"Четвертый
открытый профессиональный конкурс педагогов "Мультимедиа в современной
школе".
Тип урока: урок-исследование
Цели урока:
Образовательные:
1.Познакомить с особенностями сюжетно-композиционного построения
рассказа и показать его роль в раскрытии внутренних мотивов поступка героя
2.Систематизировать знания о жанрах, ввести понятие «рассказ - быль»
3.Закрепить умение работать с текстовой информацией, с обобщающими
схемами, моделями, умение выделять главное;
Развивающие:
1.Установить причинно-следственную связь между событиями и сложными
отношениями героев;
2.Сопоставить чувства мальчика и отца, раскрыть их внешнее проявление в
особенностях поступков и черт характера;
3.Расширить кругозор и словарный запас учащихся;
Воспитательные:
1.Показать последствия опасных для жизни поступков на примере
данной ситуации; Обсудить тему в малых группах, формировать разносторонний
поход к ситуации.
Задачи урока:
1. Повторение разных по жанру детских произведений Л.Н.Толстого в ходе
решения кроссворда, систематизация их в обобщающей схеме, повторение понятие
«рассказ» и введение нового понятия «рассказ-быль»;
2. Знакомство учащихся с текстом рассказа Л. Н. Толстого
"Прыжок"; его идейно-смысловым и художественным содержанием,
сюжетно-композиционным построением.
3. Анализ основных элементов сюжета, наиболее значимых в раскрытии конфликта
произведения; сопоставление описанных кульминационных событий в тексте
рассказа и фрагменте мультфильма.
4. Деление текста на композиционные части, составление плана;
5. Использование словарных статей, ориентировка в толковом словаре,
комментирование смысла словарных слов;
6. Тренировка в чтении и умении ориентироваться в
прозаическом тексте;
7. Развитие умения называть и сопоставлять чувства и черты характера
мальчика, причины поступка и его последствие, формулировать выводы.
8.Развитие коммуникативных умений в ходе групповой работы.
Краткое описание хода урока:
1.
Самоопределение к деятельности.1 мин
2.
Повторение изученного: 3 мин
a)
Слайд№2 кроссворд «Произведения
П.Н.Толстого»;1 мин
b)
Слайд№3 схема «Жанры произведений
Л.Н.Толстого»;1 мин
c)
Выборочное чтение, проверка д/з в соответствии с жанрами изученных
произведений;1 мин
3.
Работа с текстом до чтения: 2 мин
a)
Слайд №4,№5 предвосхищение
предстоящего чтения (интерактивный «Морской словарь»); 1мин30 сек
b)
Слайд №6 определение темы урока;10
сек
c)
постановка цели урока;20 сек
4.
Работа с текстом во время чтения. 30 мин
1. Первичное чтение текста:
a)
слушание (чтение текста учителем или хорошо читающим учеником) 5 мин
b)
выявление первичного восприятия (фиксация первичных впечатлений) 2 мин
2. Перечитывание текста. Сюжетно-композиционное построение рассказа и его
роль в раскрытии характера героя.
Комментированное
и выразительное чтение каждой части (выбор тона и темпа чтения). 23 мин
a)
Слайд №7 ,8 повторное чтение отдельных фрагментов и анализ основных элементов
сюжета, наиболее значимых в раскрытии конфликта произведения (вступление,
завязка действия, развитие действия, кульминация, продолжение действия,
развязка действия); постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой
части текста; работа с текстом и иллюстрациями 5 мин
b)
физминутка «Пантомима» движения
обезьянки 1 мин
c)
Слайд № 9 кульминационный
момент: просмотр фрагмента мультфильма и самостоятельное выполнение
задания в тетради 1мин
d) № 3
«Поиск» (Какая беда могла случиться с мальчиком? Найдите ответ и
подчеркните.) 2 мин
e)
деление на смысловые части и озаглавливание частей текста (деформированный
план),7мин
f)
Слайд №7 поверка плана по схеме
на слайде;1 мин
g)
характер героя:5 мин 30сек
·
Слайд №10 портрет (краткое сообщение
учащегося об истории «Детского костюма 19 века»), 1 мин
·
самостоятельная разноуровневая творческая работа в рабочей тетради (черты
характера мальчика и отца). 5 мин
задание
№1-доступный уровень,
задание №4-продвинутый уровень
5.
Концептуальная (смысловая)
беседа по тексту. 6мин
Дискуссия в группах «Плюсы и
минусы». Обобщение
прочитанного. Обсуждение темы в малых группах, формирование
разностороннего подхода к теме, анализ ситуации.
Учащиеся в результате обсуждения
должны прийти к выводу, поняв основную идею произведения.
6.Рефлексия.2 мин
7. Домашнее задание. 1 мин
Знания, умения,
навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/закрепят/ ученики в ходе
урока
1. Знание жанров детских произведений;
2.
Умение систематизировать детские произведения Л.Н.Толстого в обобщающей
схеме по жанрам;
3. Знание понятия «рассказ-быль», основных элементов сюжетно-композиционного
треугольника;
4. Умение делить текст на композиционные части, составлять план;
5. Знание
особенностей сюжетно-композиционного построения рассказа и его роли в раскрытии
внутренних мотивов поступка героя;
6. Умение выявлять и
анализировать чувства и черты характера персонажа,
классифицировать, обобщать, сопоставлять, формулировать выводы;
7. Умение понимать внутренние мотивы
поступка мальчика;
8. Умение понимать причины
поступков опасных для жизни, на примере данной ситуации;
9. Умение выборочного чтения для
обоснования своих суждений;
10. Навык чтения прозаического
текста вслух и про себя;
11.Умение
работать с текстовой информацией, с обобщающими схемами, моделями, словарными статьями
|