Пятница, 03.05.2024, 15:24
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Чтение

Обозначение звука [й] с помощью буквы Й.
[ · Скачать удаленно (602.58 Kb) ]
10.01.2011, 23:28
Организационная информация
Тема урока
Обозначение звука [й] с помощью буквы Й.
Предмет Обучение грамоте (чтение)
Класс 1
Автор/ы урока (ФИО, должность) Белова Ирина Ивановна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение МОУ Лицей №165 имени 65-летия ГАЗ
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) Приволжский
Республика/край Нижегородская область
Город/поселение Нижний Новгород
Методическая информация
Тип урока
Урок постановки учебной задачи
Цели урока
Познакомить со звуком [й] и буквой, которая его обозначает.
Задачи урока
Научить отличать звук [й] и букву й (Ий) от других звуков и букв, дифференцировать звук и читать слоги и слова с новой буквой;
Развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, речевые способности учащихся.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Этап актуализации предполагает создание «ситуации успеха» по результатам осмысления предыдущей деятельности. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон урока. Поэтому урок должен начинаться с решения конкретно-практической задачи, которая опирается на прошлый опыт детей.
На этапе мотивации происходит закрепление «ситуации успеха». Цель данного этапа: формирование внутренних, личных мотивов, направленных на развитие своих способностей в УД, на овладение способами деятельности.
В ходе урока учащиеся познакомятся с новым звуком и буквой, дадут характеристику, повторят ранее приобретённые знания о роли мягкого знака в словах; закрепят алгоритм работы над прочтением слова.
Необходимое оборудование и материалы • компьютер, проектор;
• мультимедийная презентация;
• документ-камера;
• учебник «Букварь», 2 часть, автор В.В. Репкин
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся
Ребята, я приготовила для Вас много интересных заданий. Отгадайте загадки, а отгадки запишите в тетрадь.
(Учащиеся записывают, анализируя все слова.)
1. Кто приходит.
Кто уходит – все её за ручку водят.
Это слово дверь
Хором произнесём, запишем интонируя.
2. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко.
Хором произнесём «Лось», запишем.
3. Спит или купается.
Всё не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки.
Кто это? «Гусь» Произнесли, записали.
4. Только за окошком
Попустил мороз,
Потекли сосульки
Бусинками слез.
Ну, а ты, дружочек,
Отвечай теперь –
Под моим окошком
Что звенит? … Капель
Произнесли, записали.
Ход и содержание урока
Запишите слова под диктовку: банька, соль, пальма, полька.
Проверка (сначала проверяют сами), а затем, используя документ- камеру по тетради ученика.
- Читаем. Читаем по слогам. Всё правильно?
(аналогично все слова)
- Кто справился с заданием?
- Что общего в написании всех этих слов?
Есть буква «мягкий знак»
Скажите, а можем ли мы обойтись без этого знака?
Зачем мы используем этот знак на письме?
Эта буква показывает мягкость предыдущего согласного звука на письме.
На какие группы вы разделите данные слова?
1 группа: ь в середине слова
2 группа: ь – на конце слова.
Сколько способов обозначения мягкости согласных вы знаете?
Отчего зависит способ?
От позиции согласного в слове.
Вспомним 1 способ.
Назовите мне его.
Мягкий согласный звук перед гласным звуком.

я,е,ё,ю,и
Все эти гласные буквы, что делают?
Выполняют 2 работы:
1 работа: обозначают гласный звук.
2 работа: показывают на мягкость согласного звука.
Способы зависят от позиций обозначения мягкости согласных звуков.
Где может находиться согласный звук? (на конце слова)
2 способ
.

Ь

Если мягкий согласный на конце слова, то с помощью Ь мы можем сказать, что согласный звук мягкий.

3 способ
Мягкий согласный перед твёрдым согласным

Ь
Были ли разные способы обозначения в вашем диктанте?
В каких словах?
1 способ: КАПЕЛЬ
Гласная буква Е. показывает на мягкость согласных
Есть ещё слова на 1 способ?
ДВЕРЬ
Гласная буква Е показывает на мягкость согласных.

Назовите слова, где бы Ь стоит на конце слова и показывает на мягкость согласного звука.
Лось, соль, гусь, дверь
Ваше отношение? (используя сигнальные карточки, учащиеся выражают своё мнение).
Назовите слова, которые бы относились к 3 способу обозначения мягкости.
Банька, пальма, полька
Нет ли таких слов, в которых спряталось сразу несколько способов? (это слова «дверь», «капель»)
Что интересного вы заметили?
Как мы разделили все слова?
Мы разбили на группы по способу обозначения мягкости согласных звуков.

Физминутка.

Продолжим работу в тетради
1 клетка вниз
Запишите звуковую модель слова: КРАЙ

1 ученик доски
Произносим Край
Произносим 1 звук КККрай
Какой это звук?
Почему согласный?
Дайте характеристику данному звуку.
Звук [К] – согласный, глухой, парный, твёрдый
Как обозначим?

Назовите следующий звук. кРРРай
Произносим 2 звук
Какой это звук? [Р]
Почему согласный?
Как обозначим?

Дайте характеристику данному звуку.
Звук [Р]– согласный, звонкий, сонорный, твёрдый
Произносим следующий звук крАААй
Какой это звук?
Почему гласный?
Как обозначим?

Звук [А] – гласный
Произносим следующий звук
Какой это звук?
Почему согласный?
Как обозначим?

