Пятница, 26.04.2024, 11:31
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Чтение

Познавательная литература
[ · Скачать удаленно (5,87) ]
25.09.2012, 18:37

Познавательная литература

Оборудование:

·         компьютер, проектор. На столе у каждого обучаемого 3 рисунка книги (зеленая, синяя, красная)

Оформление:

·          выставка книг: «Я познаю мир», «Все обо всем», «Лесная газета», «Подводная газета», «Под шапкой невидимкой», «Большая энциклопедия физики», «Динозавры», «Мир космоса» и другие.

 

Цели урока:

- знакомство обучающихся с произведениями познавательного  характера, краткой биографией М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова.

 

Задачи урока:            

- расширить представление детей о мире природы;

- формировать умение размышлять;

- способствовать развитию речи, творческих способностей обучающихся;

- формировать устойчивый интерес к чтению;

- способствовать воспитанию ответственного отношения к природе;

- формировать умение внимательно и доброжелательно слушать товарищей.

- развивать воображение.

Ход урока

 

 

            Здравствуйте ребята!

            Сегодня у нас библиотечный урок и тема нашего урока «Литература», но не просто «Литература», а один из ее разделов. Какой раздел я вам скажу немного позже.

            Как Вы думаете - что означает слово «литература», что вы представляете,  когда слышите - «литература»?

 

                        (Слайд 2) По определению С. И. Ожегова (Слайд 3) Показывается «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и зачитывается определение «литература».        

Литература - это искусство. А какие виды искусства вам ещё знакомы?

Литература - это тоже форма искусства, только письменная.

            Когда при произношении слова «литература» вы  мысленно представляете себе книги, то это тоже верно!

            По другому определению С. И. Ожегова «литература» - собрание художественных произведений.

            Книг в мире существует очень много, все они разные и каждая из них имеет свое значение.

            Третье определение С.И. Ожегова: «литература» - произведения письменности, имеющие познавательное значение.

            Вот о книгах имеющих познавательное значение, т.е. о «Познавательной литературе» мы сегодня и поговорим (Слайд 4). Познавательная литература может рассказывать о природе, растениях, животных

           

Обратите внимание на выставку книг.

Назовите авторов этих книг. (Пришвин, Бианки, Сладков и др.)

 

Одним из авторов Вы назвали Пришвина (Слайд 5). А знаете ли Вы, что Михаил Михайлович Пришвин (1873 - 1954)  один из самых первых писателей поведывавших  нам о природе?

Родился М.М.Пришвин 5 февраля 1873 года и прожил 80 лет, но не просто прожил, он исходил и изъездил всю Среднюю Россию, Север, Казахстан и Дальний Восток. После каждой поездки появлялись то новый рассказ, то повесть, то просто короткая запись в дневнике. Краткая хронология (Слайд 6, 7).

 

 М. Горький, обращаясь к писателю, сказал: (Слайд 8) «Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых,- удивительно богат и широк мир познанный Вами. И еще удивительнее обилие простейших светлых слов, в которые Вы воплощаете любовь Вашу к земле и ко всему живому ее… По Вашим книгам очень хорошо видишь, что Вы человеку друг…» (Зачитывается из «Воспоминания» М. Горький».

Ребята, расскажите, какие произведения М. М. Пришвина прочитали. Что больше всего понравилось в произведении (Слайд 9).

Чтение  учениками рассказа М. Пришвина «Норка и Жулька» (Слайд 10).

(Слайд 11) М. М. Пришвин о своей собаке Жкльке написал много рассказов: «Жулька», Жулька и кот, Жулька в траве, Жулька и бабочка, Как мы с Жулькой работаем, Мечта Жульки.

Назовите похожие произведения М. Пришвина: Ярик, Друг человека, Первая стойка, Предательская колбаса, Робик

 

(Слайд 12) Хорошо Вам известный автор Виталий Валентинович Бианки современник М.М. Пришвина. Он родился 11 февраля 1894 года в Петербурге в семье известного русского ученого-биолога.

Вся обстановка, окружавшая с детства будущего писателя, пробудила и на всю жизнь определила его интерес к родной природе.

(Слайд 13) Более трех десятков сказок, посвященных природе и ее самым разнообразным героям, написал В. Бианки. В. Бианки не просто писатель, а писатель-следопыт. Персонажи его произведений всегда биологически точны, типичны, конкретны. Не вообще «бабочка» и не вообще «птичка» - у персонажей рассказов и сказок есть «имя-фамилия» - точное, иногда даже научное название и точные видовые признаки. Есть «адрес» - среда обитания и точное «занятие» - повадки и поведение. В его книгах можно найти ответы на вопросы: почему у зверей разные хвосты, как устроен муравейник, почему у птиц разные гнезда?

Созданная В. Бианки «газета» кто подскажет, как она называется? «Лесная». В 2013 году «Лесная газета» отмечает 85-летний юбилей (1928 г.). Это первая для детей азбука лесной жизни, азбука самых первоначальных биологических знаний на протяжении многих лет остается любимой книгой у детей. Она вобрала в себя огромное богатство фактов, наблюдений, сказок, веселых и лирических рассказов, практических советов юному охотнику и следопыту.

 

(Слайд 14) Чтение по ролям рассказов В. Бианки «Лис и мышонок» и «Терентий-Тетерев» Хрестоматия для начальной школы. 3-й класс. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005. – 288 с. стр.198.

