Тема урока Решение задач. Составление и решение обратных задач. Предмет математика Класс 3 Автор урока (ФИО, должность) Шевелева Светлана Викторовна, учитель начальных классов. Образовательное учреждение муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 4 города Лабинска муниципального образования Лабинский район Республика/край, город/поселение Россия, Краснодарский край, город Лабинск Методическая информация Тип урока урок закрепление изученного материала Цели урока 1.Закреплять умение решать составные задачи, составлять задачи, обратные данной . 2. Развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать и обобщать. 3. Развивать логическое мышление учащихся, воспитывать интерес к занятиям математикой. Задачи урока Совершенствовать умение решать простые и составные задачи, развивать вычислительные навыки учащихся, закреплять умение находить число по его доле, работать над развитием у учащихся математической речи, умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; прививать познавательный интерес к предмету путем применения информационных технологий.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Актуализируют знания по теме «Решение составных задач. Составление и решение обратных задач», «Нахождение доли от числа», «Выполнение порядка действий в выражении», «Решение задач на нахождение площади» Закрепят навык устного счета, самостоятельной работы, применения актуализированных теоретических знаний при решении различных видов практических упражнений.
Необходимое оборудование и материалы компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск Подробный конспект урока Мотивация учащихся Мотивация учебной деятельности, умение решать составные задачи, составлять и решать задачи обратные данным. Ход и содержание урока Ход урока 1.Организационный момент. 2. Сообщение темы и цели урока. 3. Активизация умственной деятельности учащихся. Устный счет. «Мозговой штурм» Игра «Концовки» слайд 1 - если красный карандаш в 3 раза длиннее синего, то синий… слайд 2 - если стол в 2 раза выше табурета, то табурет… слайд 3 - если папа в 3 раза тяжелее сына, то сын… слайд 4 - если Оля сидит позади Тани, то Таня… слайд 5 - если в 1 коробке 12 цветных карандашей, во второй столько сколько в первой, а в третьей карандашей столько сколько во второй коробке, то сколько карандашей в третьей коробке…
Какое время года наступило? (зима) По каким признакам вы определили? (холодно, мороз, идет снег, очень мало птиц, короткий день, а длинная ночь , некоторые животные впали в спячку, за животными домашними ухаживают люди, очень трудно приходится птицам . Чем мы с вами можем помочь зимующим птицам?)
Сегодня мы с вами отправимся в зимнюю сказку. Совершим увлекательное путешествие с её героями. слайд 6 И так жили- были дед да баба. Как- то раз говорит баба деду: «Все лежишь на печи, кого ждешь? А сосед Евсей наловил целый воз карасей!» Нечего делать: запряг дед лошадку и поехал на рыбалку. А) Нелегко поймать рыбку, да еще и речка замерзла. Надо прорубь прорубить. А должна она быть не маленькой и не большой. слайд 7 Дед решил 24 кв. дм. будет достаточно. ( какие стороны будет иметь прорубь) слайд № 8 8 и 3, 6 и 4 , 2 и 12. Как найти площадь? Какими единицами измеряется площадь? Почему дед решил измерять площадь квадратными дециметрами? Б) А рыбалка оказалась очень удачной и день солнечный, и клев хороший. Дед решил сосчитать свой улов. слайд 8 (найдите третье число) 74 56 18 5 40 8
72 … 43 7 … 4 караси окуни 31 … 20 7 … 3 В) Среди карасей и окуней оказались и щуки. А их было 1/8 часть суммы карасей и окуней. (11+21) : 8 = 4 Г) Погрузил дед рыбу на возок и счастливый отправился домой. ( А какая рыба водится в наших водоемах?) Едет дед посвистывает и видит: лиса растянулась на дороге будто неживая. слайд10
Вот и воротник на шубу моей старухе. А в уме прикинул: шуба, которую купил бабе стоила 80 рублей. А воротник будет стоить ½ часть стоимости шубы. Сколько будет стоить шуба с воротником? 80+ ( 80 : 2 ) = 120 рублей Д) Наелась рыбы лиса и сидит, считает оставшуюся. Вдруг откуда ни возьмись волк – худой голодный . «Поделись со мной рыбкой , кума, целый день по лесу рыскал ничего не поймал.» Жалко лисе добычи , да и волка жалко тоже, по соседству в лесу живёт. «Хорошо», - говорит лиса : «Я поделюсь с тобой, если ты поможешь мне посчитать оставшуюся рыбу. слайд 11
Е) В моем улове 17 карасей, 12 окуней, а щук в 6 раз меньше, чем окуней. Сколько щук в моем улове? Все ли данные использованы при решении задачи? Какие вопросы можно еще можно поставить к задаче? Сколько щук в улове у лисы? 12:6=2 На сколько карасей больше ,чем окуней? 17-12=5 На сколько карасей больше, чем щук? 17-2=15 На сколько щук меньше, чем окуней? 12-2=10 Сколько карасей и окуней у лисы? 17+12=29 Сколько карасей и щук в улове у лисы? 17+(12:6)=19 Сколько окуней и щук в улове? 12+(12:6)=14 Поставьте вопрос к задаче чтобы можно было использовать все данные ? ( Сколько всего рыбы удалось выбросить лисе с воза?) 17 + (12: 6) + 12 =31 ( р) 4.Работа над новым материалом. Не успела лиса и глазом моргнуть , а рыбки уже и нет. И снова голодные волчьи глаза умоляюще смотрят на лису. Ладно, думает лиса дам еще рыбу, но с условием. Мой сыночек учится в лесной школе в 3 классе, но не очень усерден в учебе. А ему задали домой такую трудную задачу, что и я справиться с ней не смогла. Поможешь, рыбка твоя, а если нет, не обессудь. слайд12
А) В лесной школе за пятью столами сидят по 4 зайца, а на веточке 19 птичек- невеличек. Сколько учеников в лесной школе? - анализ задачи и ее решение в тетрадях. - проверка решения задачи. - составление и решение задач, обратных данной. (дети составляют 3 задачи, обратные данной. Каждый ряд решает в тетради только одну составленную задачу по действиям и записывает выражение к уже решенной задаче)
4 5 19 … прямая задача
А 4 5 … 39 обратная задача Всего в лесной школе учатся 39 учеников. За пятью столами сидят по 4 зайца. Сколько в лесной школе птичек- невеличек?
