Четверг, 03.10.2024, 14:42
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы начальной школы » Математика

Урок-сказка по теме: Решение задач. Составление и решение обратных задач
[ · Скачать удаленно (1.56 Mb) ]
10.01.2011, 07:14
Тема урока Решение задач. Составление и решение обратных задач.
Предмет математика
Класс 3
Автор урока (ФИО, должность) Шевелева Светлана Викторовна, учитель начальных классов.
Образовательное учреждение муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 4 города Лабинска муниципального образования Лабинский район
Республика/край, город/поселение Россия, Краснодарский край, город Лабинск
Методическая информация
Тип урока урок закрепление изученного материала
Цели урока
1.Закреплять умение решать составные задачи, составлять задачи, обратные данной .
2. Развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать и обобщать.
3. Развивать логическое мышление учащихся, воспитывать интерес к занятиям математикой.
Задачи урока
Совершенствовать умение решать простые и составные задачи, развивать вычислительные навыки учащихся, закреплять умение находить число по его доле, работать над развитием у учащихся математической речи, умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; прививать познавательный интерес к предмету путем применения информационных технологий.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Актуализируют знания по теме «Решение составных задач. Составление и решение обратных задач», «Нахождение доли от числа», «Выполнение порядка действий в выражении», «Решение задач на нахождение площади»
Закрепят навык устного счета, самостоятельной работы, применения актуализированных теоретических знаний при решении различных видов практических упражнений.

Необходимое оборудование и материалы компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся
Мотивация учебной деятельности, умение решать составные задачи, составлять и решать задачи обратные данным.
Ход и содержание урока
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Активизация умственной деятельности учащихся. Устный счет.
«Мозговой штурм»
Игра «Концовки»
слайд 1
- если красный карандаш в 3 раза длиннее синего, то синий…
слайд 2
- если стол в 2 раза выше табурета, то табурет…
слайд 3
- если папа в 3 раза тяжелее сына, то сын…
слайд 4
- если Оля сидит позади Тани, то Таня…
слайд 5
- если в 1 коробке 12 цветных карандашей, во второй столько сколько
в первой, а в третьей карандашей столько сколько во второй коробке, то сколько карандашей в третьей коробке…

Какое время года наступило? (зима)
По каким признакам вы определили? (холодно, мороз, идет снег, очень мало птиц, короткий день, а длинная ночь , некоторые животные впали в спячку, за животными домашними ухаживают люди, очень трудно приходится птицам . Чем мы с вами можем помочь зимующим птицам?)

Сегодня мы с вами отправимся в зимнюю сказку. Совершим увлекательное путешествие с её героями.
слайд 6
И так жили- были дед да баба. Как- то раз говорит баба деду: «Все лежишь на печи, кого ждешь? А сосед Евсей наловил целый воз карасей!»
Нечего делать: запряг дед лошадку и поехал на рыбалку.
А) Нелегко поймать рыбку, да еще и речка замерзла. Надо прорубь прорубить. А должна она быть не маленькой и не большой.
слайд 7
Дед решил 24 кв. дм. будет достаточно.
( какие стороны будет иметь прорубь)
слайд № 8
8 и 3, 6 и 4 , 2 и 12.
Как найти площадь?
Какими единицами измеряется площадь?
Почему дед решил измерять площадь квадратными дециметрами?
Б) А рыбалка оказалась очень удачной и день солнечный, и клев хороший.
Дед решил сосчитать свой улов.
слайд 8
(найдите третье число)
74 56 18 5 40 8

72 … 43 7 … 4
караси окуни
31 … 20 7 … 3
В) Среди карасей и окуней оказались и щуки.
А их было 1/8 часть суммы карасей и окуней.
(11+21) : 8 = 4
Г) Погрузил дед рыбу на возок и счастливый отправился домой.
( А какая рыба водится в наших водоемах?)
Едет дед посвистывает и видит: лиса растянулась на дороге будто неживая.
слайд10

Вот и воротник на шубу моей старухе. А в уме прикинул: шуба, которую купил бабе стоила 80 рублей. А воротник будет стоить ½ часть стоимости шубы. Сколько будет стоить шуба с воротником?
80+ ( 80 : 2 ) = 120 рублей
Д) Наелась рыбы лиса и сидит, считает оставшуюся. Вдруг откуда ни возьмись волк – худой голодный . «Поделись со мной рыбкой , кума, целый день по лесу рыскал ничего не поймал.» Жалко лисе добычи , да и волка жалко тоже, по соседству в лесу живёт. «Хорошо», - говорит лиса :
«Я поделюсь с тобой, если ты поможешь мне посчитать оставшуюся рыбу.
слайд 11

