Конспект непосредственно образовательной деятельности
Конспект непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми подготовительной к школе группы в режиме здоровьесбережения
Тема: «Что такое наше тело, что оно умеет делать?»
Цель: обучение составлению описательного рассказа.
Задачи: Коррекционные: – учить координировать речь с движениями; – развивать дыхание, голос и мимическую мускулатуру; – развивать общую и мелкую моторику.
Развивающие: – расширять и активизировать словарь; – развивать самоконтроль за речью.
Воспитательные: – воспитывать бережное отношение к своему здоровью; – воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: мультимедийная установка (презентация для детей), магнитная доска и магниты, маркер, картинки с изображениями эмоциональных состояний, схемы для составления плана рассказа, ароматическая лампа, эфирное масло мяты и эвкалипта.
Перечень формируемых универсальных учебных действий
Личностные: – развитие интереса к предстоящей деятельности, формирование мотивации; – проявление инициативы, самостоятельности; – выполнение действий по словесной инструкции; – формирование умения работать по правилу и по образцу; – формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру.
Регулятивные: – выполнение действий схематизации и моделирования; – оценка деятельности сверстников; – самооценка собственной деятельности.
Познавательные: – способность и умение производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.
Коммуникативные: – умение вести диалог в соответствии с требованиями речевого этикета; – умение составлять описательный рассказ.
Организационный момент – Ребята, как настроение? Сегодня утром вы здоровались друг с другом? Как? – Привет! – Ребята, а как можно поздороваться со взрослыми людьми? – Доброе утро! Здравствуйте! Приветствую Вас!
Мотивационно-ориентировочный этап – Ребята, сегодня к нам в гости прилетел инопланетянин. И он даже не знает, как с нами поздороваться. Представляете? Он не знает, как устроен земной человек. Не знает, что есть дети и взрослые. Просит нас помочь ему разобраться. Поможем? – Конечно.
Поисковый этап: – Ребята, чтобы понятно рассказать нашему гостю о земном человеке, что мы должны сделать? – Вспомнить, узнать, как устроено наше тело. – С чего начнем? – Рассмотрим себя и других. – Давайте так и сделаем, отправимся в путешествие по нашему телу. А для этого нам нужен …? Что? – План путешествия!!! – И правда, чтобы ничего не забыть, нужен план. Кто самый смелый? Дима, ты поможешь составить план? – Да, я охотно помогу. – А вы, ребята? – Мы тоже хотим! – Очень хорошо, тогда Дима будет нашим трафаретом, то есть мы его обведем. При этом будем называть ту часть тела, к которой прикасаемся. (Один ребенок ложится на лист ватмана, остальные дети по очереди рисуют его контур) – Вот, как у нас получилось. Вам нравится? Идите ближе, садитесь удобнее. Рассмотрим внимательнее, что же еще добавить к нашему плану. (Учитель-логопед обращает внимание детей на контур головы.) – Ребята, мы назвали все части тела. А здесь что у нас? – Лицо. – Ребята, что умеют делать наши лица? – Улыбаться. – Конечно, и не только улыбаться. На наших лицах можно прочитать различные эмоции. Какие вы знаете? – Радость, грусть, удивление, испуг, восторг, восхищение, злоба. – Очень хорошо, давайте представим, что летом выпал снег. Что кто-то заболел. А вскоре выздоровел. Что кто-то сломал вашу любимую игрушку. Что вам подарили долгожданный подарок. (Дети изображают различные эмоциональные состояния). Мимическая гимнастика. – Что на лице? – Глаза. – Точно, а что человек делает глазами? – Смотрит, видит, глядит, моргает. – Ребята, когда наши глаза долго-долго что-то рассматривают, они очень устают, напрягаются. Что нужно делать? – Давать им отдых. – Конечно, скоро вы пойдете в школу. Ваши глаза будут много трудиться, и чтобы сохранить зрение, нужно уметь снять напряжение с глаз. Гимнастика для глаз. – Что дальше на лице человека? – Нос. – Да, что же человек делает носом? – Дышит, вдыхает, нюхает, выдыхает. – Давайте вспомним наши дыхательные упражнения. Вдох через рот, а выдох через рот. Дыхательная гимнастика. – Что еще мы не нарисовали? – Уши. – Замечательно, все правильно. Зачем людям уши? – Слушать. – Конечно, вы знаете, ребята, на ушных раковинах множество точек, которые отвечают за работу различных внутренних органов. Если эти точки массажировать, то можно влиять на работу наших органов. Аурикулярный массаж. – Ребята, вот мы с вами все вспомнили о строении человека, давайте еще раз повторим, но уже с движениями. Динамическая пауза. – Ребята, уже можно готовить рассказ для нашего гостя. Только как же нам успеть рассказать обо всем? – Можно разделиться на команды и составить план. – Отличная идея. Одна команда расскажет инопланетянину об органах зрения человека, вторая – об органах слуха, а третья – о дыхательной системе. – А с чего мы начнем наш рассказ? – Придумаем название. – Проходите к столам, там вы найдете схемы для составления плана рассказа. Минут 5 вам хватит на подготовку? – Хватит! – Тогда – за дело!
Практический этап (Дети делятся на три команды, используя графические схемы, составляют план рассказа, при этом встречают совершенно новую информацию о внутреннем строении органов, изучают ее при помощи логопеда или самостоятельно, выбирают выступающего) – Ребята, вы готовы рассказать о строении человека инопланетянину? Какая команда первая? (Рассказы детей) – Ребята, наш гость посылает нам ответный сигнал. Давайте посмотрим, послушаем и понюхаем. Элементы музыкотерапии, ароматерапии, хромотерапии.
Рефлексивно-оценочный этап – Ребята, догадались, почему такие сигналы нам были посланы? – Да, потому что мы рассказывали про слух, зрение и дыхание. – Точно, так и есть. Значит, инопланетянину понравились ваши рассказы, и ему все понятно о строении человека. – Ребята, чтобы быть успешным человеком, умным и красивым, что нужно беречь с самого детства? – Смотрите на экран, там подсказка! (Зубы, дом, облако, рука, облако, виноград, Ь, енот) – ЗДОРОВЬЕ. – Конечно. Все правильно и верно! Вот и закончилось путешествие по нашему телу. Посмотрите на экран, что вы видите? (Я МОЛОДЕЦ!) Ребята, скажите, почему каждый из вас сегодня молодец! (Дети оценивают себя) – Я молодец, потому что… – Я не молодец, потому что…
Список использованной литературы 1. Выготская, И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: книга для логопеда. / И. Г. Выготская, Е. Л, Пеллингер, Л. П. Успенская. - М. : Просвещение , 1993. - 223 с. 2. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001. - 208 с. 3. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 349 с. 4. Оздоровительные и реабилитационные мероприятия в учреждениях системы образования на основе применения аромамасел: Методические рекомендации. – Новокузнецк, 2003. – 40 с. 5. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк. 6. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2002. - 80 с. 7. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М., Аст, Астрель, 2002. – 94 с.