1. Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». 2. Урок-исследование 3. Цели урока: Создать условия для исследования и усвоения понятия производительность труда и формирования умения применять эти знания при решении задач данного типа. 4. Задачи урока: - Продолжить развитие логического мышления, математической речи учеников, потребности и навыков совместного поиска ответа на вопрос, формирование исследовательских умений: способности анализировать условия задач и результаты, формулировать выводы, аргументировать свою собственную позицию, содействовать дальнейшему росту интереса к процессу познания. -Способствовать формированию коммуникативной культуры - умения работать в группах, выслушивать и уважать мнения других, аккуратно вести рабочие записи. - Содействовать повышению работоспособности путем проведения физкультминутки благоприятной атмосферы в классе. 5. Краткое описание хода урока: Слайд 1 I Актуализация знаний а) мотивация - Урок математики. Как вы понимаете урок-исследование? - Вы правы, добавлю, что исследование предполагает решение проблемы, выдвижение гипотезы (предположения), и на основе анализа делаются соответствующие выводы.
Слайд 2 б) фиксация затруднений - Рассмотрите диаграмму, отражающую успеваемость нашего класса по математике за 1 и 2 четверть. Что вы заметили? (успеваемость снизилась) - По какой причине это произошло? Ваши предположения? - Вы во многом правы, но есть еще одна причина. Хотите ее узнать исследовать? Слайд 3 (работа в группах) - Перед вами листочки с заданием. В группах решите примеры по порядку, соотнесите их ответы с буквами в таблице и запишите буквы в клеточках. Вспомним правила работы в группе. (Говорить шепотом, не перебивать «говорящего», распределять работу) - Прочитайте, что у вас получилось? (производительность труда) II Операционно-исполнительский этап - Как вы понимаете выражение «производительность труда»? - Сравните ваши предположения с объяснением авторов в учебнике на странице 62. (Скорость работы за определенное время называют производительностью) - Следовательно, что такое производительность? (скорость работы за определенное время) -У какой группы производительность была выше? - Определите тему нашего исследования! Слайд 4__ (Влияние производительности труда на успеваемость школьника) - Определите цели сегодняшнего урока (исследовать производительность работы при решении задач, соотнести затраченное время и объем работы, сформулировать выводы) - Подумайте, как производительность труда связана с объемом работы? (чем выше скорость работы, тем больше объем выполненных заданий) - А как время работы влияет на объем выполненных заданий? (с увеличением времени работы увеличивается объем) - Следовательно, от чего зависит объем работы? (от времени и скорости работы) - Каким образом мы можем убедиться в верности этих утверждений? ( практическим путем – решением примеров и задач) - Предложите план работы. Слайд 5__ План работы: 1) Проверить гипотезу путем решения задач на производительность труда 2) соотнести затраченное время с объемом выполненной работы 3) сделать выводы III Проверка гипотез Слайд 6 1) - В заводском цехе работает конвейер, разливающий фруктовый сок. За 13 часов работы с него сошло 949 банок сока. Какова его производительность? (73 банки в час) - А потом включили второй конвейер, который за 11 часов изготовил 737 банок сока. Определите его производительность. ( 67 банок в час) - У какого конвейера производительность труда выше? Почему? ( у первого, так как за час произвел больше сока) - Оба конвейера стали работать одновременно. Какова их общая производительность? (67 + 73 = 140 банок в час) - Как время работы и производительность труда влияют на объем выполненной работы? (а) увеличение времени или увеличение производительности труда приводит к увеличению объема работы б) совместная работа также приводит к увеличению объема работы) Слайд 7__ 2) - Прочитайте задачу № 2 (стр.62) Сколько задач? (3) Каждая задача является продолжением предыдущей. Даю вам 10 минут на их решение без краткого условия, но с пояснением к действиям. Кому нужна моя помощь…… - Проверим. Кто решил только 1-ю задачу? (а) 29 x 8 = 232 (д.) – за 8 часов - Кто решил 2-ю задачу? (б) 1) 232 + 160 = 392 (д.) – на новом оборудовании 2) 392 : 8 = 49 (д.) - за час на новом оборудовании - Кто решил 3-ю задачу? (в) 1176 : 392 = 3 (д.) – будет работать - Почему объем выполненной работы у всех разный? С чем это связано? (поскольку время было дано одинаковое: разный уровень усвоения знаний, разная работоспособность, разные умения и навыки повлияли на производительность работы) - Может быть это связано с переутомлением. Слайд 8 Физкультминутка для глаз - Давайте немного отдохнем Слайд 9__ 3) - Продолжаем исследование. Прочитайте задание № 5 на странице 63. Перед вами таблица выпуска продукции автомобильного завода по кварталам. Что такое квартал? Что нужно определить в задаче? Третьему ряду предлагаю самостоятельно каждому определить производительность труда завода в каждый квартал, 2 ряд работает парами, а 1 ряд – группами. Сколько примеров придется решить каждому из вас? Как вы организуете работу? - Проверим решение. Какова производительность завода за месяц в каждом квартале? - Какой объем работы завода за год и средняя производительность за месяц? 1способ 6270+7860+5940+6030=26100 (м) – объем за год 26100: 12=2175 (м) – средняя производительность за месяц 2 способ 2090+2610+1980+2020=8700 8700: 4=2175 (м) - Почему объем выполненной работы больше у ребят с 1-го ряда? (работали в группе) - Следовательно, как еще можно увеличить производительность на уроке? ( работать в группе, сотрудничать)
Слайд 10_ - Так в чем же причина снижения успеваемости во 2 четверть? (Снизилась производительность труда, которая повлияла на объем знаний, а значит и на качество работы) - Как исправить положение? (Решать задачи и примеры, посещать кружок по математике, помогать друг другу) IV Закрепление нового материала Слайд 11__ - Пете предложили решить задачу: Отец с сыном красит забор длиной 12 м. Если бы отец красил один, ему б потребовалось 3 часа, а сыну на эту работу нужно 4 часа. У кого производительность выше? Петя ответил: у сына. Как он рассуждал? Назови ошибку в его рассуждениях. Слайд 12__ - Оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя поставите? - Кто из учеников помог своими рассуждениями усвоить тему урока-исследования? VI Домашнее задание Слайд13__ - стр. 63 № 6, № 3 - Как проверите свою производительность? (по времени на часах) - А кто хочет увеличить производительность работы по предмету, выполните задание № 4 – по желанию. 6. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др.: Развитие исследовательских умений дает: - возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин; - возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся; - возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом. При подготовке к уроку были учтены все программные требования по данному умению. Решение задач на производительность опирается на умение решать задачи на пропорциональную зависимость, и являются самыми распространенными в курсе математики. В такой зависимости находятся скорость и длина пройденного пути, стоимость одной единицы товара и общая стоимость, время и объем работы. Умение видеть в задаче такую зависимость основывается на жизненном опыте учеников. Простые задачи на производительность решаются по той же формуле, что и задачи на скорость – меняются лишь значения величин. При решении задач дети должны понимать алгоритм деления на двузначное число.