План-конспект урока по алгебре
в 11 классе
Тема: Решение
тригонометрических уравнений, уравнения с дополнительными условиями.
Тип урока:
практикум
Продолжительность: 45 минут
Технологии: технология
деятельностного метода и информационно-коммуникационные технологии.
Цель урока: обобщить и
систематизировать знания и умения по теме: «Решение тригонометрических
уравнений»
Задачи:
1.
обобщить и
систематизировать теоретический материал по теме: «Решение тригонометрических уравнений»;
2.
систематизировать
методы решения тригонометрических уравнений
3.
рассмотреть
уравнения, при решении которых возникают дополнительные условия;
4.
развивать
у учащихся потребность в творческой
деятельности, в самовыражении через различные виды работы;
5.
содействовать
развитию ключевой компетенции: умению общаться между собой;
6.
формировать
способность к рефлексии.
Оборудование:
1) мультимедийный проектор;
2) интерактивная доска;
3)
презентация;
4)
мультимедийный
класс
5)
а)
памятка к уроку по теме «Решение тригонометрических уравнений»
б) лист рефлексии
Ход
урока
1. Самоопределение к деятельности
Цель этапа:
включить учащихся в учебную деятельность;
повторить правила поведения в компьютерном классе
определить содержательные рамки урока
- Здравствуйте
ребята. К сегодняшнему уроку, в качестве напутствия мне бы хотелось прочесть
высказывание Л. Карно : «Первое условие, которое надлежит выполнять
в
математике, - это быть точным, второе - быть ясным и, насколько можно, простым».
Я надеюсь вы в полной мере сможете это реализовать на уроке. ((слайд 1)
- Мы находимся в компьютерном классе, поэтому
повторим правила поведения при работе с
компьютером. Каждый называет по одному правилу, повторяться нельзя
Примерный
план ответа:
- Без разрешения учителя в
класс не входить.
-На перемене всем выходить из кабинета.
- С едой в класс не входить.
- Садиться на строго отведенное место.
- Запрещается трогать руками разъемы, экран и тыльную
сторону ПК.
- Приступать к работе с компьютером только с
разрешения учителя.
- Не ремонтировать ПК самостоятельно.
- Немедленно прекратить работу при поломке ПК
- Сидеть на расстоянии от экрана не менее 60-70 см.
-
Методы решения каких уравнений мы повторяли на прошлых уроках? (иррациональных
логарифмических, показательных, уравнения с модулем.)
-
Какие виды уравнений вам еще известны? (тригонометрические
уравнения)
-
Сформулируйте тему урока. (решение тригонометрических уравнений)
- Уточняем тему:
Решение тригонометрических уравнений, уравнения с дополнительными условиями. (Слайд 2)
–
Сформулируйте цель урока. (обобщить и
систематизировать материал по теме:
«Решение тригонометрических уравнений»,). Слайд 3
–
Запишите число, классная работа, тема урока: Решение тригонометрических уравнений, уравнения с дополнительными
условиями.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в
деятельности
Цель этапа:
актуализировать учебное содержание, необходимое и
достаточное для решения задач по теме «Решение тригонометрических уравнений»;
актуализировать
мыслительные операции, необходимые и достаточные для
восприятия материала: сравнение,
анализ, обобщение;
зафиксировать
индивидуальное затруднение в деятельности
-
Что в теме «Решение тригонометрических уравнений» по вашему мнению требует повторения? (формулы для решения простейших уравнений,
методы решения)
- Для повторения
основных формул, я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Откройте
папку на рабочем столе «Самостоятельная деятельность» и выполните задание №1 (Слайд
5). Время выполнения 3 минуты.
Выполните
взаимопроверку, сверив результаты с интерактивной доской.. Результаты занесите
в лист рефлексии
-
Перейдём к методам решения уравнений. Перечислите основные методы решения
тригонометрических уравнений (Слайд 6)
-
Обсуждая задания в парах, выполните из папки «Самостоятельная деятельность»
задание №2. Время выполнения 2 минуты.
Проверим
результаты с помощью интерактивной доски.
-
Почему разошлись во мнениях или не смогли определиться с некоторыми методами?
(Возникли
затруднения, так как забыли некоторые методы и есть необходимость повторить алгоритмы
решения)
3. Постановка
проблемы
- Итак, что
необходимо было сделать? (определиться с
методами решения и обосновать выбор)
-
Почему возникли затруднения, и что требуется сделать? (необходимо повторить теоретический материал и вспомнить основные алгоритмы)
4. Выход из
затруднения
Цель этапа:
организовать коммуникативное взаимодействие для
устранения причин выявленного затруднения и зафиксировать преодоление затруднения.
- Я предоставляю слово теоретикам, которые
систематизировали материал по теме «Методы
решения тригонометрических уравнений» (Слайды
8 – 22).
В результате повторения учащиеся
получают листы-памятки с алгоритмами.
5. Физкультминутка:
Слайд 23
6. Практикум:
Цель этапа:
организовать
решение задач, зафиксировать преодоление затруднения.
- Мы повторили
методы решения тригонометрических уравнений, какой следующий этап? (потренироваться в решении уравнений)
- Проба сил (Слайд
24)
№1. Найдем все решения уравнения, принадлежащие промежутку [-π;π]
cos 2x
+ sin2x = cos x
№ 2. Найдем число корней уравнения
cos2
2х + cos2 6х = 1, принадлежащие отрезку
№3. Решить уравнение
Решаем уравнения с комментарием у доски. При решении уравнений обсуждаем
методы отбора корней.
7.
Самостоятельная работа:
Цель этапа:
проверить своё умение применять
знания в типовых условиях на основе
сопоставления своего решения с
эталоном для самопроверки
-
Пришло время выполнить задание самостоятельно.(Слайд 25)
-
Откройте папку на рабочем столе «Эталон» и выполните самопроверку.
Результат занесите в лист рефлексии
Обсудить
результаты. Задать вопросы теоретикам.
8. Включение в
систему знаний
Цель этапа:
организовать коммуникативное взаимодействие для построения творческой задачи.
- Трудность решения в какой-то мере входит в само
понятие задачи: там, где нет трудности, нет и задачи. Поэтому предлагаю решить задачу используя
комбинированные методы.(Слайд 26)
9. Рефлексия
деятельности
Цель этапа:
зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.
-
Какую тему мы сегодня с вами изучали?
-
При каких условиях в тригонометрических уравнениях приходиться производить
отбор корней? (Слайд 27)
-
Перечислите методы отбора корней.
-
Расскажите принцип реализации каждого метода (Слады 28, 29)
Выдаются листы с
памяткой (Методы отбора корней) и домашнем заданием.
-
«Считай несчастным тот день или тот час , в который ты не усвоил ничего нового
и ничего не прибавил к своему образованию». Как вы оцениваете данный час?
-
Проведите самооценку своих знаний и умений, заполнив листы рефлексии.
- Спасибо за урок!
|