5. 1.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
ЭТАП.
СЛАЙД 1
СЛАЙД2:
Давайте за руки
возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Тепло сердец соединим
И станем солнышком
одним!
(Дети, взявшись, за
руки произносят эти слова)
Учитель: Ребята за окном пасмурно,
слякоть, а у нас с вами в классе появилось яркое, улыбчивое солнышко Сегодня на
уроке мы продолжаем путешествие по реке звуков и букв. И будем друг другу
помогать и поддерживать друг друга.
2.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Учитель: Доскажите слово.
Буквы-значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке
Построены в ряд.
Каждый в условленном
Месте стоит
И называется
всё…..(Алфавит)
Учитель: Давайте повторим алфавит.
СЛАЙД 3
Учитель: Чем отличаются буквы от звуков?
Дети: Буквы мы пишем и видим, а звуки слышим и произносим.
Учитель: На какие две большие группы делятся все звуки русского языка?
Дети: Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.
Учитель: Сколько гласных звуков в русском языке?
Дети: В русском языке 6 гласных звуков.
СЛАЙД 4
Учитель: Давайте их назовём.
Дети встают и делают дыхательное упражнение.
Учитель: Чем гласные звуки отличаются от согласных?
Дети: 1.Гласные звуки образуют слоги.
2. При произношении
гласных звуков воздух свободно идёт изо рта.
3. Гласные звуки
произносятся голосом.
Все хором: Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос
зовёт,
Звук получается гласный!
Учитель: А согласные?
Дети: Согласные не тянутся, не поются, при произношении воздух встречает
преграду.
III. ПРОБЛЕМНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. а) знакомство с новыми звуками.
СЛАЙД 5
Учитель: Ребята, к нам на урок Лунтик привёз слова, которые мы читали на
прошлом уроке. Но что это? Всё ли в порядке со словами? Что вы заметили? Как
помочь Лунтику восстановить слова?
СЛАЙД 6
Учитель: На какие две группы можно разделить эти буквы?
Дети: Эти буквы можно разделить на те, которые обозначают звонкие согласные
звуки и те, которые обозначают глухие согласные
звуки.( Называют буквы по группам)
Учитель: Молодцы. Но посмотрите буква, которая обозначает согласные звонкие
звуки одна. Давайте найдём ей подружку.
Лунтик приготовил для
вас загадки. Отгадайте.
СЛАЙД 7
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
А зовут её …ЛИСА
Сколько слогов в слове
ЛИСА?
Назовите первый слог.
Назовите второй слог.
Как мы произносим звуки
в первом и во втором слогах?
Как называются такие
слоги?
Поставьте ударение в
этом слове.
Произнесите
первый слог и назовите первый звук.
Как проходит воздух?
Дети: При произношении воздух встречает преграду.
Учитель: Значит это
какой звук?
Дети: Это согласный
звук.
Учитель: Проверьте, участвует ли голос в произношении этого звука?
Учитель: Почувствовали ваши пальчики вибрацию голосовых связок?
Значит ,Что ещё можно
сказать об этом звуке?
Дети: Этот звук – звонкий.
Учитель: А он мягкий или твёрдый? И почему?
Дети: Этот звук мягкий, после него стоит гласная буква И, которая смягчает согласные,
которые стоят перед ней.
СЛАЙД 8 (СХЕМА ПЕРВОГО СЛОГА СТАНОВИТСЯ ЦВЕТНОЙ)
Учитель: А вот вам вторая загадка.
СЛАЙД 9
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув
широко. (лось)
Аналогично ведётся работа по анализу слова ЛОСЬ,
составляется схема слова, дети дают характеристику выделенному звуку.
РАБОТА СО СЛАЙДАМИ 9,10 АНАЛОГИЧНО РАБОТЕ СО
СЛАЙДАМИ 7,8.
Учитель: Итак, с какими новыми звуками будем сегодня работать?
Дети называют звуки.
Учитель: Продолжите мою
мысль:
Эти звуки согласные,
потому что……..(воздух при произношении встречает преграду.)
Эти звуки звонкие,
потому что………..( произносятся с помощью голоса и шума )
Эти звуки могут
быть……..(твёрдыми и мягкими).