 

Ребята! Подскажите, кто продолжил литературный опыт В.Бианки? Кто создал свою «Газету»? Только не «Лесную», а какую? («Подводную» Н.Н.Сладков).

(Слайд 15) Правильно! Николай Иванович Сладков. Родился он в 1920  году.

Н.Сладков - автор многих документальных книг о природе. Он пишет о том, что сам видел и наблюдал. А видел он много. Он спускался на дно морей, озер и рек, карабкался по скользким и сыпучим скалам, продирался  через буреломы, залезал в заброшенные колодцы пустынь. Писатель побывал во многих странах (Индии и Африке).

Н. Сладковым разработан особый вид издания природоведческих рассказов - сочетание текста с фотоальбомом. Все фотографии к рассказам Н. Сладков делал сам.

Содержание любимых Вами книг «Под шапкой невидимкой» и «Подводной газеты» построено на шутке, анекдоте, забавной присказке, занимательной всякой всячине. (Слайд 16, 17)

(Чтение учениками рассказа Н.Сладкова «Названия птиц»)

 

И вот к нам со страниц, прочитанных Вами книг,  пришли гости. Давайте прислушаемся к их  разговору. Может быть,  мы узнаем что-нибудь новое из жизни  природы. Члены клуба «Книгочей» показывают инсценированное представление:

Барсук и Заяц.

 

- Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!

- Э-э, Барсук, все равно плохо…

- Вот бы тебе, Серый, да волчьи ноги!

- Э-э, Барсук, не велико счастье…

- Вот бы тебе, Косой, да рысиные когти!

- Э-э, Барсук, что мне клыки да когти! Душа-то  у меня все равно       заячья…

 

К нам еще гости пожаловали.

 

Рябчик и Еж.

 

– Люблю я, Еж, весенние цветы!

– И я, Рябчик, люблю: такие они яркие да пестрые!

– Да нет, Еж, совсем не то!

– Такие они нежные и пахучие.

– Опять, Еж, не то! Совсем не то!

– А что же тогда то!

– Такие они вкусные! Особенно незабудки, так в клюве и тают. Незабываемый вкус!

   

А сейчас давайте подойдем к реке. Подводный мир ведь тоже очень интересен. Нам не видно его, но там тоже идет своя жизнь, свои истории...

 

Плавунец и Водолюб

 

– До того, ты кум Водолюб, на меня похож, что  я, бывает, сам себя с тобой путаю!

– А ты, кум Плавунец, отличай меня по походке: я, когда плыву, задними ногами поочередно загребаю - правой левой. А ты, Плавунец гребешь слажено, сразу обеими - раз-два, раз-два!

 

            Выразительное чтение обучающимися по ролям. (Слайд 18).

 

Окунь и Щука

 

– Отчего это, Щука, глаза у тебя, как у волка, горят?

– От голода…

– А по реке чего мечешься, на месте не стоишь?

– От голода…

– Вот и поговори с тобой! Заладила одно: «от голода, от голода». Чего это ты сегодня такая неразговорчивая?

– От голода…

Подлещик и Подкаменщик

 

– Слушай, Подлещик, почему это тебя подлещиком зовут?

– Как почему? Да потому, что я еще маленький, я еще  подлещик. Вот вырасту -  лещом стану! Это и дураку понятно.

– Не очень-то понятно… Меня вот Подкаменщиком называют. По-твоему, выходит, что я к старости каменщиком стану?

 

Карась и Жаба

 

– Скучная у тебя, Жаба, песня. Всё «у» да «у»! День и ночь укаешь.

– Какая жизнь, Карась, такая и песня. Скачу У воды, плаваю У берега, ночую У камушка. Всю-то жизнь У, У, У!

 

            Н. И. Сладков писал не только рассказы, анекдоты, забавные присказки и советы (Слайд 19), но и пословицы и поговорки. (Слайд 20).

            А сейчас ответьте! Только эти книги - познавательные? Какие еще познавательные книги Вы знаете?

            Правильно! Это и замечательные книги из энциклопедической серии «Я познаю мир», и книги «Все обо всем», «Хочу все знать», «Большая книга знаний» и еще существует очень и очень много книг, которые смело можно назвать «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ»! По определению С.И. Ожегова действительно произведения, имеющие познавательное значение или познавательные книги - это книги способствующие познанию, расширению знаний. Эти  книги открывают нам мир. Мир животных, мир растений, мир океана и космоса. Из этих книг мы познаем прошлое и настоящее.

 

             Что нового, интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? (Животные испытывают ревность. В норке у Мышонка есть спаленка, кладовочка, отнорочек. Все тетерева зимой в снегу спят: тепло им там и уютно и от злых глаз безопасно.  Жуки Плавунец и Водолюб очень похожи.  Только Водолюб когда плывет, задними ногами поочередно загребает - правой левой. А Плавунец гребет сразу обеими.

 

На этом наш урок  о  «Познавательной литературе» окончен. Спасибо всем за активное участие. Если вам понравилось сегодняшнее занятие, вам было интересно – покажите рисунок с зеленой книгой. Если вам было скучно на уроке – покажите  рисунок с синей книгой. Если занятие совсем не понравилось – покажите рисунок с красной книгой.

 Домашнее задание: прочитать и подготовить краткий пересказ произведения познавательного характера.

 

Категория: Чтение | Добавил: galinascvo
Просмотров: 2511 | Загрузок: 569 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Ирина555  
Работа допущена к участию в Фестивале «Мультимедиа в образовании».
С уважением,
Горкун И.В., тех. эксперт.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]