Тема урока Решение задач. Составление и решение обратных задач. Предмет математика Класс 3 Автор урока (ФИО, должность) Григорьева Людмила Васильевна, учитель начальных классов. Образовательное учреждение муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 4 города Лабинска муниципального образования Лабинский район Республика/край, город/поселение Россия, Краснодарский край, город Лабинск Методическая информация Тип урока урок закрепление изученного материала Цели урока
1. Учить решать задачи. 2. Развивать логическое мышление, активность и внимание учащихся. 3. Воспитывать интерес к занятиям математикой.
2. Задачи урока Совершенствовать умение решать простые и составные задачи, развивать вычислительные навыки учащихся, закреплять умение находить число по его доле, работать над развитием у учащихся математической речи, умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; прививать познавательный интерес к предмету путем применения информационных технологий.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Актуализируют знания по теме «Решение составных задач. Составление и решение обратных задач», «Деление с остатком», «Выполнение порядка действий в выражении», «Многозначные числа» Закрепят навык устного счета, самостоятельной работы, применения актуализированных теоретических знаний при решении различных видов практических упражнений.
Необходимое оборудование и материалы компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск Подробный конспект урока Мотивация учащихся Мотивация учебной деятельности, умение решать составные задачи, составлять и решать задачи обратные данным. Ход и содержание урока Ход урока l. Организационный момент. ll. Сообщение темы и цели урока. Сегодня на уроке мы будем учиться решать задачи, составлять задачи, обратные данным и решать их. А помогать нам будут жители цветочного городка Незнайка и его друзья. lll. Активация умственной деятельности учащихся. Устный счет. Начнем урок с задания, которое предложил нам Незнайка. Слайд 1 1.На какие группы разбивается данный ряд чисел: 1, 3, 22, 60, 99, 5, 7, 4, 8, 161, 180. ( Дети дают ответы, что данный ряд чисел можно разбить на: А: Однозначные, двузначные, трехзначные числа. Б: Четные и нечетные) Слайд 2 2.Каждое однозначное число увеличить в 6 раз. Ответ: 1, 3, 5, 7, 4, 8-было 6, 18, 30, 42. 24, 48-стало Незнайка доволен вашей помощью. 3.Знайка оказался менее везучим, летел он к нам на воздушном шаре, спрыгнул с парашютом, когда шар стало относить на болото. Но не все кочки этого болота надежны. Помоги Знайке выбраться на берег, решите примеры. Слайд 3 3*9+40 100-5*5 50:5*0 (51+19):10 72:8 69+13 100-72 Прочитайте первое и четвертое выражение разными способами. Знайка пришел не с пустыми руками, решил предложить вам поиграть в игру «Лучший счетчик» На доске написаны числа, К доске выходят два человека, которые записывают все табличные случаи умножения, в ответе которых получается данное число 12, 81, 56, 63, 18, 21, 42 Побеждает тот ученик, который быстрее всех дойдет к ответу 63. Тесты прилагаются. Индивидуальное задание проверяется. Слайд 4 5.Ромашка тоже наша гостья. Она предлагает решить задачу. Попрыгунья стрекоза 1/3 часть суток спала, 2/4 от суток-пела, 1/6 часть суток танцевала. Все остальное время она готовилась к зиме. Сколько времени она готовилась к зиме? а) Как найти дробь от числа? б) Решение задачи. Слайд 5 6. Ромашка, Знайка и Незнайка любят приходить друг к другу в гости со своими игрушками. Ромашка приносит не ежика, Знайка приносит не Буратино и не ежика. Кто какую игрушку приносит? У Знайки - кот У Ромашки - Буратино У незнайки – ежик Сказочные герои останутся с нами, а мы будем решать задачи. lv. Работа над новым материалом. Жители цветочного города Винтик и Шпунтик предлагают вам решить задачи. Слайд 6 1.Решение задачи. Когда нечего было делать, эти мастера делали детям трехколесные велосипеды. Всего у них было 90 колес. Они сделали 9 велосипедов. Сколько колес у них осталось? 2. Анализ задачи и ее решение. 3. Проверка решения задачи. 4. Составление и решение задач, обратных данной. Дети составляют 3 задачи, обратные данной. Каждый ряд решает в тетради только одну составленную задачу по действиям и записывает выражение к уже решенной задаче. 90 3 9 - прямая задача А) 3 9 63 Винтик и Шпунтик сделали 9 трехколесных велосипедов, и у них осталось еще 63 колеса. Сколько всего колес было у мастеров? Б) 90 9 63 У Винтика и Шпунтика было 90 колес. Они сделали 9 велосипедов , после чего у них осталось 63 колеса. Сколько колес ставили на один велосипед? В) 90 3 63 У Винтика и Шпунтика было 90 колес. После того, как они сделали несколько трехколесных велосипедов, у них осталось 63 колеса. Сколько велосипедов сделали мастера? v. Физкультминутка Вышли мышки как-то раз Посмотреть: «Который час?» Раз-два-три-четыре! Мышки дернули за гири Тут раздался страшный звон Побежали мышки вон! vl. Закрепление раннее изученного материала Слайд 7 1. Решение задачи. Пончик большой любитель сладкого. Возвращается он как-то домой, а в вазе у него лежат конфеты, пряники и зефир. Пряников-7, зефира-6, а конфет и зефира в 3 раза больше, чем пряников. Сколько конфет съест Пончик? 2. Анализ задачи. 3. Решение задачи в тетрадях с последующей проверкой. 4. Работа по карточкам Желтый Реши примеры 18:4 21:5 43:8 Синий Выбери примеры на деление с остатком 16:8 29:5 18:3 27:4 63:6 Красный Исправь ошибки :5=8(ост.5) :6=6(ост.3) :4=8(ост.наибольший) vll. Рефлексия Слайд 8 Продолжите предложения Мне понравилось… Мне было трудно… Проверка и оценивание ЗУНКов Учащиеся по ходу урока заполняют карточку, в которой ставят балл за правильно решенное задание: 20-21 балл -5, 18-19 – 4, менее 18 баллов – будем учиться решать примеры. Рефлексия деятельности на уроке Учащиеся в конце урока делают выводы: Мне понравилось… Мне было трудно…
Домашнее задание Пункт №3 поможет закрепить навык выполнения порядка действий, пункт № 5 умение составлять обратные задачи к данной, дифференцированные карточки.