IV.ФИЗМИНУТКА.
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
СЛАЙД 11.
Учитель:
А сейчас мы с вами
поиграем и поучимся на слух различать мягкие и твёрдые звуки. Я называю вам
слово, а вы, если услышите мягкий звук - берёте зеленый прямоугольник и
встаете, если твёрдый - показываете синий прямоугольник и остаётесь на местах.
Луна, лев, полка,
пол, листья, колючка, ласточка, лягушка, лодыри, молодцы
Учитель: Молодцы. Вы хорошо справились с заданием.
III. ПРОБЛЕМНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
б) Знакомство с новой буквой, чтение слогов с ней.
СЛАЙД 12
Учитель:
Лунтик привёз вам
букву, которой мы будем обозначать эти звуки.
Учитель: На что
похожа буква Л?
(Высказывания детей)
СЛАЙД 13
Посмотрите на слайде, на что похожа буква «л» у Лунтика?
Учитель:
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
Учитель : Откройте тетради для обучения грамоте и напишите печатными
буквами букву Л,л.
Учитель: А теперь познакомим её с
гласными буквами.
СЛАЙД 14 Читают открытые слоги.
СЛАЙД 15 Читают закрытые слоги.
Учитель: Назовите слог - слияния, где вы слышите мягкий согласный звук. Почему
в этом слоге согласный звук мягкий?
Дети: Потому что после него стоит гласная буква И.
V. ГИМНАСТИКА
ДЛЯ ГЛАЗ.
СЛАЙД 16
VI. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Работа по учебнику с. 63. Чтение слов.
1 столбик -
Сколько предметов обозначает каждое слово?
2 столбик - Про кого
так говорят? Составить предложения.
3 столбик - Чем
похожи и чем отличаются слова?
Чтение предложений
шепотом, вслух.
Беседа по иллюстрации с.62.
Учитель: Посмотрите на иллюстрацию. Из какой сказки сюжет изобразил художник?
Дети: Эта иллюстрация к сказке «Краденое солнце».
Учитель: Кто автор этой сказки?
Дети: Эту сказку написал К. И.
Чуковский.
СЛАЙД 17.
Учитель: К.И. Чуковский
– детский писатель. Это его портрет. Его произведениям почти 100 лет. Сказки
Корнея Чуковского знакомы вам с раннего детства. Малыши очень любят сказки
Чуковского за то, что они забавные, веселые, учат детей наблюдать, развивают
воображение.
Какие сказки Корнея
Чуковского Вам знакомы?
Учитель:
Эти иллюстрации помогут всем вспомнить эти
сказки.
VII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА.
СЛАЙД 18.
Учитель: На с. 62 прочитайте отрывок из сказки «Тараканище» и подчеркните все
буквы «л»: зеленым карандашом те,
которые обозначают звук [л/] , синим- звук [л].
СЛАЙД 19.
Учитель: Ребята, посмотрите на экран и проверьте, все ли буквы вы подчеркнули
правильно.
Встаньте те, кто
справился без ошибок, похлопайте им.
А теперь давайте вместе
поможем тем, у кого не все получилось. Давайте прочитаем слова, в которых
встретилась буква «л» и определим твёрдый звук она обозначает или мягкий.
VIII.РЕФЛЕКСИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ (МЕРОПРИЯТИИ, ЗАНЯТИИ).
ИТОГ УРОКА.
Учитель:
Поднимите руки, кому на
уроке было интересно и не скучно.
С какой буквой
познакомились?
Какие звуки обозначают
этой буквой?
В начале урока мы
соединили все свое тепло и душевность в маленькое солнышко, а теперь солнышко
дарит вам частичку своего тепла.
СЛАЙД 20
Учитель раздаёт детям
рисунки с изображением солнышка.
6. Знания, умения, навыки.
- Осмысленно
правильно читать;
- Называть
звуки, из которых состоит слово (гласные-ударный, безударные; согласные –
звонкие, глухиу; парные, непарные; твёрдые, мягкие);
- Не
смешивать понятия «звук» и «буква»;
- Делить
слово на слоги и ставить ударение
- Получат
возможность научиться правильно выражать свои мысли в речи;
- Соотносить
автора, героев и название
прочитанного произведения;