Дайте характеристику данному звуку.
Звук [Й] – согласный, звонкий, непарный, мягкий.
Сколько звуков? (4)
□□○

К Р А Й

Обозначим звуки буквами.
Звук [К] обозначу буквой «КА».
Как работает буква «КА»?
Она обозначает звук [К]
Звук [Р] обозначу буквой Эр.
Как работает буква «ЭР»?
Она обозначает звук [Р].
Звук [А] обозначу буквой А.
Как работает буква «А»?
Она обозначает звук [А] и показывает на твёрдость предыдущего согласного звука.
Звук[Й] мы пока не знаем.
Значит, какую учебную задачу поставим?
Познакомиться с буквой «Й» для обозначения звука «Й».

3 клетки вправо, запишем звуковую модель слова Лейка
(аналогично предыдущему слову)
Произносим Лейка
Произносим 1 звук [ЛЛЛ] ейка
Какой это звук?
Почему согласный?
Как обозначим?
Дайте характеристику данному звуку.
Звук [Л’] – согласный, звонкий, сонорный, непарный, мягкий.
Назовите следующий звук. [ Э]
Интонируем 2 звук Л [ЭЭЭ] йка
Какой это звук?
Почему гласный?
Как обозначим?
Дайте характеристику данному звуку.
Звук [Э]– гласный, ударный
Произносим следующий звук Ле[ЙЙЙ] ка
Какой это звук?
Почему согласный?
Дайте характеристику данному звуку.
Звук [Й’] – согласный, звонкий, непарный, мягкий.
Дальше идёт звук [К]. Лей [ККК] а
Какой это звук?
Почему согласный?
Дайте характеристику данному звуку.
Звук [К] - согласный, глухой, парный, твёрдый
Назовите следующий звук.
Произносим звук Лейк[ ААА]
Какой это звук?
Почему гласный?
Как обозначим?
Звук [А] – гласный
Обозначим каждый звук буквой.
Обозначим звуки буквами.
Звук [Л’] обозначу буквой ЭЛЬ.
Как работает буква «ЭЛЬ»?
Она обозначает звук [Л’]
Звук[ Э] обозначу буквой Е.
Как работает буква «Е»?
Она обозначает звук [ Э] и показывает на мягкость предыдущего согласного звука.
Звук [Й’] мы пока не знаем. Отметим тире
Звук [ К] обозначу буквой КА.
Как работает буква «КА»?
Она обозначает звук [К]
Звук [ А] обозначу буквой А.
Как работает буква «А»?
Она обозначает звук [ А] и показывает на твёрдость предыдущего согласного звука.

○ □○

Л Е - К А
Какие звуки мы не смогли обозначить?
В какой позиции находится звук [ Й’]
В конце, и в середине слова.
Вспомните, может вы уже знаете, как обозначить звук[ Й’] ? (буквой Й)
Буква «ИЙ» или И краткое.
На какую букву она похожа?
На букву «И» и «колыбелька» сверху.
На что похожа буква «И Краткое» ?
Работа в тетради
Напечатали 3 раза букву Й
Вернёмся к слову КРАЙ.
Какую работу выполняет буква «ИЙ»?
Обозначает звук [Й’]
Мы с буквой «ИЙ», познакомились?
Решили учебную задачу?
Назовите позиции звука [Й’] о которых мы с вами говорили.
(Звук [Й’] находился в конце слова, и перед твёрдой согласной)
Игра «Где звук»
Определите позицию звука [Й’] в словах: сильный, хоккей, шайба, йод, линейка.
Тематическая физминутка:
Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук[ Й’] и топните, если этот звук отсутствует в словах: лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай.
Работа по учебнику. С.4
Чем звук [Й’] отличается от всех других согласных, которые мы уже изучали? (он всегда мягкий)
Проанализируйте слова, но сначала научите меня, расскажите, как вы это делаете.
План:
1. Нахожу гласные буквы;
2. Готовлюсь читать по слогам, нахожу границу слогов;
3. Читаю по слогам;
4. Ставлю ударение.
Май.
Нахожу гласные. Определю сколько слогов. Читаю «МАЙ»
В учебнике даны слова:
Май лейка Андрей
Рой лайка Сергей
Лай тайна Василий
Аналогично анализируем все слова.
Почему, работая над словами 1 столбика, алгоритм рассуждения был короче?
Чем все эти слова похожи?
Чем отличаются слова из последнего столбика?
Назовите мне слова, состоящие из 2 слогов.
Игра «Самый внимательный»
Найди слова с буквой Й.
(на доске появляется таблица», см. Презентацию)

й й з а й к а й й ш
с к а м е й к а й а
й й й й й й й й й й
ж ё л т ы й й й б
й й й й й й й й а
г а й к а й й й й
й й м а й к а й й й

Сколько слов нашли?
Зайка, скамейка, жёлтый, шайба, гайка, майка.
А как вы думаете, почему некоторые клеточки незаполнены?
Вы должны сами придумать слово.

С какой новой буквой мы сегодня познакомились?
Какую работу выполняет звук [Й’]?
Позиция звука [Й’] о которой мы с вами говорили?
Как вы думаете, о какой позиции звука [Й’], мы будем говорить на следующем уроке?
(в начала слова, или после гласной)
Какую учебную задачу мы поставим на следующий урок?

Категория: Чтение | Добавил: nfnmzyf
Просмотров: 9770 | Загрузок: 1138 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]