Цели урока: 1. Образовательные: • сформировать представление о числе шесть и цифре 6; • упражнять в написании цифры 6, сравнении и группировке чисел; • отрабатывать счёт в пределах 6, знания состава числа 6, нахождение взаимосвязи между частью и целым. 2. Развивающие: • развивать устную и математическую речь, пространственное представление, мелкую моторику, логическое мышление, память, внимание, творческую активность. 3. Воспитательные: • воспитывать прилежание, самостоятельность, трудолюбие, расширять кругозор, пробудить познавательный интерес к русским народным сказкам и детской литературе. Оборудование: компьютер;мультимедийная доска; ПО Microsoft Office PowerPoint; мультимедийный проектор Acer; колонки; демонстрационный набор цифр; цифровой веер; плакат с изображением цифры 6; перфокарты; книга «Колобок». Ход урока I. Орг. момент -А ну-ка, дети, встаньте в ряд! Готов к работе мой отряд? Занимай свои места. Математика сложна. Но скажу с почтеньем: Математика нужна Всем без исключения. - Я приглашаю вас в сказку. А в какую, узнаете чуть позже. Нам нужно будет помочь ее героям найти выход из самых различных ситуаций. Сможем мы это сделать только в том случае, если будем очень внимательными, дружными, будем быстро и правильно считать. Не забудьте прихватить с собой те знания, которые вы уже получили. Мотивационный компонент урока. Слайд №1 Создание благоприятной психологической обстановки II.Актуализация знаний а) Загадка. Прием «яркое пятно». (Загадку читают дети) Перед волком не дрожал, От медведя убежал, А лисице на зубок Все ж попался ….(Колобок.) (Хором произносится отгадка) Жил на свете Колобок, Колобок – румяный бок. Он из сказки укатился И сегодня к нам, ребята, На урок он прикатился. (Демонстрируется изображение Колобка) Слайд №2 Колобок принес вам задания и надеется, что вы с ними справитесь. Кто готов отправиться с ним в путешествие по математическим дорожкам? Тогда - в путь! Отправляемся за новыми знаниями. Сказка начинается. (Демонстрируется иллюстрация из сказки. Слайд №3 Прием «яркое пятно») Ученик рассказывает начало сказки: «Жили-были дед да баба. Однажды дед попросил бабку испечь колобок». Учитель продолжает: «А она ему говорит: «Ответишь на мои вопросы, испеку». Давайте поможем дедушке дать правильные ответы. -Прочитайте числа. -Расставьте их по порядку. (1,2,3,4,5) Слайд №4 -Что вы можете сказать об этих числах? (Числа натурального ряда, они образуют отрезок натурального ряда, однозначные, четные:2,4 нечетные:1,3,5) III. «Открытие» нового знания, формулирование темы урока. 1.Разминка. (На вопросы разминки обучающиеся отвечают с помощью цифрового веера) - Сколько углов у шестиугольника? (Шесть) - Какой по счету в году месяц июнь? (Шестой) Сколько букв в слове задача? (Шесть) -В корзине сидят котята. Но котят не видно, а видно 6 хвостиков. Сколько котят в корзине? (Шесть) -Каким по счету день недели – суббота? (Шестой) - Сколько глаз у 3 котят? (Шесть) -Я нашел в лесу у белки Пять лесных орехов мелких. Вот еще один лежит, Мхом заботливо укрыт. Ну и белка! Вот хозяйка! Ты орешки посчитай-ка. (Шесть) - Что интересного вы заметили? ( В условии и ответе встречается слово шесть). - Подумайте, что может это означать? 2. Выведение темы урока. Какова же сегодня тема урока? Выслушиваются ответы детей и выводится тема урока «Число и цифра 6». Слайд №5 (На слайде высвечивается тема урока). Итак, сказка продолжается! Продолжает рассказ следующий ребенок: «Испекла бабка колобок и положила его остывать на подоконник. А Колобок прыгнул на дорожку и покатился по ней в лес. Катится, а навстречу ему…» 3.Загадка. Не барашек и не кот, Носит шубку круглый год. Голубая, серая – для лета, Для зимы другого цвета. (Заяц) (Демонстрируется изображение зайца). Слайд № 6 Физкультминутка. Зайчик быстро скачет в поле. (Прыжки на месте) Очень весело на воле! Подражаем мы зайчишке, Непоседы – ребятишки. Зайка серенький сидит (Присели, ладошки приставили к ушкам и сгибаем в кистях руки) И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапоньки погреть. (Растирают ладошки) Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. (Прыжки на одной ноге по очереди) Кто-то зайку напугал, Зайка прыг – и ускакал! (Прыжок на двух ногах, сесть за парту) 4.