Б 4 … 19 39 обратная задача
В лесной школе 39 учеников. Из них 19 птичек- невеличек, и за несколькими столами сидят по 5 зайцев. За сколькими столами сидят зайцы?
В … 5 19 39 обратная задача
В лесной школе учатся 39 учеников. Из них 19 птичек-невеличек, и за четырьмя столами сидят по несколько зайцев. Сколько зайцев сидит за одним столом? 6. Физкультминутка
Сколько елочек зеленых , столько сделаем наклонов, Сколько красненьких кружков, столько сделаем прыжков, А теперь легко подышем, Снова сядем и запишем.
7.Закрепление раннее изученного материала. Обрадовалась лиса, что задачу самой решать не надо, но вспомнила что там еще и примеры. Предложу ка я ему еще одну рыбешку , может он и их решит. А. (Записать надо только те выражения, где последнее действие вычитание)
желтый синий красный 1/2 от 18 2/9 от 72 1/7 от суммы чисел 70 и 21 1/5 от 50 3/7 от 21 3/10 от разности чисел 100 и 30 1/9 от 72 4/8 от 80 7/9 от произведения чисел 8 и 9 1/4 от 28 5/10 от 100 8. Итог урока. Вы хорошо поработали на уроке. Но мне хотелось бы закончить урок последним для вас заданием, вставьте по смыслу нужные слова: слайд 13
Три пути ведут к знаниям: путь размышления – самый …. путь подражания- самый….., путь опыта самый….. ( благодарный, легкий, горький) Гений состоит из 1 % вдохновения и 99 % потения
9. Рефлексия слайд 14 Нам немножко не везет. Заблудилась где - то зима, не балует она нас снегом. Но вы помните, что сегодня у нас сказочный урок. С неба сыплются волшебные звезды. Посмотрите, они разного цвета. А вы для себя каждый выберете свою звездочку, но помните о том что, если вам на уроке было интересно, вы справились со всеми заданиями сами, то возьмите зеленую звездочку. Если вы пользовались подсказками учителя и ребят, то звездочку синюю, а если у вас возникли трудности, а я надеюсь что таких ребят на уроке не было, звездочку надо взять красную. Проверка и оценивание ЗУНКов Учащиеся по ходу урока заполняют карточку, в которой ставят балл за правильно решенное задание: 20-21 балл -5, 18-19 – 4, менее 18 баллов – будем учиться решать примеры. Рефлексия деятельности на уроке Учащиеся в конце урока выберут волшебные звездочки. Если задания, выполнены самостоятельно и на уроке было интересно надо взять зеленую звездочку, если задания выполнены с помощью учителя и ребят – синюю, если на уроке было не интересно- красную. Домашнее задание Пункт №4 поможет закрепить навык выполнения порядка действий, пункт № 2 умение составлять обратные задачи к данной, индивидуальные карточки. Дополнительная необходимая информация В помощь учителю Использованные источники и литература (если имеются) М.И.Моро, М.А.Бантова и др. учебник для 3 класса 2009г, Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках математики, 3кл. 2007г. Библиотека «Первого сентября» Олимпиады и интеллектуальные игры , 2000г. Г.В.Керова «Нестандартные задачи по математике» 1-4 классы Москва, 2010 г.
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Визуальное восприятие способствует более высокому качеству его усвоения. Использование презентации дает возможность увеличить объём учебной информации. Советы по логическому переходу от данного урока к последующим Данный урок – урок закрепления пройденного материала. Презентацию можно использовать для актуализации опорных знаний, при выработке умений и навыков и повторении выборочными слайдами