Пятница, 03.05.2024, 20:57
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Чтение

Урок литературного чтения: «Сравнение богатырской сказки и былины»
[ · Скачать удаленно (22.88 Mb) ]
23.01.2011, 23:25
Урок литературного чтения
2 класс
Тема урока: «Сравнение богатырской сказки и былины»
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ
Форма урока: групповая, фронтальная.
Цель: формирование представлений об эпохе былин и богатырских сказок.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о богатырской сказке и былине, формировать умение выразительного чтения,
2. Создать условия для развития компетентностей: культурологической - уважения культуры русской нации; информационной - умения получать информацию из разных источников (компьютер, книга, живое слово); коммуникативной - умения вступать в общение; содействовать формированию коммуникативных способов учебного сотрудничества в группе.
3. Создать условия для воспитания чувства патриотизма, гордости за свой народ.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, разрезанная репродукция картины В.М.Васнецова «Богатыри», карточки с заданиями для групп, маркеры, клей, учебник Р.Н. Бунеева «Маленькая дверь большой мир»

Ход урока
1. Организация класса на работу.
Класс разделен на 4 группы. В каждой группе 6-7 учащихся. Столы расставлены «островками», так чтобы учащимся было удобно общаться со всеми членами группы.
Ребята, сегодня у нас с вами будет необычный урок. Мы совершим путешествие во времени. А путешествовать мы будем группами. Давайте пожелаем удачи друг другу. И в добрый путь.

2. Введение в эпоху.
Презентация картин Виктора Михайловича Васнецова, которая проходит под отрывок из оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила» («Дела давно минувших дней»)
Ребята, мы с вами попали в то время, которое было много – много лет назад.
А помогли нам совершить это путешествие художник Виктор Михайлович Васнецов и композитор Михаил Иванович Глинка. Вы услышали отрывок из оперы «Руслан и Людмила». (Слайд)

3. Работа с картиной В.М.Васнецова «Богатыри».
Ребята, но одна картина Виктора Михайловича Васнецова во время нашего путешествия нечаянно рассыпалась на кусочки. Давайте восстановим эту картину.
Работа в группах. Нужно собрать и склеить картину из кусочков. Дети работают в группах. Закончив работу, картины вывешивают на доску.
(Слайд)
Ребята, а кто знает из вас, как называется эта картина? (Богатыри)
Над своим шедевром Виктор Михайлович трудился более 20 лет. Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь.
Давайте с вами вспомним, а кто такие богатыри?
Назовите богатырей, изображенных на картине Васнецова. ( Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич)
Илья Муромец самый сильный и мудрый на черном коне вглядывается вдаль из под мускулистой руки. Его острое копье наготове. (Слайд)
Слева от Ильи Муромца на белом коне грозно вынимает свой тяжелый богатырский меч Добрыня Никитич. (Слайд)
Справа от Ильи Муромца на красно золотистом коне сидит Алеша Попович держит в его руках меткий лук. (Слайд)

4. Повторение изученного.
С кем из богатырей мы уже встречались на уроках чтения? (с Ильей Муромцем)
В произведениях, какого жанра? (богатырская сказка «Сказка про Илью Муромца» и былина «Илья Муромец и Святогор») (Слайд)
Давайте вспомним отрывки из прочитанных произведений.
Работа в группах.
1 группа: найдите и прочитайте, какой наказ дали странники Илье;
2 группа: найдите и прочитайте, как Илья Муромец одолел басурман;
3 группа: прочитайте выразительно отрывок из былины по ролям до слов: «Ох, как больно русски мухи кусаются»…
4 группа: прочитайте выразительно отрывок из былины по ролям со слов: «Тут Святогор-богатырь да опомнился»…

5. Постановка проблемы.
Ребята, сейчас мы послушали отрывки из богатырской сказки и былины. А как вы думаете, есть ли что-то общее в этих литературных жанрах?
Давайте исследуем богатырскую сказку и былину. И посмотрим, чем они схожи, а чем различаются.

6. Сравнение богатырской сказки и былины.
Работать мы будем в группах.
1 и 2 группа будут исследовать богатырскую сказку.
3 и 4 группа будут исследовать былину.
Свое исследование группы записывают на листах.

1 и 3 группа:
1. Что лежит в основе ? ____________________________
2. Кто главные герои? ___________________________________
3. Построение (в стихотворной форме /в прозе)
4. Волшебство (есть /нет)
5. Сильное преувеличение – гипербола (есть / нет)

2 и 4 группа:
6. Песенный характер (да/ нет)
7. Язык (повторы, устаревшие слова, устойчивые выражения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, двойная гласная)
8. Троекратный повтор (есть / нет)
9. Автор ___________________________
Задания выполняются детьми в группах на листах. Листы вывешиваются и сводятся в единую таблицу.

Презентация. Обобщение по каждому пункту. Вывод общей таблицы: сходства и различия.

7. Беседа о богатырях в наши дни.
А для чего русский народ сочинял богатырские сказки и былины?
Ребята, давайте вернемся в наше время. Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время? Где их можно встретить?
Дайте ответ на мои загадки:

С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарники)

Кто, ребята, на границе
Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно наш народ?
(Пограничник.)

У Алёши старший брат,
Он всегда помочь всем рад.
Кошек с дерева сниматель,
Это будущий ... (спасатель)

Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост …
(Солдат.)

Ребята, можем ли мы назвать этих людей богатырями? Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других.
Как и в старину, матушка-Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов своей Родины.
Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли – тоже богатырь.

- А вы можете стать богатырями?

8. Итог урока.
Что вас сегодня удивило на уроке? Какие сделали открытия для себя?
Послушайте, какую оду русскому народу написал композитор Михаил Иванович Глинка. Для прослушивания я порошу вас встать, тем самым мы выразим свою благодарность тем героям, кто защищал и защищает нашу родную землю. И благодаря которым, мы с вами живем под мирным небом.

Категория: Чтение | Добавил: nfnmzyf
Просмотров: 19728 | Загрузок: 1515 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]