Предмет: Основы религиозных культур и светской этики Класс: 4 Тема: Православный праздник «Пасха» Цели урока: - познакомить с традициями празднования главного православного праздника Пасхи; - воспитывать уважительное отношение к православной культуре, традициям русского народа; - обогащать словарный запас учащихся; - развивать творческий потенциал детей. Оборудование урока: мультимедийная установка, презентация, варенные яйца, краски. ХОД УРОКА 1. Организационный момент (создание положительного настроя учащихся) Звучит звон колоколов. На фоне звона учитель читает стихотворение С.Есенина Колокол дремавший разбудил поля, Улыбнулась солнцу сонная земля. Понеслись удары к синим небесам, Звонко раздается голос по лесам. Скрылась за рекою белая луна, Звонко побежала резвая волна. Тихая долина отгоняет сон, Где-то за дорогой замирает звон. - о каком времени года это стихотворение?(о весне) - что происходит весной в природе?(всё оживает, пробуждается) - прочитаем первые две строчки, о каком колоколе идет речь?(о церковном) - какой большой православный праздник празднуем весной? (пасха) 2. Стихотворение С.Есенина называется «Пасхальный благовест» -как вы думаете, какую благую весть принёс нам колокол? Ученик читает стихотворение В. Шамонина "Колокола"
Хорошо на колокольне Позвонить в колокола, Чтобы праздник был раздольней, Чтоб душа запеть могла. Будто ангельское пенье, Этот дивный перезвон Светлым гимном Воскресенья Зазвучал со всех сторон. -О каком Воскресенье извещает нас колокол? 3. 1- слайд - что изображено на экране? (икона) - эта икона называется «Воскресение Христово», рассмотрите и поделитесь вашими чувствами, которые возникают при взгляде на икону? 2- слайд и знакомство с сущностью праздника Воскресший Спаситель в продолжении сорока дней являлся своим ученикам с верными доказательствами своего Воскресения (давал ученикам трогать раны от гвоздей и копья, ел перед ними и т. д.) и беседовал с ними о тайнах Царствия Божия. Апостолы проповедуют, о Воскресении Христовом как о событии в жизни тех, кто принял «пасхальное благовестие» (поверил в Воскресение Христово), - потому что «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас» «Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его (в крещении), то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним… дабы нам не быть уже рабами греху» Сущность христианской веры, выраженная словами: «Христос Воскресе!», определяет и смысл жизни христианина, он видит этот смысл в вечной жизни в Боге, именуемой иначе спасением, понимает, что настоящая (земная) жизнь является не самодовлеющей ценностью, но необходимым условием, преходящей формой бытия личности для достижения ею совершенной жизни в Боге. Иначе говоря, смысл жизни христианина в уподоблении Христу и единении с Ним – ведение высокодуховной жизни, при которой станет возможной вечная жизнь в Царствии Божьем. Прочитайте стихотворение (тексты на парте) и ответьте на вопрос: - Как празднуют пасху люди на Руси? (работа в парах) Из страны далекой ласточки летят, Весело щебечут, людям говорят: "Люди, пробудитесь! К вам весна идет, А с весной - и Пасха радость вам несет. Радость, что из гроба наш Спаситель встал! Детям Он и взрослым избавленье дал!" "Он воскрес из мертвых!- вся земля поет.- И опять на землю скоро Он придёт". Воспевайте, люди: "Наш Христос воскрес!" Есть спасенье людям, и надежда есть! Пары представляют свои ответы. 4. слайды – 3,4,5,6 Одним из главных символов праздника является яйцо. Начиная с четверга, красили, расписывали яйца. Этому уделяли довольно много времени. Красивые раскрашенные яйца считались гордостью семьи. Пасхальный стол – особый: кушания, которые готовили на Пасху, больше не повторялись в течение года. Готовили куличи, пасхи, жарили телятину, запекали окорок. В храмах во время службы горят все свечи и лампады, а в домах зажигали все лампы и люстры. Пасха всегда считалась праздником семейным. Отмечали ее в кругу семьи, а также ходили в гости к ближайшим родственникам, особенно старшим. На Руси был обычай всеобщего целования. В гости брали с собой крашеное яичко. После приветствия "Христос воскресе” – "Воистину воскресе” трижды целовались и одаривали друг дуга яйцами. Этот обычай христосования и одаривания яйцами является отличительной особенностью русской Пасхи. В других странах ничего подобного не наблюдается. В дни Пасхи у христиан было принято раздавать деньги и освященные продукты бедным, чтобы и они могли стать в этот светлый праздник участниками всеобщей радости. -Что нового вы узнали? 4. Практическая деятельность учащихся В пасхальную неделю люди ходили друг к другу в гости, а еще устраивались народные гуляния и весёлые игры. Дети работают в группах, каждой группе предлагается конверт с правилами игры и реквизит, дети изучают правила и проводят игру для всего класса. Слайды -7,8,9 Катанье яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось. Найти яйцо Кто-нибудь заранее прятал картонные, бумажные или пластиковые яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо было отыскать яйцо. Если детей было много, они делились на «команды», и каждая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в отведенное для этого время. Чоканье яйцами Играют парами, ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не треснуло. 5. Творческая работа учащихся Расписать заготовку яйца 6. Итог урока: О каком празднике мы говорили сегодня? Почему он называется главным праздником на Руси? Что вы расскажите своим родителям о празднике «Пасха»? Слайд - 10 7. Домашнее задание: Написать рассказ о том, как празднуется праздник в Вашей семье.
Уважаемая Нина Владимировна! Сообщаю Вам, что работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в конкурсе, хотя, к сожалению, Вы не выполнили пункты 1.1 и 1.2 Требований к конкурсным материалам. Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Пятом открытом профессиональном конкурсе педагогов «Мультимедиа урок в современной школе» и публикации образовательного материала в Интернете на сайте Факультета мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет" www.moi-mummi.ru . Технический эксперт Колокольникова Алла Ивановна.