Организация учебной деятельности по коррекции навыков работы с физическими задачами
Цель изучения курса физики на начальном этапе для ученика заключается в освоении первичных физических понятий и навыков решения простейших физических задач, что является необходимым условием успешного освоения предметного материала на следующих этапах изучения предмета. Как показывает опыт особые затруднения ученики испытывают при работе с физическими задачами. В любом классе всегда находятся ученики с отсутствием учебной мотивации, которые систематически не выполняют домашние задания, не приходят на консультации с преподавателем. Причиной этого может быть комплекс объективных и субъективных причин: лень ученика, отсутствие контроля со стороны родителей, недостаток времени и т.д. В любом случае данная ситуация будет усугубляться и приводить к всё большему отставанию ученика по предмету. В связи с этим необходим поиск методов и педагогических средств, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся и организовать эффективную успешную работу по коррекции навыков отстающих учеников при решении физических задач на начальном этапе. Необходимым шагом в этом направлении является индивидуальный подход к учащимся, ориентация на ученика. Для чего было проведено анкетирование и беседы с отстающими учениками по выяснению наиболее приемлемой для них формы дополнительной работы по предмету. Подавляющее большинство учащихся выбрало дистанционную форму организации учебного процесса во внеурочное время, что объясняется в первую очередь гибким графиком дополнительных занятий. Инструментарий, предлагаемый дистанционному учителю в системе Moodl достаточно многообразен. Однако, оценки получаемые учеником на дистанционном курсе не дают учителю в полной мере представления о тех изменениях, которые произошли с учеником в процессе дополнительных занятий. Набор инструментов Moodl не позволяют ученику и учителю проследить динамику изменений происходящих с учеником в ходе дистанционной работы. А ведь это необходимый компонент учебной мотивации ученика. Данная проблема была решена следующим образом. На языке Visual Basic мной была написана программа «Продвижения в учебе» в среде MS Excel, которая отображает динамику изменений происходящих с учеником наглядно в виде сравнительной диаграммы результатов предыдущих и последующих практических работ над физической задачей. (С примером программы на одном из этапов работы можно ознакомиться в приложении). В этой связи занятия на дистанционном курсе строятся со следующими особенностями: 1) ученикам предлагался способ действия с физической задачей в готовом виде, этапы которого прописаны в окне программы и имеется пояснение к ним в отдельном файле. 2) Вводная диагностика проводится учителем, по результатам выполнения вводного задания. Ученику отправляется файл программы «Продвижения в учебе» с уже заполненной учителем таблицей работы №1. 3) На дистанционном курсе разрабатываются системы упражнений, ориентированные на пошаговую отработку каждого этапа способа действия. При этом задания составлены так, что позволяют определить характер допущенной ошибки и ученику в обязательном порядке предлагается система упражнений корректирующих эту ошибку. Только после этого ученик сможет продолжить работать с упражнением. 4) Проводится промежуточная и контрольная диагностика отработки обобщенного способа действия и последующая работа ученика над заполнением соответствующих таблиц программы «Продвижения в учебе» по результатам срезов для сравнения достигнутых результатов, их самоанализа и анализа учителем. Как показала практика, подобная форма работы с неуспевающими учениками с применением дистанционных форм обучения, во-первых, позволяет более наглядно ученику и учителю проследить динамику образовательных результатов в процессе обучения, а, во-вторых, создать условия учащимся к преодолению инертности и пассивности процесса самостоятельного учения, в третьих, охватить максимальное количество учащихся. Предлагаемая форма работы позволила перевести 85% неуспевающих учеников по предмету с нулевого уровня на первый и второй, согласно многоуровневой 15 бальной системы оценивания, принятой в образовательном учреждении. Используемая литература: 1. Максимов, Л.К. Формирование у младших школьников обобщённых способов вычислений в условиях деятельностного подхода к обучению // Л. К. Максимов, Л. В. Максимова/ Мегион - Екатеринбург, 2004. 2. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности // Г. В. Репкина, Е. В. Заика. - М., 1996.