1. Название конкурса «Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». 2. Освоение нового материала 3. Цели урока: обучающая – научить различать старинные меры длины, развивающая – научить детей пользоваться разными способами измерения 4. Задачи урока. • Создание условий для формирования первоначальных представлений о процессе измерения, о зависимости результата измерения от выбранной единицы измерения, о несопоставимости результатов измерений, сделанных разными мерками. • Развитие внимания, воображения, коммуникативных навыков, формирование умения работать в группах, умения рефлексировать. • Воспитание аккуратности, уважение к окружающим. 5. Краткое описание хода урока:Орг. момент • Устный счет включает в себя повторение и закрепление изученного материала: • математическую головоломку, работу с геометрическим материалом (многоугольники и линии), решение задач в стихах, повторение ряда чисел • Подготовка к активной учебной познавательной деятельности • Постановка учебной задачи • Освоение нового содержания • Физминутка из м/ф «Зарядка для хвоста» • Проверка освоения нового содержания • Закрепление • Экспресс-диагностика • Итог урока • Рефлексия 6. Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательный интерес учащихся. Подбор учебного материала позволил ученикам успешно осваивать на уроке запланированную единицу содержания образования (различные меры длины и способы измерения длины предметов) на основе их собственной мотивации и интереса. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.
Ход урока 1. Орг. момент Здравствуйте, сейчас у вас урок математики, но, думаю, вы не откажетесь отправиться в удивительное путешествие. 2. Устный счет Математическая головоломка А куда, вы узнаете, отгадав головоломку. Посмотрите ребята, буквы рассыпались, попробуйте собрать слово. Ф, Р, А, И, К, А Так куда мы с вами отправляемся? (ответы детей) Работа с геометрическим материалом (многоугольники) Посмотрите, на каком самолете мы полетим в путешествие. Что в нем необычного? Какие геометрические фигуры вы видите? Назовите их. Сколько здесь пятиугольников? Кругов? Треугольников? Прямоугольников? Работа с геометрическим материалом (линии) Ребята, чтобы добраться до Африки и не сбиться с пути, нам надо выбрать правильный маршрутный лист. Посмотрите есть 5 вариантов, вам надо выбрать правильный и показать его номер с помощью числового веера. Наш маршрут – это незамкнутая, ломаная линия, которая состоит из 6 звеньев. Приготовьте ответы, покажите. Решение задач Чтобы завести моторы, надо решить задачи в стихах о жителях Африки. Ответы к задачам покажите на числовом веере. Задачи в стихах. 1. Слон, слониха, два слонёнка Шли толпой на водопой. А навстречу три тигрёнка С водопоя шли домой. Сосчитайте поскорей, Сколько встретилось друзей? (7) 2.Две весёлые мартышки Покупать ходили книжки. И купили книг по пять, Чтобы было что читать. Только бедные мартышки Сосчитать не могут книжки. Вы мартышкам помогите, Сколько книг у них скажите?(10) 3.Я по Африке гуляла, Обезьянок там считала. Две играли на песке, Три уселись на стволе, А четыре спинки грели, Сосчитать вы всех успели?(9) 4.Пять тигрят в футбол играли, Одного домой позвали. Он глядит назад, считает, Сколько там тигрят играет? (4) Отложили веер. Завели моторы, полетели! Мы с вами приземлились в Африке, посмотрите, как выглядит она на карте. Африка – это часть земли, которая называется материк. Откройте конверт, возьмите лист, который нам сегодня заменит ваши обычные тетради. Проведите пальчиком по контуру. Какая это линия? Почему она такой формы?(ответы детей) Последующее и предыдущее число Чтобы выйти из самолета, нам надо спуститься по математическому трапу (сверху вниз), для этого напишите в клеточках соседей чисел 2, 5, 8, 3, 7. Правила посадки при письме. А теперь проверим: o Назовите соседей числа 2, 5, 8, 3, 7; o Назовите число, следующее за числом 2, за числом 8; o Назовите число предыдущее числу 5, числу 7; 3. Подготовка к активной учебной познавательной деятельности Ребята, посмотрите, нас встречают герои мультфильма «38 попугаев». Давайте узнаем, с какой просьбой обратился однажды Удав к своим друзьям? Просмотр м/ф. Какое желание возникло у Удава? Смогли ли друзья помочь Удаву? Как? 4. Постановка учебной задачи И мы сейчас с вами будем учиться измерять длину разных предметов. 5. Освоение нового содержания Я тоже хочу обратиться к вам с просьбой. У меня есть моток веревки, длину которой надо измерить? Как мы это можем это сделать? (ответы детей) С древних времен люди, задумываясь над этим вопросом, предлагали разные способы измерения длины. В старину на Руси длину предметов измеряли вот так. Посмотрите. Косая сажень - расстояние от подошвы ноги до конца большого пальца вытянутой вверх противоположной руки. В былинах часто употребляется выражение «косая сажень в плечах». Так говорили о русских богатырях. Маховая сажень - расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук. Аршин – длина всей руки. Локоть – расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца. Пядь – расстояние между концами растянутых пальцев руки — большого и указательного. Ладонь – ширина 4-х пальцев. Вершок – длина верхней части пальца. (показать) Я вам прочитаю отрывок из сказки, в которой тоже употребляются старинные меры длины. А вы подумайте, о ком идет речь? …Да игрушечку-конька Ростом только В три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами… О ком идет речь? Написал эту сказку П.П. Ершов. Какие старинные меры измерения длины вам встретились в этом отрывке? 6. Физминутка из м/ф «Зарядка для хвоста» Измерим длину моей верёвки разными мерами длины (маховая сажень, аршин и локоть) (учитель измеряет, дети считают). Верёвка одна и та же, а результаты у всех разные. Почему? (ответы детей) Если мы используем разные мерки, получается разные результаты измерения одного и того же предмета. Откройте конверт, возьмите веревку. Вы будете работать в парах (измерить пядью и ладонью). Почему получились разные результаты? 7. Проверка освоения нового содержания Работа по учебнику №5 с.57 Чем измеряет длину ткани первый продавец? Второй продавец? В каком куске больше ткани в оранжевом или желтом? В желтом или голубом? В красном или голубом? Закройте учебники. 8. Закрепление Посмотрите, на ваших листочках есть две полоски. Чем мы можем измерить их длину? Назовите длину первой полоски, второй полоски. Нарисуйте третью полоску синим карандашом так, чтобы ее длина была меньше первой и второй полоски? Чему равна длина третьей полоски? 9. Экспресс-диагностика Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться. Мы сможем это сделать, если вы правильно подчеркнете то, с помощью чего можно измерять длину. Вершок, литр, локоть, клетка, сажень, грамм (прочитать слова) Посмотрите на правильные ответы, встаньте те, кто выполнил это задание так же. Мы можем возвращаться домой. 10. Итог урока Что нового вы узнали за время нашего путешествия? Что научились делать? 11. Рефлексия Если вам понравилось наше путешествие, выходя из класса, прикрепите к пальме желтый банан, а если во время путешествия вы скучали – зеленый!