Графический диктант. -Чтобы зайчик не съел Колобка, мы должны изобразить зайчика в графическом диктанте. Под диктовку учителя дети графически изображают зайчика. Один ребенок «работает» у доски. После выполнения проверка. 2клетки - в нижний правый угол, 2- вправо, 2 - в верхний правый угол, 1-в нижний правый угол, 2 - в нижний левый угол, 2 - вниз, 1 - влево, 1 - вниз, 2 - вправо, 1 - вниз, 2 - влево, 1 - вниз, 1 - вправо, 1 -вниз, 1 - влево, 1 - в верхний левый угол, 1 - в левый нижний угол, 1 - влево, 1 - вверх, 1-вправо, 1-вверх, 2 - влево, 1 - вверх, 2 - вправо, 1 - вверх, 1 - влево, 2 - вверх, 2 - в верхний левый угол, 1 - в правый верхний угол. Покатился Колобок по лесной тропинке. Вдруг у старой елки повстречал он волка. 5.Знакомство с цифрой 6. (Демонстрируется изображение волка). Слайд 7 А волк ему и говорит: «Я с утра не ел совсем Вот тебя сейчас я съем». Колобок отвечает: «Что ты, серый, не спеши, А задание реши! Ну-ка, отгадай загадку: (дети читают загадку) Слайд 8. -Эта цифра - дверной замочек: Сверху крюк, внизу кружочек». 6. Работа в тетради (урок 34, стр.32, №2). - Проводится сравнение печатной и письменной цифры 6 на наглядном пособии и в учебнике на странице 68. Чистописание цифры 6. Слайд 9. Учитель комментирует правильное написание цифры, а обучающиеся наблюдают за движением карандаша на слайде. Рассматривание записей на доске. 6 66 61 62 -Какую закономерность заметили в каждой строчке? - Самостоятельно продолжите ряды. Взаимопроверка работ в парах. Проверка по слайду 10. Вывод: в 1 строке количество цифр 6 увеличивается на 1, во 2 строчке первая цифра не меняется, а вторая становится больше на 1. -Где нужно разместить 6? Что вы о нем можете сказать? Слайд 11. Физкультминутка. Мы шесть раз в ладоши хлопнем, И шесть раз ногами топнем. А прибавим к трем мы три- Столько мы присесть должны. (6 хлопков, по 6 раз топнуть каждой ногой, 6 приседаний) IV.Первичное закрепление. 1. Состав числа 6. Не успел Колобок уйти от волка по лесной дорожке, а навстречу ему мишка из берлоги. (Демонстрируется изображение медвежонка. Слайд 12). Медведь: «Колобок, я тебя съем». Колобок: «Что ты! Есть меня нельзя. Посмотри, со мной друзья!». Медведь: «Ладно, вкусный Колобок, Отпущу тебя, дружок. Пусть девчонки и мальчишки Решат задание для Мишки». Составление рассказов по рисункам и запись выражений в тетрадь. Работа выполняется с проговариванием. Повторяются различные способы чтения выражений. Получаются записи: 5+1=6 Слайд 13. 4+2=6 Слайд 14. 3+3=6 Слайд 15. -Какие еще выражения можно составить? (1+5=6 2+4=6) 2. Наблюдение над полученными выражениями. Вывод: «От перестановки слагаемых сумма не изменяется». -Что интересного заметили в полученных выражениях? Что можете об этом сказать? (Равенства, все на сложение, в ответе одинаковое число 6, мы узнали, как можно получить число 6, состав числа 6) 3. Работа с перфокартами по составу числа 6. Обучающиеся самостоятельно заполняют перфокарты по составу числа 6. (Проверка выполненной работы по слайду 16. Нажатием мыши пчелка передвигается и открывает пропущенное число). -Не устали? Можно идти дальше. А кто это? V.Тренировочные упражнения и задание на повторение. Колобок в густом лесу Встретил рыжую……(лису). (Демонстрируется изображение лисы) Слайд 17. Я лисичка, я сестричка, Я хожу неслышно. Рано утром по привычке На охоту вышла. Колобок, Колобок, я тебя съем. -Ребята, помните, как закончилась сказка? Давайте изменим конец сказки. Лиса нам предложила выполнить задание. Если мы справимся, то Колобок останется с нами. На экране появляются выражения, в которых нужно выбрать нужное действие. Нажатием мыши знак «встает» на свое место. Слайд 18. 2*4=6 3*1=4 6*3=3 1*5=6 6*5=1 6*2=4 VI.Итог урока. «Открытия». Рефлексия. -Что ж, наше путешествие по сказке подошло к концу. Какие же «открытия» вы сделали, выполняя задания, предложенные героями сказки «Колобок»? Дети высказывают свое мнение, используя слова: Слайд 19. я узнал (а)…. мне понравилось… я научился (лась)… я хочу поделиться…. Ваши знания помогли Колобку остаться с нами и подружится со всеми зверями. Слайды 20-21.