Вторник, 23.04.2024, 12:50
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дистанционное обучение » ДО в работе с одаренными детьми

«Дистанционное обучение творческих учащихся в современной школе».
Главная цель современной школы заключается в эффективной передаче наиболее ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями, так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им. При этом, продвигаясь по пути приумножения знаний, они должны максимально полно раскрыть свой личностный потенциал и реализовать его с пользой для себя и общества. Примерный идеал имелся у многих учителей в последнее десятилетие, а после объявления новых ФГОС, мы поняли, что этого же хочет и требует от нас государство, но реальная практика обучения слишком сильно расходится с такими ценностно-целевыми установками. Школа по-прежнему еще остается ориентированной на простое развитие знаний умений и навыков, методы обучения во многом репродуктивны, а взаимодействие учителей с учениками часто директивны.
Я считаю, что стратегии научного познания мира должны стать ведущей составляющей содержания образования и одновременно главным критерием его отбора. Содержание образования не должно являться упрощенным набором фактов, правил, закономерностей, законов частных разделов определенной науки, выстроенных в соответствии с возрастными особенностями школьников, чем по большей части являются современные школьные программы и учебники.
Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от выбора адекватных инструментов их усвоения и передачи.
Эти инструменты следует рассматривать с точки зрения организации познавательной деятельности учеников (учения) и профессиональной деятельности учителя (обучения), которые реализуются внутри конкретной образовательной технологии. В этой области все значительно сложнее, так как средств передачи образовательных стандартов разработано огромное количество и найти наиболее эффективный из них крайне сложно.
Множество возможностей для реализации вышеперечисленных идеальных задумок дает внедрение в учебный процесс дистанционного обучения (ДО). Это предполагает постоянную включенность всех участников образовательного процесса в познавательную ситуацию и внутренний поиск, принципиально иную организацию обучения как активного процесса переработки информации, приводящего к иным результатам.
Преимуществом дистанционного обучения является его продуктивный характер, создание особой мотивации на саморазвитие и самореализацию у ученика, развитие аналитического мышления, направленность на самостоятельное овладение знаниями.
Данная стратегия работы предполагает субъект-субъектные отношения, большее равноправие между учеником и учителем, свободу выбора для ученика, но и перенос ответственности за результаты обучения на его плечи.
ДО в основном используется в образовательных учреждениях для работы с учащимися, имеющими какие-либо проблемы со здоровьем, находящимися на надомном обучении или значительное время отсутствующих на занятиях в школе (находящимися в санаториях, больницах, на соревнованиях), что делает практически невозможным их обучение в кругу сверстников. Здесь открываются замечательные перспективы:
- индивидуальный план, темп и результат усвоения программы;
-возможность осуществлять обучение в посильном режиме, ежедневно контролировать процесс и всегда иметь возможность выйти с учителем на связь для решения проблем;
- возможность вместе с учениками класса «присутствовать» 9пусть и виртуально) на уроках, принимать участие в дистанционных проектах, олимпиадах, конкурсах, находясь дома или в поездках;
- возможность готовиться к сдаче экзамена по предмету по индивидуальной программе и в удобное время (а учащиеся с ослабленным здоровьем и спортсмены тоже ставят цели поступить в ВУЗы и получить высшее образование, причем часто на специальности, имеющие большой конкурс).
Я убеждена, что использование ДО дает возможность выстроить индивидуальную стратегию развития и для одаренного сильного ученика, мотивированного на учебу и достижение высоких результатов, на решение не только обязательных учебных задач, но и творческих исследовательских проблем в предмете, имеющего стойкий интерес к предмету и не получающего на обязательных уроках возможности себя реализовать в полную силу. Такие учащиеся есть в каждой школе, их не так много, но все мы знаем, как трудно найти время и возможность работать с ними в предмете индивидуально. Они загружены разными мероприятиями, внеурочно лично встречаться не всегда удобно. Вот здесь и открываются все плюсы дистанционного обучения для них. Результаты работы не заставят себя ждать, если уделять общению в дистанционном курсе с ними хотя бы по пол часа в день, систематически будить их мысль индивидуальными заданиями, интересными проектами, нерешенными в науке проблемами и новыми открытиями, предлагать решать нетиповые задачи, что они так любят. Появляется возможность в удобное и свободное для учителя и ученика время индивидуально и адресно осуществлять подготовку к олимпиадам и конкурсам, к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.
