Выставление оценок. • сегодня я узнала… • было интересно… • было трудно… • я поняла, что… • теперь я могу… • я приобрела… • я научилась… • у меня получилось … • меня удивило… • мне захотелось…
Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии) В начале урока презентация с использованием детской одежды позволили психологически настроить учащихся на успешное изучение новой темы. В конце урока учащиеся анализируют свою работу, достигли ли они положительный ре-зультат, какие трудности испытывали во время урока, какие знания и умения приоб-рели… Домашнее задание (если это необходимо на уроке) Домашнее задание не задается, но для по-вторения темы урока можно предложить воспользоваться материалами электронных учебных модулей ОМС. Дополнительная необходимая информация Ссылки на использованные интернет-ресурсы Авторские разработки модулей : 1. TECHNO_5.3.1.1i2_UniverLapka.oms http://fcior.edu.ru/card/26741/prisposobleniya-maloy-mehanizacii-dlya-bytovoy-shveynoy-mashiny-yamata-universalnaya-lapka.html 2. TECH-NO_5.3.1.1p1_ShMashMalMeh.oms http://fcior.edu.ru/card/26637/prisposobleniya-maloy-mehanizacii-dlya-bytovoy-shveynoy-mashiny-yamata-prakticheskie-zadaniya.html 3. TECH-NO_5.3.1.1k1_ShMashMalMeh.oms http://fcior.edu.ru/card/26677/prisposobleniya-maloy-mehanizacii-dlya-bytovoy-shveynoy-mashiny-yamata-kontrolnye-zadaniya.html 4. TECHNO_5.3.1.1i4_Petli.oms http://fcior.edu.ru/card/26629/prisposobleniya-maloy-mehanizacii-dlya-bytovoy-shveynoy-mashiny-yamata-obmetyvanie-petel.html 5. TECH-NO_5.3.1.1i1_ShMashMalMeh.oms http://fcior.edu.ru/card/26738/prisposobleniya-maloy-mehanizacii-dlya-bytovoy-shveynoy-mashiny-yamata.html
В помощь учителю Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, муль-тимедиа, каким образом осу-ществить Использование мультимедиа на данном уро-ке позволяет сделать урок разнообразным, увеличить объем выполненных на уроке практических заданий. На каждом этапе урока свои объективные причины использования мультимедиа. На этапе контроль знаний и умений позво-ляет быстро и точно оценить способности и знания ребенка, увидеть объективную кар-тину уровня усвоения материала предыду-щего урока. Во время проведения вводных инструктажей по выполнению практических работ ученикам демонстрируются этапы, приемы и результат работы с помощью видеосюжетов. Это делает процесс обучения более интересным и интенсивным, что позволяет повысить мотивацию учащихся к работе, подать материал в более доступной форме и сократить время на объяснение ( а если необходимо легко повторить ход работы) При итоговом тестировании с помощью ОМС учащиеся получают быстрый и объективный результат оценки знаний с указанием ошибок. Советы по логическому пере-ходу от данного урока к по-следующим В данном уроке подобраны практические работы в которых используются знания по материаловедению (технологические свой-ства волокон), опережающие сведения по конструированию ( виды застежек, опреде-ления борт, подборт, линия середины пере-да). Другое Для проверки и подведения итогов по вы-полнению практической работы « Обработка цельнокроеного подборта, пришивание пуговиц и обметывания петель» разработана таблица с критериями оценки, которая позволяет подсчитать общее количество баллов, выставить оценку и составить диаграмму успеваемости.
Практическая работа Инструкционная карта: «Обработка цельнокроеного подборта»
Последовательность выполнения работ Графическое изображение • Обметать внешний срез подборта по лице-вой стороне на двух деталях полочки зигза-гообразной строчкой. Выберите положение регулятора вида строчки и длины стежка в соответствии со свойствами ткани. • Перегнуть деталь по линии борта (по над-сечкам) лицевой стороной внутрь.(Рис. 2) • Сметать по линии горловины, обтачать, по контуру клеевой прокладки. Выполнить за-крепки в начале и конце строчки 0,5-0,7см. Рис.2, строчка 2. • Сметать подборт по линии низа и обтачать (строчка 3) по контуру клеевой прокладки. Выполнить закрепки в начале и конце строчки 0,5-0,7см. Рис.2, строчка 3 • Припуски на шов надсечь, не доходя до строчки обтачивания на 0,1-0,2см. Высечь излишки припусков в углах. Рис 1. • Вывернуть, выправить углы. По линии горловины выметать кант из основной детали 1-2мм. • По линии низа выметать шов, располагая его на сгибе. Рис. 3.
Самоконтроль: • Равномерность выполнения обтачного шва по линии горловины. Ширина шва 1,0 см. • Равномерность выполнения обтачного шва по линии низа. Ширина шва 2,0 см. • Выполнение закрепок (0,5-0,7см.). • Качество выполнения надсечек и удале-ние излишек припусков в углах. • Качество вывернутых углов. • Выполнение ВТО. • Одинаковая длина полочек по линии борта. Рис.1