Е) В моем улове 17 карасей, 12 окуней, а щук в 6 раз меньше, чем окуней.
Сколько щук в моем улове?
Все ли данные использованы при решении задачи?
Какие вопросы можно еще можно поставить к задаче?
Сколько щук в улове у лисы? 12:6=2
На сколько карасей больше ,чем окуней? 17-12=5
На сколько карасей больше, чем щук? 17-2=15
На сколько щук меньше, чем окуней? 12-2=10
Сколько карасей и окуней у лисы? 17+12=29
Сколько карасей и щук в улове у лисы? 17+(12:6)=19
Сколько окуней и щук в улове? 12+(12:6)=14
Поставьте вопрос к задаче чтобы можно было использовать все данные ?
( Сколько всего рыбы удалось выбросить лисе с воза?)
17 + (12: 6) + 12 =31 ( р)
4.Работа над новым материалом.
Не успела лиса и глазом моргнуть , а рыбки уже и нет. И снова голодные волчьи глаза умоляюще смотрят на лису. Ладно, думает лиса дам еще рыбу, но с условием.
Мой сыночек учится в лесной школе в 3 классе, но не очень усерден в учебе. А ему задали домой такую трудную задачу, что и я справиться с ней не смогла. Поможешь, рыбка твоя, а если нет, не обессудь.
слайд12

А) В лесной школе за пятью столами сидят по 4 зайца, а на веточке 19 птичек- невеличек. Сколько учеников в лесной школе?
- анализ задачи и ее решение в тетрадях.
- проверка решения задачи.
- составление и решение задач, обратных данной.
(дети составляют 3 задачи, обратные данной. Каждый ряд решает в тетради только одну составленную задачу по действиям и записывает выражение к уже решенной задаче)

4 5 19 … прямая задача

А 4 5 … 39 обратная задача
Всего в лесной школе учатся 39 учеников. За пятью столами сидят
по 4 зайца. Сколько в лесной школе птичек- невеличек?

Б 4 … 19 39 обратная задача

В лесной школе 39 учеников. Из них 19 птичек- невеличек, и за несколькими столами сидят по 5 зайцев. За сколькими столами сидят зайцы?

В … 5 19 39 обратная задача

В лесной школе учатся 39 учеников. Из них 19 птичек-невеличек, и за четырьмя столами сидят по несколько зайцев. Сколько зайцев сидит за одним столом?
6. Физкультминутка

Сколько елочек зеленых , столько сделаем наклонов,
Сколько красненьких кружков, столько сделаем прыжков,
А теперь легко подышем,
Снова сядем и запишем.

7.Закрепление раннее изученного материала.
Обрадовалась лиса, что задачу самой решать не надо, но вспомнила что там еще и примеры. Предложу ка я ему еще одну рыбешку , может он и их решит.
А. (Записать надо только те выражения, где последнее действие вычитание)

45+6*9-90 100-9*9+16
56:8+9*8 (31-7):24
51-8*5-11 49:7+9*8
63:9*5:7 7*5-10*4

Б. задания по группам дифференцированно

желтый синий красный
1/2 от 18 2/9 от 72 1/7 от суммы чисел 70 и 21
1/5 от 50 3/7 от 21 3/10 от разности чисел 100 и 30
1/9 от 72 4/8 от 80 7/9 от произведения чисел 8 и 9
1/4 от 28 5/10 от 100
8. Итог урока.
Вы хорошо поработали на уроке. Но мне хотелось бы закончить урок последним для вас заданием, вставьте по смыслу нужные слова:
слайд 13

Три пути ведут к знаниям: путь размышления – самый ….
путь подражания- самый….., путь опыта самый…..
( благодарный, легкий, горький)
Гений состоит из 1 % вдохновения и 99 % потения

9. Рефлексия
слайд 14
Нам немножко не везет. Заблудилась где - то зима, не балует она нас снегом. Но вы помните, что сегодня у нас сказочный урок. С неба сыплются волшебные звезды. Посмотрите, они разного цвета. А вы для себя каждый выберете свою звездочку, но помните о том что, если вам на уроке было интересно, вы справились со всеми заданиями сами, то возьмите зеленую звездочку. Если вы пользовались подсказками учителя и ребят, то звездочку синюю, а если у вас возникли трудности, а я надеюсь что таких ребят на уроке не было, звездочку надо взять красную.
Проверка и оценивание ЗУНКов
Учащиеся по ходу урока заполняют карточку, в которой ставят балл за правильно решенное задание: 20-21 балл -5, 18-19 – 4, менее 18 баллов – будем учиться решать примеры.
Рефлексия деятельности на уроке
Учащиеся в конце урока выберут волшебные звездочки. Если задания, выполнены самостоятельно и на уроке было интересно надо взять зеленую звездочку, если задания выполнены с помощью учителя и ребят – синюю, если на уроке было не интересно- красную.
Домашнее задание
Пункт №4 поможет закрепить навык выполнения порядка действий, пункт № 2 умение составлять обратные задачи к данной, индивидуальные карточки.
Дополнительная необходимая информация
В помощь учителю
Использованные источники и литература (если имеются) М.И.Моро, М.А.Бантова и др. учебник для 3 класса 2009г, Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках математики, 3кл. 2007г.
Библиотека «Первого сентября» Олимпиады и интеллектуальные игры , 2000г.
Г.В.Керова «Нестандартные задачи по математике» 1-4 классы Москва, 2010 г.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Визуальное восприятие способствует более высокому качеству его усвоения. Использование презентации дает возможность увеличить объём учебной информации.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим Данный урок – урок закрепления пройденного материала. Презентацию можно использовать для актуализации опорных знаний, при выработке умений и навыков и повторении выборочными слайдами
Категория: Математика | Добавил: ekaterina052
Просмотров: 13052 | Загрузок: 1228 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]