Дистанционные курсы по предмету являются мощным средством для поддержания интереса к его изучению и познанию окружающего мира в целом.
В нашей школе создана опытно-экспериментальная площадка по внедрению ДО по теме «Использование технологий WEB-2.0 для осуществления работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к обучению и одаренными учащимися». В течение двух лет (с 2010 года) шла работа по разработке и апробации дистанционных курсов по предметам обязательного перечня и дополнительным (факультативы).
Курсы разрабатывались в оболочке Moodle, на сайте нашей школы существует система «Дистанционное обучение», которая предоставляет возможность осуществлять интерактивные занятия – лекции, семинары, видео-уроки, тесты с большим набором вариантов, проверочные задания разного уровня и типа выполнения, интерактивные лабораторные работы по химии и домашние опыты, организовывать форумы по обсуждению предметных проблем и совместному решению заданий, работать с онлайн-учебниками по химии и просматривать видео-опыты, получать доступ к интернет-ресурсам по предмету на ФЦИОР и Единой коллекции ЦОР, сайтах учителей России и личной базе учителя.
Разработан курс по системе решения задач по химии разного уровня сложности, в том числе олимпиадных и экзаменационных. К сожалению, при двух часах химии в неделю, не имея профильных классов, очень сложно отработать умение решать расчетные задачи. ДО предлагает уникальную альтернативную возможность внеурочно приобрести такие навыки, выстроив индивидуальную траекторию для каждого заинтересованного ученика.
Система работы в дистанционном курсе включает не только учебную, но и внеурочную деятельность по предмету. На онлайн-занятиях курса ребята овладевают методикой химического эксперимента, качественного и количественного анализа состава различных соединений, приёмами биоиндикации.
Например:
1. Выращивание кристаллов.
2. Качественное определение углеводов, белков, жиров, витаминов в продуктах питания.
3. Оценка качества водопроводной и природной воды.
4. Биоиндикация состояния воздуха.
5. Количественное определение тяжелых металлов в снегу и почве.

Подводя итоги, можно утверждать, что внедрение, развитие и совершенствование дистанционного обучения мотивированных учащихся в современной школе жизненно необходимо. Естественно, пока много проблем, но нужно их преодолевать и идти в направлении реализации запросов государства, которые соответствуют многим идеальным взглядам педагогов на процесс современного образования.
Дистанционное обучение несомненно несёт залог развития личности:
• во-первых, учащиеся знакомятся с приемами и методами современной системы образования, которые могут быть использованы и в других сферах деятельности при получении высшего образования, переподготовке и повышении квалификации в их взрослой жизни;
• во-вторых, учащиеся более основательно и фундаментально изучают содержание предмета, что не всегда возможно на уроках из-за сокращения часов на преподавание предмета;
• в-третьих, они значительно расширяют свой научный кругозор, изучают сложные вопросы предмета на углубленном уровне;
• в-четвертых, приобретают опыт самостоятельной работы, распределения времени, планирования, достижения цели, что совершенно необходимо для любой их будущей профессиональной деятельности.
Список источников:
1. www.opentechnology.ru
2. Материалы 12 Всероссийского интернет-педсовета: «Дистанционное обучение в школе».
http://pedsovet.org/forum/topic183.html
Категория: ДО в работе с одаренными детьми | Добавил: ssuslina (29.06.2012) | Автор: Суслина Светлана Анатольевна E
Просмотров: 1354 | Теги: Moodle, до, Химия, Одаренные | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]